Урок окружающего мира по теме "Лес и человек". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • Обобщить знания учащихся о зоне лесов, познакомить с продукцией леса, установить взаимосвязь лес – человек.
  • Развивать познавательную активность, речь учащихся, творческие способности, умение обобщать, делать выводы, пополнять словарный запас, расширять кругозор.
  • Показать красоту родной природы, необходимость охраны растительного и животного мира зоны лесов; воспитывать бережное отношение и любовь к природе, культуру поведения в лесу.

Оборудование: карта природных зон, иллюстрации по теме “Зона лесов”, ндивидуальные тесты, карточки со словами, памятки “Как разводить костёр”, задания “Экологические ситуации”, словарь юного натуралиста, видеофильм “Лес осенью”, аудиозапись “Голоса птиц”, макет леса.

Ход урока

1. Организационный момент

Загадка:

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.

Учитель: Мы сегодня снова будем говорить о зоне лесов, о том, какую роль играет лес в жизни людей, о правилах поведения, которые нужно выполнять, чтобы не причинить вреда лесу и его жителям.

На прошлом уроке познакомиться с зоной лесов нам помог сказочный хранитель леса старичок-Лесовичок. Вот и сегодня он снова будет работать вместе с нами.

На доске игрушка Лесовичок. В корзинке у него шишки и листья, на которых написаны задания.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Дети выходят к доске, берут задания Лесовичка.

1-й ученик. Рассказать о тайге, показать на карте
2-й ученик. Рассказать о смешанных и широколиственных лесах.
3-й ученик. Рассказать о животном мире зоны лесов.

Отвечающие крепят фишки с изображением деревьев, животных на карту “Природные зоны нашей страны”

Обобщение учителем: Итак, мы узнали, что в зону лесов входят хвойные леса – тайга, смешанные и широколиственные леса. Растительный и животный мир лесов очень богат и разнообразен. Многие из них нуждаются в охране человеком.

3. Работа над новым материалом

Учитель: Когда появились леса? (Ответы детей.)

– Леса появились на Земле более 300 млн. лет назад и постепенно стали самым распространённым ландшафтом.

Ученик зачитывает из толкового словаря значение слова “Ландшафт”.

Учитель: Исчезали старые и появлялись новые леса, но от каждого периода что-то оставалось на Земле. Так, в конце концов, сложилось неповторимое разнообразие современных лесов. Остатки прошлого, названные реликтами, живые свидетельства истории лесов.

Ученик зачитывает из толкового словаря значение слова “Реликты”.

Учитель: Более 30 тысяч различных видов деревьев и кустарников образуют основу лесов Земли. Леса называют “лёгкими” нашей планеты. Как вы думаете, почему?

Дополнительное сообщение учащихся.

Леса – лёгкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому. 1 га леса за год очищает 18 млн. кубических метров воздуха от углекислого газа, он поглощает 64 тонны других газов и пыли, поставляя взамен миллионы кубических метров кислорода. Вместе с кислородом растения обогащают воздух веществами – фитонцидами, которые убивают болезнетворные микробы. Фитонциды образуются всеми растениями, но особенно много их выделяют чеснок, лук, черёмуха.

На доске опора: 1 га леса за год очищает 18 млн. м воздуха.

Учитель: Что ещё, кроме чистого воздуха, даёт лес человеку? (Ответы детей.)

– Лес необходим нам, как воздух, вода и пища. Это уникальный природный комплекс, дающий более 20 тысяч наименований разной продукции – насыщенный кислородом воздух, витамины, пищевые продукты, строительные материалы, корма для животных.

– Леса берегут полноводность рек, укрепляют почву.

Учитель: Чистота воздуха во многом зависит от здоровья леса. А зависит ли здоровье леса от чистоты воздуха? (Ответы детей.)

– В воздухе городов в несколько тысяч раз микробов больше, чем в воздухе лесов. Поэтому люди стараются высаживать больше деревьев на территории города. В нашем городе тоже уделяется внимание этой проблеме.

Осенью около нашей гимназии учащиеся старших классов и учителя посадили саженцы лиственницы.

Выходят 4 ученика с картинками деревьев и гербарием, рассказывают о пользе этих деревьев: лиственница, дуб, кедр, берёза.

Лиственница: Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400 – 500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина её не гниёт и со временем становится ещё твёрже и как – бы каменеет.

Дуб: Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шёл на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении.

Кедр: В нашей стране кедр растёт в Сибирской тайге. Он достигает в высоту 40 метров. Это ценное хвойное дерево. Из него изготавливают мебель, посуду. А сколько шишек созревает к осени на кедре! Из кедровых орешков делают полезное масло.

