Формирование знаний, умений, навыков учащихся через интеграцию, дифференциацию учебного процесса

Разделы: Администрирование школы


В концепции развития российского образования на период до 2020 г. отведена большая роль образования в развитии российского общества.

Новые требования, предъявленные к образованию, определили приоритеты образовательной политики учреждений.

Ключевым вопросом в образовательной политике школы является личностно-ориентированное образование. Обращение к личностно-ориентированному обучению обязывает педагогов направлять внимание на индивидуальные особенности учащихся в развитии знаний, умений и навыков.

Продолжительное время школьник получал знания в основном посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако очень часто у одного ребенка школьные знания так и оставались разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате этого ученик не воспринимал целостно учебный материал, ни тем более картину окружающего мира. Потребность преодолеть указанное противоречие привела в свое время к активному поиску межпредметных связей, к попыткам их использования в дифференцированном обучении.

Интеграция и дифференциация – это взаимообратные процессы. Они взаимодополняют диалектически равновесное состояние целостной системы любого уровня. Именно поэтому в идеале на всех ступенях образования нужно стремиться к созданию системы, оптимально сочетающей идеи интеграции и дифференциации.

В переводе с латинского “интеграция” означает значение “восстановление”, “восполнение”. Дифференциация – “разность, различие”. В чем же заключается суть интеграции в обучении? Применительно к системе обучения понятия “интеграция” может принимать два значения:

а) как цель обучения – это создание у школьника целостного представления об окружающем мире;

б) как средство обучения – нахождение общей платформы сближения предметных знаний.

Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Интеграция также – средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существенные связи между ними.

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

  • Внутрипредметная;
  • Межпредметная;
  • Транспредметная

Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов.

Межпредметная – синтез фактов понятий, принципов двух или более дисциплин.

Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Внутрипредметная интеграция направлена на “спресование” материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. Подача материала блоками более приемлема в старшем и среднем звене на уроках математики, русского языка, физики, химии.

В начальной школе внутрипредметная интеграция хорошо прослеживается в программе развивающего обучения Л.В. Занкова, “Школа 2100”.

Межпредметная интеграция проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой.

Межпредметная интеграция подразумевает:

а) использование межпредметных связей;
б) интегрированных уроков, блоков;
в) интегрированных курсов.

Межпредметные связи постоянно имеют место в образовательном процессе на всех учебных дисциплинах.

Значительно реже проводятся интегрированные уроки, которые имеют большие развивающие возможности:

а) во-первых, такой урок позволяет реализовать один из важных принципов дидактики – принцип системности обучения;
б) во-вторых, создает оптимальные условия для развития мышления (способность к абстракции, умения выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение.
в) в-третьих, способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся.

Практика подтверждает хорошую интеграцию литературы и русского языка, литературы и музыки, математики и технологии, изобразительного искусства и технологии, литературы и истории.

Более высокого порядка является интеграция содержания различных дисциплин. Здесь речь идет об интегрированных курсах.

В начальной школе примером интегрированного курса является “Окружающий мир”, где объединены предметы истории, природоведения, ОБЖ.

В интегрированном курсе природоведения учебника 5 класса под редакцией Сонина объединены дисциплины – физика, астрономия, естествознание, география.

Высший уровень интеграции – транспредметная имеет также место в нашей школе, когда объединяется в единое целое, содержание образовательных областей учебного плана с содержанием образования, получаемого детьми вне школы – с системой дополнительного образования. Хорошим примером в нашей школе объединения основного и дополнительного образования является экологическое направление деятельности, когда объединяются в единое целое содержание природоведения, биологии, химии с содержанием кружков по экологии.

Виды интеграции:

Значение интеграции огромно. Интеграция позволяет учащимся перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимному изучению.

На интегрированных уроках повышается уровень знаний по предмету, изменяется уровень интеллектуальной деятельности, растет познавательный интерес школьников, активизируется творческая деятельность, снимается умственное напряжение, утомляемость. Организация интегрированного обучения должна проходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, т.е. при дифференцированном подходе к обучению.

В практике школ выделяют 3 основных формы дифференцированного обучения:

  • Модель полного усвоения знаний.
  • Уровневая дифференциация (внутри класса).
  • Организация факультативов, кружков (дифференциация по интересам).

Внутриклассная уровневая дифференциация является самой распространенной формой дифференциации, при которой учителя используют разные виды работы.

а) Планируют выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или далекие связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, условия уровня творческой деятельности, необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне – прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне – прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.

В начальной школе дифференцированные задания могут выглядеть следующим образом: на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения; на более высоком – план пересказа; на самом высоком – группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.

б) Учителя планируют разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс. Их можно объединить в 2 группы: первая – учитель может дать задание каждому ученику, вторая – ученики могут взять (выбрать) сами задание. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить. На первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует, какое задание выбрать; на втором этапе – рассказывает о сложности задания, но выбирают сами ученики. Учитель корректирует их выбор. На заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания и сами осуществляют выбор.

в) Задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у учеников предварительные знания по теме.

г) Дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части – порции), задания с письменной инструкцией (например, с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.

Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем дозированной помощи определяет сам ученик.

д) групповая работа, предполагающая четкую постановку целей в образовательной деятельности: что ученики должны знать и уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. Достижение целей должно быть проверяемым, то есть должен существовать инструментарий проверки.

Организуя дифференцированное обучение, учитываются интеллектуальные способности, специальные способности, интересы и будущую профессию подростков: учащиеся готовят доклады, рефераты по темам, интересующим их, изготавливают модели, макеты, проводят микроисследования.

Особенно важное значение имеют процессы интеграции и дифференциации в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Данные процессы решает важные дидактические задачи:

ЗАДАЧИ:

  • Расширение круга представлений, общего кругозора и эрудиции не основе дальнейшего развития учебно-познавательной мотивации ученика;
  • Расширение и закрепление учебных действий ребенка, их отдельных операций и последовательности;
  • Развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности;
  • Выявление детей, у которых не сформированы те или иные умения, навыки, качества и корректировка учебного процесса с целью организации специальной помощи этим детям.