Конспект урока для учащихся 10-го класса "Петр I и его реформы в оценках и суждениях"

Разделы: История и обществознание


Тип: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока.

Учебная: сформировать представление о роли Петра I в истории России, о предпосылках, причинах и значении реформ.

Развивающая: Продолжить развитие исследовательских умений и навыков: анализировать, выделять главное из текста учебника и исторических документов, аргументировано отвечать на вопросы, делать выводы и оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, устанавливать межпредметные связи.

Воспитывающая: Продолжить воспитание нравственно-патриотического отношения к истории России и толерантности.

Литература

  • Учебник “История России” Буганов В.И., Зырянов П.Н.
  • Школьная энциклопедия. История России XVIII век.
  • Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века.

Оборудование: Доска, мел, карта, мультимедийная установка.

Ход урока

I этап: Организационный момент

II этап: Опрос.

Индивидуальная работа:

1. Годы Северной войны:

1. 1699-1721

2. 1700-1721

3.1708-1721

4.1709-1721

2. Какая страна не была союзником России в Северной войне:

1. Англия

2. Дания

3. Речь Посполитая

4. Саксония

3. Причиной победы России в Северной войне не было:

1) народная молва, что Петр 1- антихрист;
2) открытие военно-учебных заведений;
3) строительство военных заводов на Урале;
4) создание регулярной армии.

4. В результате, какой войны Россия получила выход к Балтийскому морю:

1) Ливонской войны 1558–1583;
2) Смоленской войны 1632–1634;
3) Северной войны 1700 1721;
4) Семилетней войны 1756–1763

5. Когда в России было введено новое летоисчисление:

1) 1 января 1700 г.;
2) 1 сентября 1700 г.;
3) 1 января 1721 г.;
4) 1 сентября 1721 г.?

6. Петербург стал столицей России в:

1) 1703 г.;
2) 1735 г.;
3) 1712 г.;
4) 1700 г.?

7. Между какими странами был подписан Ништадтский мирный договор 1721 г., которым завершилась Северная война:

1) Россией и Швецией;
2) Россией и Польшей;
3) Россией и Данией;
4) Россией и Англией?

8. Результатом Северной войны не было:

1. Провозглашение Петра императором.

2. Приобретение Россией выхода к Балтийскому морю.

3. Признание России великой державой.

4. Присоединение к России Азова.

Фронтальный опрос:

1. Причины Северной войны?

2. Почему России был нужен выход к Балтийскому морю?

3. Объясните, чем вызвано поражение Петра под Нарвой?

4. Перечислите, крупные сражения Северной войны, в которых Петр одержал победу?

5. Расскажите о Полтавской битве?

III этап. Изучение нового материала.

- Сегодня мы продолжим разговор о правлении Петра I. Внимание на экран.

(На экране портрет Петра и звучат слова диктора о деятельности первого императора России)

- 28 января 1725 года умер первый российский император. “Кого хороним?” “Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли русской” - эти слова произнес Феофан Прокопович, один из преданных людей Петра.

“Солнце земли русской” - высочайшая оценка, появившаяся при жизни Петра, но были и другие суждения о его деятельности. Итак почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром: “то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник”, так говорил Пушкин, но находились люди, которые считали царя виновником многих бед России и он для них был - “злодей”, “деспот”, “тиран”.

- А сколько книг написано о Петре. Какие произведения о петровской эпохе вы читали? Какие фильмы, посвященные Петру, смотрели?

- У каждого автора свое представление о царе-реформаторе.

- Проанализируйте все вышесказанное и определите тему урока?

- Петр Первый и его реформы в оценках и суждениях.

- Давайте вместе попытаемся сформулировать учебные задачи урока (выяснить причины реформ, какие реформы были проведены и дать оценку деятельности Петра Первого).

- А как можно судить о человеке?

- Откуда можно узнать о делах человека?

- У вас на столах пакет с историческими документами, их то мы сегодня и будем анализировать.

