Личностно ориентированный урок по русскому языку во 2-м классе (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение и повторение.

Модель урока: личностная.

Цели:

1. Раскрыть содержание субъектного опыта учащихся по теме “Имя существительное”. Закрепить знания о грамматическом понятии “имя существительное”, и познакомить с морфологическими признаками существительного.

2. Развивать:

  • умения и навыки самостоятельной и групповой работы;
  • Индивидуальные способности учащихся, волю и эмоции;
  • Познавательные способности: речь, память, внимание, восприятие;

3. Воспитывать:

  • Толерантность в межличностном общении;
  • Самодисциплину;
  • Способность к самоанализу, самооценке.

Оборудование:

  • раздаточный дидактический материал, тексты, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы;
  • проектные работы;
  • презентация;
  • индивидуальные карты продвижения учащихся;
  • сигнальные карточки: красный кружок (“вижу ошибку”, “не согласен”, требуется помощь);звезда (согласен с ответом, сигнал о выполнении задания).
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
–С помощью этих слов
Можно даже грустному человеку
Вернуть хорошее настроение,
радость и тепло души.
– Вы пришли в школу,
Первое слово, которое как легкая, красивая птица слетает с ваших губ: “Здравствуйте!”
– Вы идете по коридору и нечаянно кого-то толкнули.
Слово “Простите!” прозвучит как волшебная музыка, а обида исчезнет.
– Чтобы Вам с удовольствием помог человек, нельзя забывать одно очень доброе слово:
“Пожалуйста!”
А за все добрые дела и поступки за оказанную помощь надо от души сказать: “Спасибо”.
Рефлексия :
покажите мне с каким настроением вы пришли на урок, отметьте его в своей личной карте продвижения.

2. Подведение к теме урока.
– Сегодня у нас с вами необычное начало урока. Мы будем сочинять лингвистическую сказку, начало которой такое: “Что было бы, если бы пропали все существительные?” Продолжите, в этом нам поможет приём “Мозговой штурм”
Рефлексия:
– Итак, без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы о ком или о чём идёт речь, не могли бы указать ни время, ни место.
– Как вы думаете, какой могла быть тема сегодняшнего урока?
– Сказка лингвистическая, а кто из вас знает, что такое лингвистика?
– Лингвистика – это наука о языке.

3. Постановка цели урока.
Какую бы цель на этом уроке по этой теме вы поставили?
Запишите свои индивидуальные цели на карте продвижения.

4. Определение маршрута.
– Чтобы достичь цели, давайте, отправимся в путешествие в Королевство Грамматики, по пути в которое, мы с вами “Найдём ошибки!”, проплывём через морфологические рифы, поработаем со словарём, сделаем физкультминутку, окажемся на вершине “Я могу сам!” и посетим страну Морфологию.
– Отправляемся в путешествие?
Но, чтобы отправиться в путь, надо проверить свой “багаж” знаний. (Рисунок 1.)

5. Актуализация субъектного опыта учащихся.
– У каждого у вас на столе индивидуальная карта. Я предлагаю вам выполнить первое задание “Найди ошибки!” самостоятельно, проверить в парах, а затем в группах. О своей готовности вы будете сообщать сигнальной карточкой “вверх поднятой звездой”, а если вам понадобиться помощь, то сигналом послужит вверх поднятый красный кружок.
Рефлексия: отметьте в карте продвижения уровень задания для вас по следующим критериям: интересно, понятно, трудно. И оцените себя, на полях “зажгите факел”
Что посоветуете девочке, написавшей это письмо?

6. Физкультминутка.
– Как живёшь?Вот так!
– Как идёшь? Вот так!
– Как бежишь? Вот так!
– Как летишь? Вот так!
– Как плывешь? Вот так!
– Как сидишь? Вот так!

7. Этап применения знаний и способов действий.
а) – Чтобы достичь цели, нам необходимо пройти испытание в игре “Пятый лишний”.
1-я группа – неодушевлённое существительное.
2-я группа – нарицательное существительное.
3-я группа – в форме единственного числа.
4-я группа – лишнее слово шорты.
На выбор – лишнее слово плакса.
Рефлексия: уровень задания, самооценка (факел).
б) – Следующая работа в тетрадях: – Догадайтесь, по какому принципу надо разделить
слова на группы?
Рефлексия: уровень и самооценка. (Факел.)