Берёза: Полюбилась русскому народу белоствольная берёза. Сколько песен, стихов, поговорок сложено о ней! Из берёзы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, сувениры. А береста? Это же готовая природная бумага.

Учитель: Видите, ребята, какой у нас удивительный лес!

На доске таблица “Что даёт лес человеку”.

4. Аудиозапись “Голоса птиц”

Упражнение на релаксацию.

5. Викторина. Работа в группах

Учитель: А сейчас, ребята, давайте отправимся в лес за загадками, а загадает вам их наш старичок-Лесовичок.

Представители от каждой из трёх групп выходят и берут задания у Лесовичка.

I группа.

  1. Из какого дерева делают спички? (Осина)
  2. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза)
  3. Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль: трава, грибы или соль? (Соль)

II группа.

  1. Сосну высаживают для укрепления почвы, а ель – нет. Почему? (У сосны – глубокая корневая система, а у ели – поверхностная).
  2. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён)
  3. Какой зверёк умеет летать: белка-летяга, рысь, летучая мышь? (белка-летяга)

III группа.

  1. Какой вред деревьям приносит сбор сока? (Дерево чахнет, засыхает)
  2. Какими лекарственными растениями можно лечить простуду? (Ромашка, мать-и-мачеха, чабрец, мята)
  3. Назвать редких животных, занесённых в Красную Книгу. (Зубр, уссурийский тигр, красный волк, орёл-беркут, жук-олень)

6. Охрана лесов

Учитель: Учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20га леса. Как вы представляете себе 20га?

(это участок длиной 2 км и шириной 100 м)

– Каждую минуту с Земли исчезает столько леса!
– А за 10 минут? (200 га леса)
– А за час, за год? (ученики называют цифры)
– Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов?

Давайте поговорим об этом.

(Дополнительное сообщение об охране лесов)

7. Экологическая игра

Работа в группах.

Класс поделён на 3 группы: “Потребители”, “Юные хранители природы”, “Эксперты”.

Учитель: О каком растении идёт речь?

“Цветёт он майскою порой, его найдёшь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд цветы душистые висят”. (Ландыш)

Разрешение проблемной ситуации.
Первые две команды дают ответ на вопрос: “Хорошо или плохо нарвать большой букет ландышей?”

В помощь группам – ключевые слова на доске.

“Потребители”. Нарвать букет хорошо. Цветы красивые. Их можно подарить кому-нибудь. Они хорошо пахнут. Когда дома стоят цветы, становится уютно и красиво.

“Юные хранители природы”. Нарвать букет ландышей – это плохо. Цветы быстро завянут и их выбросят. Если будешь рвать большие букеты, нанесёшь вред природе. Они быстро исчезнут. Лес станет некрасивым, пустым!

“Эксперты”. Леса – богатство нашего края! Их нужно беречь! Находясь в лесу, нужно не забывать правила поведения в нём, чтобы не нанести вред природе. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Учитель: Ребята, знаете ли вы, почему мы заговорили о ландыше?

Дополнительное сообщение о ландыше.

– Какие ещё лекарственные растения вы знаете?

Демонстрация гербария лекарственных растений.

8. Закрепление пройденного материала

Учитель: Лес дарит нам здоровье, хорошее настроение. Но всегда ли мы платим ему благодарностью? Часто бывает так, что люди, придя в лес, наносят ему раны. Какие раны наносит человек экосистеме леса?

– Особую боль лесу приносят пожары. Прочитаем рассказ лесника на странице 73 нашего учебника.

Раздаются памятки “Как правильно разводить костёр в лесу”.

Контроль за усвоением качества знаний.

Самостоятельная работа в тетради А. Плешакова “100 заданий по природоведению”.

9. Рефлексия деятельности

– Понравился ли вам урок?
– Какой вывод следует из всего нами сказанного?

Ответы учащихся:

– Из-за того, что лесов становится меньше, страдают многие растения и животные, которые раньше встречались часто, а сейчас стали редкими и внесены в Красную книгу.

– Из-за вырубки лесов нарушается природное равновесие. Поэтому людям нужно беречь лес и всё, что там находится. Нужно на месте вырубленных лесов сажать новые.

– Деревья и кустарники выращивают для посадки в лесных питомниках. Если бездумно уничтожать леса и вырубать больше, чем прирастает, то через некоторое время наша страна может стать малолесной территорией.

– Окружающая нас природа влияет на все живые существа. Природа и человек – одно целое. Если будет плохо природе, будет плохо и человеку.

Пословица на доске: “Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади”.

Фрагменты видеофильма “Осень в лесу”.

В заключение урока ученица читает стихотворение:

Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Лес очень любит пеших. Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший, с зелёной бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит!