Элективный курс "Живая физика"

Разделы: Физика


Общие положения курса:

Курс разработан, как вид дополнительного образования, побуждающее интерес по выбору учащихся. По структуре реализации в системе предпрофильной подготовки относится ко второму типу, как курс, имеющий развивающую функцию. Структура и содержание носят вариативный характер, в зависимости от:

  • Набора профилей на 3 ступени обучения.
  • Обеспеченности кадров в данном образовательном учреждении.
  • Состава, количества учащихся в данном классе.
  • Курс помогает ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
  • Помогает созданию положительной мотивации обучения.
  • Исключает чрезмерную перегруженность.

Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?

  • Познакомит ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, (физик-экспериментатор, лаборант-исследователь, биофизик, медик, астроном, метеоролог, синоптик и т.д.);
  • Перспективным является использование современных технологий, роль которых будет возрастать на третей ступени обучения (информационные, проектные, исследовательские);

Название курса: «Живая физика»

Курс рассчитан на 34 часа. С нагрузкой 2 часа в неделю. Срок курса 1-е полугодие (1 и 2 четверть).

Материал курса рассчитан на учащихся общеобразовательных школ с базовой учебной нагрузкой, как вид дополнительного образования с познавательной целью естественно – научного характера, а также учитывает возможность и физический потенциал каждого ребенка.

Курс имеет пять разделов:

1 раздел: Общие сведения о строении мира, солнечной системы.

2 раздел: Законы материалистического мира,

  1. переход от количества и качества
  2. диалектическое развитие материи;

3 раздел: Живая эволюция – развитие живых материй. Или физические явления, связанные с развитием человека: (рост, масса, работа сердца, слух, зрение, костяной двигательный аппарат) элементы биофизики.

4 раздел: Физическая основа природных явлений: (атмосферы)

  1. Распространение лучей в пространстве.
  2. Разложение световых лучей (дисперсия) в природе – появление радуги.
  3. Отражение космических лучей в магнитном поле Земли – Северное сияние.
  4. Солнечные, лунные затмения.

5 раздел: Начальный курс астрономии:

  1. Движение планет.
  2. Космические тела: астероиды, кометы, метеориты.
  3. Влияние радиационного фона солнца и других космических объектов на землю.

Цели курса:

  1. Формирование и развитие интеллектуальных и практических умений в области физики.
  2. Повышению интереса к изучению физики и физического эксперимента.
  3. Умению самостоятельно приобретать и применять знания.
  4. Развитию творческих способностей: (вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения и т.д.).
  5. Воспитать научный мировоззренческий подход к явлениям природы.
  6. Правильно воспринимать окружающий мир, как единое целое, и место человека в нём.
  7. Умение вести себя в окружающем для нас мире (находиться, существовать) не вторгаясь в её естественный процесс.

В ходе обучения учащиеся приобретают:

  1. Навыки научного наблюдения.
  2. Систематический сбор информаций из собственных наблюдений и дополнительных источников.
  3. Умение описания результатов наблюдений:
    а) представления данных в виде таблиц и графиков;
    б) введения дневников, творческих тетрадей.
  4. Самостоятельная исследовательская работа познавательного характера (опыты, эксперименты);
  5. Прямые и косвенные измерения.
  6. Интерпретация результатов эксперимента.
  7. Делать выводы.
  8. Обсуждать результаты, участвовать в дискуссии.

Перечисленные навыки и умения формируются на основе следующих знаний:

а) Основы познания в естественных науках: факты, гипотезы эксперимента, следствия.
б) Правила пользования измерительными приборами.
в) Умения вычисления абсолютной и относительной погрешности.
г) Грамотное составление схем, таблиц, графиков, (пользуясь символами, масштабом).
д) Роль эксперимента в познании.
е) соотношение теории и эксперимента.
ж) индуктивный метод научного вывода.

В течение прохождения курса учащиеся знакомятся с биографиями и научными трудами таких ученых, как Г. Галилей, И. Ньютон, Н. Коперник, И. Кеплер, И.С. Павлов, Д. Резерфорд, А. Беккерель и др. и их роль в развитии физических знаний.

Содержание программы:

  • Наблюдение физических явлений и их описание.
    а) радуги
    б) северного сияния
    в) лунного затмения
    г) солнечного затмения
    д) преломление и отражение света.

Ведение дневника наблюдения, записей в тетради.