8. Физкультминутка.
– Я буду называть имена существительные разного рода. Если произнесу имена сущ-е мужского рола, надо присесть. Если назову имена сущ-е женского рода надо встать, Если среднего рода – надо подпрыгнуть.
(Дождь, трава, небо, ком, девочка, солнце, стол, яблоко, ученица, огурец, ветер.)

9.Самостоятельная работа учащихся.
Разноуровневые упражнения “Я могу сам!”
Следующий этап пути вы будете выполнять сам-но, не зря он так и называется “Я могу сам!”. Вам предлагается выбрать одно из трёх заданий.
– Ребята, покажите, кто из вас выбрал задание на карточке жёлтого (Репродуктивного уровня) цвета;
– Ребята, покажите, кто из вас выбрал задание на карточке синего (среднего уровня) цвета;
Ребята, покажите, кто из вас выбрал задание на карточке красного (повышенного уровня) цвета.
Я проверю у вас эти работы, и каждый получит сегодня оценку.
Рефлексия: уровень, самооценка.

10. Создание проблемной ситуации.
Рефлексия:
– Ребята, а зачем мы с вами вместе составляли кластер?
– Вы правы, сегодня мы с вами впервые будем учиться делать морфологический разбор имени существительного, используя наши знания. Не зря же мы с вами преодолевали морфологические рифы, наконец, добрались до страны “Морфология”. Но сначала, давайте, узнаем лексическое значение слова морфология.
Морфология – это отдел грамматики, изучающий формы слов. Всё, что мы с вами знаем об имени существительном – это и есть морфологические признаки.

11. Морфологический разбор.
– Фронтально.
– В группах.
Рефлексия: уровень и самооценка.

12. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Давайте вспомним, какие цели в начале урока вы ставили. Достигли ли вы их?
Покажите.
Оценивание работ учащихся.
– Оправданы ваши ожидания?
– Кто из вас заслужил аплодисменты?
– Какое чувство вас переполняет?
– Покажите мне своё настроение в конце урока.

13.Домашнее задание.
Домашнее задание разноуровневое(репродуктивный уровень, средний уровень, повышенный уровень)
*Морфологический разбор существительных: компьютер и Юпитер.
**Перепиши, заключая, где надо, в кавычки собственные имена существительные:
Книга Вредные советы.
Рассказ Чук и Гек.
Кинофильм Весёлые ребята.
Река Волга.
Собака Отважная.
Город Самара.
Семья Беликовых.
Газета Известия.
***В каждой строчке слов найди “лишнее”, подчеркни его.
а) Молоко, бревно, пальто, число, весло.
б) Клевета, забота, весна, победа, истина.
в) Звук, жест, долг, глаз, рукав.
г) Они, мы, сани, вы, ты.
д) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Если бы пропали все имена существительные, то исчезли бы троллейбусы, автобусы, школы, классы, ученики, учителя, исчезли бы все живые и неживые существа.
– Имя существительное.
Дети ищут ответ в словаре Ожегова
Не знаем: ЛИНГВИСТИКА
Слайд 1.
Слайд 2.

– Повторить всё, что мы знаем об имени существительном, научиться грамотно писать имена существительные, узнать что-то новое.

На доске изображение рисунок-карта “Страна Лингвистика”.

– Да.

 

Дети ищут ошибки. Готовятся защищать свою точку зрения.
Отчёт групп.
Слайды 4–7.
Дети показывают уровень задания и делают самооценку.
Ответы детей.
– Учить правила, больше читать книг, быть внимательнее.

 

 

 

Дети в группах определяют в каждой строке “лишнее” слово.
Правило. Кластер на доске походу ответов составляется
Правило.
Правило.

 

 

Дети самостоятельно делят слова на три группы по родам, к доске выходит один представитель от группы.
(взаимопроверка)
Правило
Кластер :ж.р. м.р. ср.р.

 

 

 

Слайд 8–10.
Дети выбирают задание из трёх:
– репродуктивный уровень;
– средний уровень;
– повышенный уровень.

 

 

Чтобы повторить всё об имени существительном, узнать что-то новое.

 

Дети ищут в словаре Ожегова значение слова Морфология.
Слайд 11.
Дети в группах составляет кластер по выбранным словам