Обучение грамоте

Разделы: Литература


Характеристики урока (занятия).

Уровень образования: начальное общее образование.

Целевая аудитория: учащийся (студент).

Класс(ы): 1.

Предмет(ы): обучение грамоте.

Цель урока: осуществить переход от обозначения звуков условными знаками к ознакомлению с буквой.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с печатными буквами А а.
  2. Закрепить представление о слогообразующей роли гласных звуков, развивать речь, фонематический слух.
  3. Воспитывать интерес к предмету, к сказкам.

Оборудование: демонстративные карточки: дед, баба, лиса, волк, рыба;
Касса букв, печатные буквы А а; сюжетные картинки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

2. Звуковые аналитико-синтетические упражнения.

Учитель: – Мы сегодня отправимся в сказку. Но для этого нам нужна книга. Нарисуйте в своих блокнотах схему слова книга.

(Пока ученики рисуют, учитель вывешивает на доску две схемы.)

Учитель: – Какая из схем верная? От вашего выбора зависит какую книгу мы сегодня откроем злую или добрую.

Учитель: – Молодцы, ребята, справились с заданием и выбрали нужную книгу.

Герои какой русской народной сказки пришли к нам сегодня на урок?

Назовите сказочных героев, выделяя в каждом слове гласные звуки.

Лиса, волк, баба Яга, дед, баба, рыба, конь.

Учитель: – Назовите первый звук в названии каждого героя.

Вместе с вами будем вспоминать сказку, помогать героям выходить из трудных положений.

Итак, жили-были дед и баба. Дед говорит бабе: “Ты, баба пеки пироги, а я поеду за рыбой”.

Едет дед по зимней дороге, кругом снег, тишина. Мороз. Дорога вьется вперед.

Учитель: – Назовите в словах последний звук:

Снег
Тишина
Мороз
Дорога
Вьется

Учитель: – Подъехал дед к реке, размотал удочку, прорубил прорубь и стал ловить рыбу.

А пока дед ловит рыбу мы с вами вспомним какие рыбы водятся в нашей реке?

(Окунь, сазан, муксун, нельма, щука, щёкур.)

Учитель: – Назовите название каких рыб заканчивается на согласный звук?

– Название какой рыбы заканчивается на гласный звук?

Учитель: – Наловил дед рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не шелохнется, лежит себе, как мертвая. “Вот будет воротник жене” – сказал дед, взял лисицу и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисичка…стала потихоньку выбрасывать по рыбке, да по рыбке. Выбрасывала всю рыбу и сама потихонечку с саней и убежала.

– Ну, старуха, – говорит дед ; воротник я тебе на шубу привез.
– Где?
– Там на возу и рыба и воротник.

Подошла баба к возу: ни рыбы ни воротника. Начала ругать мужа:

– Ах, ты старый, еще обманывать выдумал.

Тут дед смекнул, что лисичка была живая. Погоревал, погоревал, да делать нечего.

А лисичка собрала всю рыбу в кучу. Сидит ест рыбу себе, навстречу идет волк.

– Здравствуй, кумушка!
– Здравствуй, куманек!
– Дай мне рыбки.
– Налови сам да ешь.
– Я не умею.
– Эка, ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, отпусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепится, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.

Волк пошел на реку, отпустил хвост в прорубь: дело-то было зимой. Уж он сидел всю ночь просидел, хвост его и приморозило. Попробовал подняться, да не тут-то было: “Эка, много рыбы привалило, и не вытащишь” – думает он. Смотрит, бабы идут за водой и кричат. Прибежали и стали бить волка. Кто коромыслом, кто ведром. Волк прыгал, выл, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

3. Физкультминутка.

Учитель: – Представили себе, что мы оказались на месте волка и без оглядки убегаем от людей. Побежали на цыпочках быстрее, быстрее, оглянулись, остановились, глубоко вздохнули и сели.

4. Выделение звука а.

– Как выл волк?
– Хором провоем а-а-а
– Какой это звук гласный или согласный?
– Почему гласный?

(Звук поется, не встречает на пути преград.)

5. Выделение на слух звука а в разных позициях в слове.

– Послушайте слова и скажите, где в каждом из них слышится звук а, в начале слова, в середине, в конце, или его нет в слове.

Лиса
Рыба
Дед
Баба
Щука
Окунь
Сазан
Волк
Люди
Нельма

Продолжаем сказку. Бежит волк и думает: “Хорошо же уж я тебе отплачу, кумушка. А лисица покушала рыбку и решила попробовать, не удастся ли ей еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где баба блины пекла, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит, а волк ей навстречу.

6. Синтетические упражнения со звуком а.

Учитель: – Волк воет, а лиса тявкает. Я буду волк, кто-то из вас лиса. Вы сливаете звуки и называете получившиеся слияния.

Р-а, з-а, д-а,с-а, л-а, т-а.

– Так-то учишь ты лиса? Меня всего поколотили.
– Эх, куманек – говорит лиса. – У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, насилу плетусь.
– И то, правда. Где тебе, кумушке, уж идти, садись на меня – я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он ее и повез. Вот лиса сидит, да потихонечку говорит:
– Битый, небитого везет.
– Что ты, кумушка, говоришь?
– Я говорю: “Битый битого везет”.
– Так, кумушка, так.

7. Ознакомление с буквами А а.

Несет волк лису домой: “Так, кумушка, так”.

– Какой звук слышится в середине слова “так”?
– Скажем хором.
– А-а-а
– Каким цветом обозначим квадратик с буквой.
– Вот так выглядит буква А а.
– На что похожа буква А?
– Перед вами разрезная азбука, ее домиком будет первая ячейка.

8. Итог урока.

А волк несет лисичку на себе, устал. А на дороге повстречалась глубокая яма. Волк не заметил и упал в яму, а лиса заметила, успела соскочить с волка и убежала. Опять лиса перехитрила волка.

– Что вам запомнилось на уроке?
– С какой буквой познакомились на уроке?

Итак, мы познакомились с буквой Аа и побывали в сказке “Лиса и волк”.