Урок истории России по теме "Накануне отмены крепостного права". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цели урока:

сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России; уяснить историческую закономерность падения крепостного права; формировать умение работать в группах, анализировать исторические документы, делать выводы;

Основные понятия:

крепостное право, реформа, предпосылки отмены крепостного права, причины отмены крепостного права.

Оборудование урока:

учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век, раздаточный материал. На доске – объявления о продаже крепостных крестьян.

План урока:

  1. Причины отмены крепостного права.
  2. Новый император.
  3. Предпосылки отмены крепостного права.

Ход урока

1. Организационный момент. Класс делится на четыре группы.

2. Вводная беседа. Актуализация темы.

  1. Зачитываются объявления, прикрепленные к доске. (Приложение 1)
  2. Информация о положении крепостных крестьян в России (ученики). О чем сегодня пойдет речь? О крепостном праве
  3. Определение. (Форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала).

Действительно, более важной проблемы, чем крепостное право, в России середины 19 века не существовало. В Восьмую ревизию населения (1833г.) было зафиксировано 11,5 млн. душ мужского пола крепостных крестьян. Это составляло 44,9% ко всему населению страны и 53% ко всем крестьянам. Практически половина населения принадлежала к числу рабов! И это в XIX веке!

Существовало ли крепостное право в это время в других европейских странах? (нет)

В то время, как по всей Европе распространялись идеи либерализма, идеи свободы и равенства личности, в России человек считался вещью, товаром, его могли продать, обменять на борзую.

Известный писатель и драматург Э. Радзинский сказал:

“Надо помнить: когда реформы назрели, общество…. Для них не созрело. Беда России в том, что реформы в ней всегда опаздывали. Мы прославляем Александра 2 за отмену крепостного права в 1861 году, но на самом деле это должно было произойти даже не при Николае 1, а при Александре Павловиче. Чтобы идти в ногу с прогрессом, надо быть по меньшей мере на полшага впереди него….”

Наша задача сегодня – выяснить причины и предпосылки отмены крепостного права в России. В конце урока мы вернемся к высказыванию Э. Радзинского, и вы выскажете свою точку зрения на эту проблему.

Вторая половина XIX века. А каковы итоги первой половины столетия?

Задание.

Используя документы, проанализировать в группах итоги развития России в первой половине 19 века и сформулировать причины отмены крепостного права в России.

1. Причины отмены крепостного права:

1. Экономические:

  1. Низкая производительность крепостного труда.
  2. Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма.

2. Политические:

  1. Возможность потерять статус Великой державы.

3. Социальные:

  1. Многочисленные бунты крестьян
  2. Безнравственность крепостного права.

2. Новый император.

18 февраля 1855 года Николай 1 скончался. На престол вступает его сын, Александр Николаевич. Известно, что умирая, Николай 1 сказал наследнику престола: “Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот”. В обществе возродились надежды на перемены, на отказ от Николаевской системы.

Но был ли способен Александр 2 провести в стране назревшие реформы?

Прослушав сообщение об Александре 2, ответьте на этот вопрос.

(подготовленное сообщение ученика)

Вывод:

Несмотря на о, что Александр 2 по своим взглядам не являлся либералом, он глубоко осознавал необходимость перемен и стал одним из великих реформаторов в истории России.

3. Предпосылки отмены крепостного права.

Теперь нам предстоит выяснить предпосылки отмены крепостного права

Что такое предпосылки?

Слово предоставляется 4 группе

  1. Обличение ужасов крепостничества в русской литературе
  2. Тайные организации, выступавшие за отмену крепостного права.
  3. Законы, подтачивавшие устои крепостного права.

Какой вывод из всего сказанного на уроке можно сделать?

Отмена крепостного права неизбежна.

Какова главная причина отмены крепостного права?

Давайте обратимся к словам Э.Радзинского. Что вы об этом думаете?

Теперь выполним небольшую самостоятельную работу.

1. Установите причинно-следственные связи:

А) крепостная зависимость крестьян

Б) Слабое развитие капиталистических отношений в деревне

В) Низкая покупательная способность населения

Г) Узкий внутренний рынок

Д) Наемный труд не мог получить широкого распространения

Е) Невозможность поднять производительность руда в сельском хозяйстве.

Ж) Тормоз в развитии капиталистической промышленности.

Домашнее задание.

П. 19,в, написать письмо императору Александру 2 от имени а) крестьянина, б) либерально настроенного помещика, в) помещика-консерватора, в котором выскажете отношение к крепостному праву.

Критерии оценки:

  • достоверность
  • сюжет
  • исторические детали, язык.

Приложения