Информационные технологии в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Многозначные числа. Решение задач.

Цель урока: показать взаимосвязь предметов “Математика” и “История”, умение учащихся использовать полученные знания по данным предметам.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока, постановка задач

3. Устный счет

4. Работа по теме

а) Определение даты исторического события по ответам примеров из устного счета.

б) Определение века по дате.

в) Умножение на 10, 100, 1000 ...

г) Разложение многозначного числа на разрядные слагаемые (данный вид работы представлен работой у доски, работой в парах и взаимопроверкой)

д) Задача. Ее составные части. Виды задач.

е) Решение задач с текстами исторического содержания.

ж) Самостоятельная работа учащихся

5. Итог урока

6. Задание на дом

Название материала: Информационные технологии в начальной школе.

Интегрированный урок
математики и истории в 3 классе

Тема урока: Многозначные числа. Решение задач.

Цель урока: показать взаимосвязь предметов “Математика” и “История”, умение учащихся использовать полученные знания по данным предметам.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор.

Ход урока

1 Организационный момент

2. Сообщение темы урока, постановка задач

3. Устный счет

На доске записаны примеры на внетабличное умножение и деление, деление с остатком, сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд в пределах 100. Особенностью последних является то, что в разряде единиц стоит цифра 9.

96 : 12 = 8   13 Х 3 = 39   49 + 39 = 88   36 : 3 = 12   26 : 5 =5 (ост.1)
70 : 15 = 4   41 Х 2 = 82   79 – 37 = 52   94 : 2 = 42   47 : 9 =5 (ост.2)
99 : 11 = 9   25 Х 3 = 75   29 + 64 = 95   55 : 5 = 11   19 : 2 =9 (ост.1)

- В каком столбике примеров мы будем использовать метод подбора? Почему? Какой компонент находили?

- В каком столбике примеров мы будем пользоваться методом округления? Как? Зачем? Какой компонент находили?

- Где будет деление с остатком? Какое правило помним при делении с остатком? Какой компонент находили?

- Какой вид умножения в примерах 2-го столбика? Как будем решать? Какой компонент находили?

- Что вы можете сказать о примерах 4-го столбика?

4. Работа по теме

а) Определение даты исторического события

- Объедините ответ 1 примера 1 столбика и ответ 2 примера 2 столбика. Какое число мы получили? Если мы соотнесем полученное число и год нашей эры, какое историческое событие для нашей страны произошло в это время? Почему так важно было объединение племен в единое государство?

- Объедините ответ 3 примера 1 столбика и ответ 1 примера 3 столбика. О чем вам говорит эта историческая дата? Что такое Христианство? Какое историческое событие стало точкой отсчета понятия “наша эра”? Какие еще примеры мировых религий вы знаете?

- Объедините ответ 3 примера 4 столбика и делитель 2 примера 5 столбика. Расскажите, что вы знаете об истории нашей столицы.

- Объедините ответы 1 и 2 примеров 4 столбика. Какое важное сражение в истории нашей страны произошло в этом году? Почему оно вошло в истории под таким названием? Кто возглавил войско русское?

Слайд № 1:

882 г. – возникновение Древнерусского государства

988 г. – крещение Руси, принятие Христианства

1147 г. – образование Москвы, первые упоминание в летописях

1242 г. – Ледовое побоище

- С точки зрения математики, на какие группы можно разделить эти числа? (Двузначные и четырехзначные; четные и нечетные.)

б) Определение века по дате.

- Вернемся к истории. Вспомните два правила, с помощью которых мы определяем номер века. Определите века, в которых произошли вышеупомянутые нами исторические события.

Слайд № 2:

882 г. – возникновение Древнерусского государства  – IX в.

988 г. – крещение Руси, принятие Христианства   – X в.

1147 г. – образование Москвы, первые упоминание в летописях – XII в.

1242 г. – Ледовое побоище – XIII в.

- Какие цифры мы используем для записи исторических дат? (Арабские)

- Какую нумерацию мы используем для записи века? (Римскую)

- Почему современный человек в повседневной жизни активно использует арабскую нумерацию?

в) Умножение на 10, 100, 1000 …

882 x 10 = 8.820

988 x 100 = 98.800

1147 x 1000 =1.147.000

1242 x 10000 = 12.420.000

У доски по очереди примеры решают вызванные ученики, объясняя алгоритм умножения на круглое число.