  • Графическое представление результатов измерений
    а) Понятие диаграммы, построение графиков.
    б) Понятие теоретической и экспериментальной кривой.
    в) Понятие функции и переменной.
  • Гипотеза.
    а) Примеры гипотез из истории физических явлений в природе.
    б) Из истории развития Вселенной (планетарная модель)
    в) Обучение выдвижению гипотез на примере происхождения солнечной системы, галактики.
    г) действию солнечной активности на живой организм (человек, функцию органов) или на биоритм.
  • Проверочный эксперимент:
    а) Действие притяжения Земли на человека.
    б) Зависимость силы тяжести от ускорения свободного падения Земли.
    в) Разложение и преломление световых лучей в пространстве.
    г) Зависимость давления человека от его массы.
  • Выполнение самостоятельных исследований:
    а) Наблюдение явлений в атмосфере (лунные фазы, солнечные, лунные затмения, световые облики радуги, северного сияния)
    б) Выдвижение гипотезы (о происхождении этих явлений)
    в) Планирование проверочного эксперимента.
    г) Подбор приборов и материалов для его проведения (весы, измерительные линейки, секундомеры и т.д.)
    д) Представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем, эскизов; построение вывода.
    е) Защита и обсуждение результатов исследований (доклад, дискуссия, устная защита)
  • Практические работы:
    А) Измерение массы человека в системе Си;
    Б) Измерение роста человека в системе Си;
    В) Вычисление скорости человека через S и t;
    Г) Вычисление Р на земле и других планетах;
    Е) Измерение t-ры человека по Цельсию и по шкале Кельвина;
    Ж) Определение близорукости и дальнозоркости глаза;
    З) Определение угла отражения и угла преломления световых лучей ( )
    И) Получение спектра световых лучей.
  • Самостоятельные исследования:
    1. Явление полного отражения света.
    2. Получение радуги в домашних условиях (преломление солнечного луча через стеклянную призму)
    3. Зависимость пульса (сердцебиения) человека от нагрузки.
    4. Изучение свойств линзы. (увеличение, рассеивание, уменьшение объекта)
    5. Наблюдение фазами луны, новолуния, полнолуния.
    6. Наблюдение за отражением космических лучей в атмосфере.
    7. Наблюдение за изменением положения созвездий.

Эти выше перечисленные навыки и умения формируются учащимися в результате организованной умственной деятельности, помогают развивать позитивные, познавательные способности на гуманистический характер образования, акцентируют внимание на обще человеческих ценностях.

А главное, помогает сформированию универсальных, общенаучных, меж предметных понятий, тем самым обуславливает правильному научному мировоззрению, ориентироваться и найти своё место в быстро развивающемся информационном, технологическом обществе.

Содержание курса соответствует познавательным возможностям и предоставляет ученику возможность заниматься на уровне повышенных требований, развивая его учебную мотивацию.

  • Содержание курса представляет собой:
    а) Расширенный вариант некоторых разделов базового учебного материала по физике для 9-го класса (Движение планет, периоды движения, силы тяготения).
    б) По биологии 9-го класса (Физические явления и организм человека, их взаимодействие, взаимосвязь).
    в) Введение в начальный курс астрономии, давать более обширную информацию о развитии космофизики и самой профессии.
    г) Интегрирование двух предметов: физики и биологии, как основополагающей молодой перспективной науки, биофизики, и проявлению интереса к этой профессии.

Технологии, используемые в системе курсов, ориентированы на то, чтобы ученик получил соответствующую на данном этапе практику, которая помогает ему лучше овладеть обще учебными умениями и навыками, позволяющими ему успешно осваивать программу старшей школы.

(Умение эксперимента, поиск информации, по имеющимся источникам ответы на вопросы в процессе дискуссии, защиты доклада и т.д.)

На каком содержательном материале основан курс. На материале «естествознание», которое изучается в старших классах (7, 8, 9);
Начальный курс астрономии 10 кл.
Физика. Человек. Окружающая среда.
Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса. В программе школьного курса физические процессы, происходящие в природе описаны только односторонние, без взаимосвязи с живой природой, с человеком;
Не учитывается прямое действие на человеческий организм.
Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечены. Школьная библиотека: Занимательная физика переломана (1, 2 части)
Энциклопедия для детей Аванта + научно-популярные журналы, альманахи: «Чудеса и тайны планеты Земля»
Какие виды деятельности возможны. Возможны:
Наблюдения, анализы, проведение экспериментов, опытов, математические вычисления.
· Рецензирование статей из научно-популярных журналов.
· Составление таблиц, графиков, диаграмм.
· Научное прогнозирование
· Написание рефератов, сочинений, докладов.
· Устные сообщения, дискуссии.
· Составление карт звездного неба.
· Моделирование, чертежи, простейших физических приборов.
Какие виды работ могу твыполнить учащиеся. На выбор 3 и более из названных выше.
Какова доля самостоятельности ученика. Учащиеся могут выбрать:
· Объект изучения одного из разделов курса (из 5-ти) названных или фрагмента.
· Вид отчетных работ из изложенного перечня.
· Литературу, по которой они будут готовить работу.
Каковы критерии успешности (конкретные требования к оформлению) Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии:
· Выполнение не менее 3-х обязательных работ, представленных в установленный срок, предложенный учителям форме с соблюдением стандартных требований к оформлению.
· Дополнительные баллы выставляются за любое из названных условий.
· Инициативно качественно выполненное задание помимо обязательного.
· Использование интернет-технологии
· Инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за её пределами:
а) конкурс
б) смотрв (публикация в печати (улусной, республиканской)
г) участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее» (улусной, зональной, республиканской)
д) заочные конкурсы, смотры на республиканские СМИ.
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса. · Анкетирование на первом и последнем занятии
· Сравнение их результатов
· Собеседование в процессе работы после выполненного каждого вида обязательных работ (т.е. не менее 3 раз за цикл) обучения.
Какова форма итоговойаттестации (отчетности) Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.

