Конспект обобщающего занятия в подготовительной логопедической группе по теме "Продукты питания"

Разделы: Логопедия


Цель: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания.

Задачи:

  • Закрепить информацию о классификации продуктов питания; обобщающее понятие «Продукты питания»;
  • Закреплять употребление в речи относительных и качественных прилагательных;
  • Развивать навык составления предложений из 4-5 слов;
  • Закреплять умение использования и употребления в речи близких по значению глаголов: жарить, варить, печь, кипятить.
  • Развивать мыслительные операций сравнения, анализа, синтеза;
  • Развивать сенсомоторные навыки.

Оборудование: Загадки с иллюстрациями, игрушка бибабо - Колобок, баночки с крупами, муляжи продуктов, картинный материал по теме: «Продукты питания», мяч.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед: Ребята. Сегодня мы повторим с вами, какие бывают продукты, вспомним, как готовят пищу, будем учиться образовывать новые слова, составлять предложения. Но, сначала, я загадаю вам загадки.

Сидит на ложке,
Свесив ножки.
(Лапша)

Я красива, я кругла,
Меня бабушка пекла.
Маслом поливала,
Маком посыпала.
(Булочка)

Из муки его слепили,
После в печку посадили
На окошке он студился,
По дорожке он катился
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису
От нее уйти не смог.
Что за сказка?…
(Колобок)

Появляется Колобок.

Колобок (логопед): Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я очень рад встрече с вами! И предлагаю немного поиграть с пальчиками!

Мышка зернышко нашла
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку — с капустой,
Мышонку — с картошкой,
Мышонку — с морковкой,
Мышонку — с морошкой.
Для большого толстяка
Все четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой. 
Вот!
И. Лопухина

Пальцы соединяются между собой в «сферу»
Движение рук «мельница»
Трётся кулачок о кулачок
«Печём» пирожки
Поочерёдно загибаем пальцы правой руки, начиная с мизинца

Пальцы в кулачке, большой палец отведён к наруже

Поочерёдно загибаем пальцы левой руки, начиная с мизинца
Большие пальцы вверх

Колобок (логопед): Какие вы молодцы!

2. Беседа о продуктах питания.

Логопед: Ребята, пусть Колобок немного отдохнёт, а мы, немного побеседуем. Пожалуйста, вспомните, из какой сказки наш герой? «Колобок»

Логопед: Из чего сделан Колобок?

Дети: Из теста.

Логопед: А тесто из чего готовят?

Дети: Из муки, молока, яиц, сахара, соли, масла.

Логопед: Назовите одним словом все, что перечислили. (Продукты питания).

Логопед: Колобок, а тебе интересно услышать, что знают наши дети о продуктах питания?

Ребята, припомните, пожалуйста, какие группы продуктов вы знаете. (Ответы детей, вывешивание картинок на доску).

Логопед: Перечислите, пожалуйста, известные вам молочные продукты (мясные, хлебобулочные, мучные, крупяные, кондитерские). (Ответы детей, вывешивание картинок на доску).

Логопед вместе с детьми повторяет названия продуктов (молочные, мучные, мясные и т.д.), уточняет значение разнообразной пищи для здоровья человека и всех людей.

3.Физминутка

Колобок (логопед): Ребята, я предлагаю вам немного размяться!

Раз, два, три четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали—
Так мы маме помогали.

Шаги на месте
Движения, имитирующие мытьё посуды
Руки к плечам – в стороны
Руки в «кольцо» над головой
Движения, имитирующие мытьё посуды
Движения плечами вверх-вниз

Наклоны головы к плечам

Развести руки в стороны

4. Игра "Что приготовить?", составление предложений.

Колобок (логопед):Ребята, а я приготовил для вас, очень сложное задание. Посмотрите, у меня есть волшебные баночки, подскажите мне, что в них, и что из этого можно приготовить?

Дети рассматривают и называют крупы в приготовленных прозрачных ёмкостях (манка, греча, рис, геркулес, горох, пшено, овсянка и муляжи продуктов). Каждый ребёнок берёт одну ёмкость и составляет предложения.

- Какую кашу можно сварить из…?

Ребёнок: Это пшено. Из пшена можно сварить пшенную кашу. И т.д.

- Какой суп можно сварить из …(фасоли, курицы, свеклы, грибов, овощей, мяса, гороха, рыбы)?

Ребёнок: Это мясо. Из мяса можно сварить мясной суп. И т.д.

5. Дидактическая игра «Пирожки с начинкой»

Колобок (логопед): Дети, а моя бабушка, не только колобки умеет печь, она ещё любит печь пироги с разными начинками. (Показывает картинку с капустой). Это капуста. Бабушка испекла капустный пирог. (Выставляются картинки: картофель – картофельный, гриб - грибной, рыба – рыбный, яблоко – яблочный, морковь - морковный, малина – малиновый).

Подбор обобщающего слова

Логопед. Как назвать, одним словом капусту и морковь?

Дети. Овощи.

Логопед. Начинка из овощей, какая?

Дети. Овощная.

Логопед. Как назвать, одним словом яблоко и сливу?

Дети. Фрукты.

Логопед. Начинка из фруктов, какая?

Дети. Фруктовая.

Логопед. Как назвать, одним словом малину и землянику?

Дети. Ягоды.

Логопед. Начинка из ягод, какая?

Дети. Ягодная.

6. Игра с мячом "Думай и отвечай"

Игра способствует активизации глаголов, близких по значению.

Логопед (бросает мяч ребёнку и задаёт вопросы): Суп варят или жарят? Что ещё можно варить?

Ребёнок: Компот, варенье, кашу, лапшу, макароны.

Логопед: Молоко кипятят или варят? Назови, что ещё можно кипятить?

Ребёнок: Воду.

Логопед: Котлеты пекут или жарят? Назови, что ещё можно жарить?

Ребёнок: Картофель, рыбу, яйцо, мясо.

Логопед: Хлеб пекут или тушат? Назови, что ещё пекут?

Ребёнок: Пироги, торты, печенье.

Логопед: Назови, что можно тушить?

Ребёнок: Овощи, мясо.

7. «Подарки для Колобка».

Логопед: Вы любите получать подарки? А дарить подарки? Подарите красивое слово Колобку. Какой он?

Дети называют качественные прилагательные.

  • Румяный
  • Аппетитный
  • Веселый
  • Задорный
  • Красивый
  • Круглый
  • Дружелюбный и т.д.

Колобок прощается и благодарит детей за добрые, красивые слова.

8. Рефлексия занятия.

Список используемой литературы:

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010. – 128с.
  2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. – 256с., ил.