- Как называются полученные числа? (Многозначные)

Учащиеся правильно читают полученные многозначные числа.

- Что обозначает цифра 2 в числах 8820, 12420000? Что обозначает цифра 1 в данных числах?

- В каких числах полностью отсутствует класс единиц?

- В каких числах, какие классы представлены не полностью?

г) Разложение многозначного числа на разрядные слагаемые (данный вид работы представлен работой у доски, работой в парах и взаимопроверкой)

- Запишите любое 6-значное число, разложите его на разрядные слагаемые.

Два ученика у доски, остальные меняются тетрадями со своим соседом. Придумывают и записывают в тетрадь соседа-одноклассника любое 6-значное число, отдают соседу. Он раскладывает его на разрядные слагаемые и возвращает однокласснику. Тот проверяет выполненную работу. Таким образом, проходит взаимопроверка.

д) Задача. Ее составные части. Виды задач.

- Ежедневно человек сталкивается с понятием “задача”. В течение всей своей жизни он решает различные задачи: математические, исторические, экологические, экономические и т.д.

- Что же такое задача? Каковы ее составные части? (Дети называют составные части задачи, на экране появляются ключевые слова)

Слайд № 3

задача

условие

вопрос

решение

ответ

- Какие задачи мы научились решать?

- По способу решения задачи могут быть … (Дети говорят, что простые и составные.)

- Какие задачи называются простыми? Составными? Почему?

- По типу решения задачи бывают …. (Дети перечисляют известные им типы задач, на слайде – их названия.)

Слайд № 4

простые и составные

на нахождение целого

на нахождение части

увеличение на несколько единиц

увеличение в несколько раз

уменьшение на несколько единиц

уменьшение в несколько раз

приведение к 1

е) Решение задач

- Как зовут детей, которые путешествуют с нами по страницам учебника “История”? (Аня, Илюша)

- Что обозначает понятие “исторические источники”? Что можно назвать историческими источниками?

- Рассмотрите схему, составьте по ней задачу.

Слайд № 5

“При раскопках Аня и Илюша нашли 120 монет.

Илюша нашел 37 монет.

Сколько монет нашла Аня?”

- Какая это задача? (Простая, на нахождение неизвестной части.) Решите ее.

- Как называли воинов в Древней Европе? Как называлось соединение воинов в Древней Руси? (Рыцари, дружина.)

- Рассмотрите следующую схему, составьте по ней задачу.

Слайд № 6

“В русской дружине было 150 воинов.

В первом 35 воинов, во втором – на 19 воинов больше. Сколько воинов в третьем отряде?”

- Какая задача? (Составная, на нахождение неизвестной части.)

- Чем схожи задачи? Чем различаются?

- Кто такие купцы? Чем они торговали?

- Кто такие ремесленники? Какие еще ремесла на Руси были популярны?

Далее дети читают текстовую задачу. Определяют ее тип, решают.

Слайд № 7: Текс задачи: “Один купец за день продал 44 м ткани. Это в 4 раза больше, чемпродал другой. Сколько метров ткани продали купцы?”. (Составная, косвенная.)

ж) Самостоятельная работа учащихся

Работа проводится по 3 вариантам. На слайде даны 3 текста задач различного типа. Учитель определяет для каждого варианта свой тип задачи. Дети должны выбрать заданный тип, решить задачу в тетрадях.

5. Итог урока

История в переводе с греческого языка – рассказ о прошедшем, об узнанном.

Математика в переводе с греческого – наука, изучающая пространственные формы и количественные отношения.

История – наука, требующая математической точности, литературной образности и жизненной правды.

- За 40 минут урока мы решили 19 примеров, 6 задач, проанализировали 8 многозначных чисел, ответили на 47 вопросов по математике и истории. Мы утвердились в мысли, с которой впервые познакомились на уроках окружающего мира, что все в природе взаимосвязано. Ничто не существует само по себе. Все науки имеют точки соприкосновения. Познавая историю, мы сталкиваемся с математическими знаниями. Познавая математику – с историческими.

- С точки зрения истории наш урок уже стал историей. Почему? (Потому, что он уже прошел. Все пройденное необходимо анализировать, чтобы избежать ошибок, а положительное взять на вооружение.)

6. Задание на дом

- Придумать любое математическое задание (задача, уравнение, задание геометрического характера, сравнение чисел или выражений, по теме “Множество” и т.д.), используя исторические сведения.