- Документы анализируете в парах, И заносите выводы в таблицу:

Реформа

Основные положения реформы

Значение

“Учреждение сената. 1711 год”    
“Генеральный регламент. 1720 год”    
“Учреждение губерний. 1709 год”    
“Указ о покупке к заводам деревень. 1721 год”    
“Регламент мануфактур-коллегии. 1723 год”    
“Табель о рангах. 1722 год”    
“Указ о единонаследии. 1714 год”    

Задание № 1

1. Проанализировать реформы в системе государственного управления:

- “Учреждение сената. 1711 год”;

- “Генеральный регламент. 1720 год”;

- “Учреждение губерний. 1709 год”;

- текст учебника стр. 35.

2. Ответить на вопросы:

1. С какой целью проводились реформы административного управления?

2. Какие новые органы управления были созданы Петром и в чем их отличие от органов управления XVII века?

3. Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало, чем уступавшим войне Петровского времени”. К чему вели реформы государственного управления в России по данному высказыванию?

Задание № 2

1. Проанализировать реформы в области экономики:

- “Указ о покупке к заводам деревень 1721. год”

- “Регламент мануфактур-коллегии1723. год”

- текст учебника стр. 32-33.

2. Ответить на вопросы:

  1. В петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. Что способствовало этому?
  2. Какие преобразования в этой области были проведены?
  3. Какова особенность российских мануфактур? Где они возникали?
  4. Что такое протекционизм?
  5. В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. Кто был движущей силой, которая возвела Россию на новую историческую ступень?

Задание № 3

1. Проанализировать социальные реформы Петра I:

- “Табель о рангах 1722./ год”

- “ Указ о единонаследии. 1714 год”

- текст учебника стр.34-35.

2. Ответить на вопросы:

  1. Какие изменения произошли в обществе в результате социальных реформ?
  2. Какую роль сыграли для общества указы Петра “ Табель о рангах” и “Указ о единонаследии”?

- А сейчас образуем 4-5 групп. Каждая группа проанализирует 3 варианта суждений о цене петровских реформ. Задача группы высказать свое мнение.

Задание № 4

1. Цена петровских реформ.

Проанализируйте 3 варианта суждений.

  1. Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский цар ь- иначе бы он не опустошал страну.
  2. Как вы оцениваете политику Петра I? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?

  3. Крестьяне говорили: “Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение”.
  4. Объясните смысл этого высказывания. Как оценил народ налоговую политику Петра I?

  5. “Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными”.

Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра? Докажите, что для его появления были основания.

Группы выступают.

Учитель:

- Перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа.

Поэтому в Петровское время нередко происходили мятежи.

По некоторым данным в России при Петре погиб каждый десятый человек.

- Скажите, почему Петру посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал.

Вывод. Яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекает внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.

IV. Рефлексия

- Вспомните, задачи, которые поставили в начале урока?

- Они решены?

- Чтобы убедиться, в том, что они решены я, предлагаю, вам выполнить тесты, выполнять вы их будете через копирку.

Возвращаемся к цели нашего урока и на основании полученной информации определим роль Петра 1 в истории России. Используем прием неоконченных предложений:

1. “Для России Петр I …”.

2. “Я думаю, что Петр I …”.

3. “Если бы в истории России не было Петра I, то …”.

V этап: Домашнее задание. §43.Творческое задание написать эссе на тему: “…Что такое Петр? Чудо или чудовище?…”.

VI этап: подведение итогов.

Существует много памятников о деятельности Петра I в литературе, живописи, кинематографе, искусстве. Я хочу предложить вам еще один памятник Петру I его автор Фальконе.

На экране изображение знаменитого памятника Петру работы Фальконе.

Учитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”:

Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
- К кому обращены стихи?
- Кого олицетворяет “гордый конь”?
- Как вы понимаете смысл трех последних строк?
- Как бы вы ответили на вопрос поэта:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?

Вывод. История России продолжается, продолжаются и наши раздумья о ней. Хотелось бы в заключенье процитировать слова М. Горького: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”.