Примерное тематическое планирование. (Блочное)

Применяемые технологии Кол-во часов Вид контроля
1р Общие сведения о строении мира, солнечной системы.
1. Вводная беседа 1 ч. Эпизодический
2. Тестовые задания 1 ч. Итоговый контроль (зачет)
3. Практическая работа 1 ч.  
4. Анкетирование 1 ч.  
2р Законы материалистического мира (переход от количества в качество)
1. Устная лекция 1 ч. Выборочный контроль.
2. Самостоятельная работа 1 ч.  
3. Рецензирование литературы 1 ч. Устный зачет.
4. Взаимодиктант 1 ч.  
3р Живая природа взаимосвязь с физикой; Физические явления, связанные с человеческим организмом.
1. Практическая работа
а) Измерение роста
б) Измерение массы
в) Измерение сердцебиения
2 ч. Описание лабор. работы
2. Теоретические занятия:
а) Вывод формулы давления
б) Сила тяжести на других планетах
1 ч. Оценочные баллы
3. Беседа: о развитии биофизики 1 ч. Мини-доклады
4. Практическое занятие: определение референта зрения. 1 ч. Лабор. работа
5. Защита (устная) 1 ч. Зачет по баллам
4р Физическая основа природ-ных явлений (атмосферные явления)
1. Лекция «Распространение световых лучей в пространстве» 1 ч. Эпизодический контроль
2. Лаб-я работа: «Разло-жение световых лучей» 1 ч.  
3. Рецензирование статьи «Дисперсия света» 1 ч. Оценочный контроль
4. Беседа «Появление радуги в атмосфере» 1 ч.  
5. Практическая работа, эксперимент: «Получение радуги при помощи призмы» 1 ч. Выборочный контроль
6. Теоретическое занятие «Магнитное поле земли и отражение космических лучей» 1 ч.  
7. Самостоятельное изучение «Северное сияние в полюсах земного шара» 1 ч. Итоговый зачет (баллы)
8. Тестовые задания 1 ч.  
5р Введение в астрономию (начальный курс)
1. Беседа «Из истории открытия планет» 1 ч.  
2. Практическая работа: «Ознакомление звездной карты неба» 2 ч. Оценочный контроль
3. Теоретическое занятие: «Траектории движения планет» 1 ч.  
4. Практическое занятие «Вычисления периода и ускорения планет» 1 ч. Устный контроль
5. Самостоятель. работа: Астероиды, кометы, метеориты. 1 ч.  
6. Физическое сочинение на тему: «Самая интересная планета» (по выбору из 9 кл.) 2 ч. Итоговый контроль
7. Урок-дискуссия «Возможна ли жизнь на других планетах?» 1 ч. Рейтинговый показатель
Творческая защита за весь курс;
1 ч.  
Конференция «Шаг в будущее» 34 часа  

Список литературы:

  1. Курс естествознания 5-6 классы. Пробный учебник под редакцией профессора А.Г. Хрипловой.
  2. Физика, человек, окружающая среда. А.П. Рыжиков, под редакцией Р.Д. Миньковой
  3. Физика. Экспериментальные учебники 7-8 классы. Автор Е.И. Филатов
  4. Журнал-альманах приключений, путешествий, научных гипотез. «Чудеса и приключения», под редакцией Вас. Захарченко
  5. Чудеса и тайны планеты Земля, под редакцией О. Макарова
  6. Энциклопедия для детей Аванта +
  7. Астрономия. Автор Воронцов
  8. Занимательная физика. Автор Перельман
  9. Физика 9 кл. Мансуров А.Н.
  10. Физика 9 кл. Анциферов Л.И.
  11. Физика 8-9 кл. Степанова Т.И.
  12. Физика 9 кл. Шахмаев
  13. Физика 9 кл. Хижнякова Л.С.
  14. Физика 7-8 кл. Разумовский, Орлов
  15. Физика 9 кл. Гуревич А.Е.
  16. Физика 9 кл. Пёрышкин, Гутин Е.М.
  17. Физика. Оптика. Тепловые явления. Строение веществ для старших классов (Громов С.В.)
  18. Биология (животные) 9 кл.