Авторский интеллектуально-развивающий курс для начальной школы "Азбука логики" (1–4-е классы)

Разделы: Начальная школа


Аннотация программы курса

Программа «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Азбука логики» представляет собой факультативный курс для начальной школы (1-4 классы), рассчитанный на преподавание в рамках школьного компонента.
В содержании программы названы темы изучения, указаны часы, отведенные на изучение каждой из них, прописаны направления деятельности учащихся, перечислены некоторые варианты заданий, выдвинуты требования к знаниям и умениям учащихся по каждому году обучения.

Выдержки из пояснительной записки

Задача развития когнитивных способностей школьников в российской теории и образовательной практике традиционно рассматривалась как закономерный результат освоения содержания учебных предметов и только с конца 80-х годов прошлого века отечественными специалистами  психологами и педагогами – стали разрабатываться специализированные курсы, где задачи целенаправленного развития когнитивных способностей стали рассматриваться  в качестве самостоятельных.

Данная программа является одним из вариантов авторского решения этой проблемы.

Технологичный XXI век требует от подрастающего поколения усвоения огромного объема знаний. Увеличение потока информации, подлежащей усвоению, ускорение темпа прохождения учебных тем влечет за собой значительное повышение требований к ученику и серьезное возрастание нагрузки на его мыслительный аппарат. Успешное выполнение учащимися учебных заданий предполагает умелое использование ими логических операций; активности, самостоятельности, гибкости, критичности ума; саморегуляции психических процессов внимания и памяти; навыка перехода от действий по образцу к поисково-творческим действиям; способности мыслить условными схемами.

В действительности различные психологические исследования показывают, что у подавляющего большинства школьников отсутствует умение логически мыслить как системный практический навык. Их логическое мышление функционирует с различными дефектами, касающимися как содержания логических приемов, так и степени их осознанности и обобщенности.

Основная причина такого положения заключается в том, что ни одна из существующих в школе на сегодняшний день дисциплин не предназначена для целенаправленного и систематического формирования и развития у учащихся «орудий добывания» знаний – системы рациональных приемов мышления и запоминания, необходимых в любой учебно-познавательной ситуации. Категории логики редко оказываются включенными в содержание школьных программ. Базовые дисциплины, содержание которых направлено на продвижение школьников в активном интеллектуальном развитии (например, математика), используют логические приемы – анализ, сравнение, классификацию, рассуждение по аналогии – как второстепенный, дополнительный материал. Некоторые современные образовательные методики стимулируют логическую активность мышления заданиями, предполагающими  использование логических приемов как вспомогательных средств решения задач. Такой «мини-набор» (признаки предметов, сравнение и пр.), конечно, способствует совершенствованию мыслительной деятельности и помогает решению класса конкретных задач. Но для учащихся эти логические знания остаются ситуативными, связанными с данной тематикой задания и данной дисциплиной (в основном математикой); слабо осознаваемыми и практически полностью игнорируемыми в иной учебной ситуации. Логические приемы оказываются представленными избирательно, исходя из интересов содержания базовой дисциплины, которую логика в данном случае обслуживает. Условия, раскрывающие природу логических приемов как обобщенных познавательных действий вне связи с конкретной дисциплиной, освоение общих правил выполнения логических приемов (различение существенных и несущественных признаков, правила сравнения, алгоритм проведения классификации и др.) остаются за границами изучения. При этом не акцентируется внимание на границах  применения того или иного приема, правилах его использования, нет практики переноса использования логических приемов на другой учебный материал. Поэтому они оказываются ограниченными в своем применении специфическими условиями данного предмета, на котором они были усвоены. Овладение логическими знаниями происходит попутно, бессистемно и, следовательно, неэффективно. Следовательно, мыслительный аппарат младших школьников при диагностических исследованиях, и в ходе занятий на следующих ступенях обучения демонстрирует неполноценность стихийно усвоенных логических приемов. Овладение логическими знаниями происходит попутно, бессистемно и, следовательно, неэффективно.

В учебной практике складывается «ситуация разрыва» – ситуация, в которой имеющиеся у учащихся репродуктивные формы деятельности, слабое аналитическое мышление и непосредственное механическое запоминание не обеспечивают им в полном объеме требуемого усвоения,  предоставляемых им знаний и умений. В несоответствии  постоянно увеличивающегося потока информации и отсутствии эффективных способов их интеллектуального присвоения и хранения кроется одна из основных причин неуспеваемости школьников, их пассивности и незаинтересованности в учебе.

1. Целесообразность и оригинальность курса

Автор курса придерживается взгляда, согласно которому своевременное, разумно дозированное, системное введение элементарных приемов логики уже в начальных классах содействует структуризации учебного материала базовых дисциплин при его усвоении, созданию общих моделей мыслительной деятельности, значительному расширению кругозора, увеличению объема памяти, обобщению чувственного опыта и развитию абстрактного мышления учащихся.

Логические категории и практические умения, предназначенные для усвоения в данном курсе, представляют собой структурную сетку – каркас операционной стороны мышления. Осваивая эту универсальную логическую основу мыслительных действий, школьники получают представление о важнейших понятиях, ключевых взаимосвязях, существенных признаках общих и конкретных явлений не только по самой логике, но и по другим учебным дисциплинам.

Учащиеся могут использовать их как интерзнания и интерумения, облегчающие и значительно повышающие эффективность присвоения знаний и на стадиях знакомства с новым материалом, решения познавательных задач,  «складирования» важнейшей информации в память, и на стадии ее извлечения из хранилища. Образовательная состоятельность курса видится именно в прикладном значении логики, ее интеграционной функции; в умении применять логические операции как мыслительный инструментарий при решении познавательных задач и способности переносить приобретенные знания  из одной учебной ситуации в другую.

Задания и упражнения даются с учетом знаний, умений, навыков, приобретаемых школьниками параллельно на уроках русского языка, чтения, математики, природоведения. Таким образом, направленность обучения имеет опережающе-закрепляющий характер. Интегрированная основа курса дает возможность включать в содержание уроков иллюстративный материал факультативных предметов – иностранного языка, риторики и др.

Курс органически сочетает адресные задания, влияющие на становление как наглядно-образного, так и словесно-логического мышления школьников, позволяя гармонически развивать способности детей.

2.  Задачи курса

I. В области становления общеучебных знаний и умений

1. Формирование когнитивных способностей, cодействие в раскрытии  интеллектуально-творческого потенциала детей.

2. Обучение использованию элементарных логических приемов как интеллектуального инструментария при выполнении познавательных задач как по курсу логики, так и по основным дисциплинам (в рамках отдельных тем).

3. Приобретение умения самостоятельного отбора логически и содержательно значимого материала (определений понятий, описаний, характеристик, причинно-следственных связей) из публицистической и энциклопедической литературы при подготовке  письменных работ и устных выступлений.

4.  Повышение творческо-поисковой активности учащихся.

5.  Развитие познавательных интересов. Обогащение представлений детей об окружающем мире. Расширение кругозора.

6.  Выработка навыков самообразования, навыков самостоятельной работы с дополнительной научно-популярной и энциклопедической литературой в преддверии обучения в средней школе.

II.  В области психологического сопровождения обучения и развития психических процессов

1. Сглаживание и сокращение адаптационного периода первого года школьного обучения детей. Способствование созданию атмосферы психологической безопасности и комфортности обучения. Доформирование у детей необходимых для становления внутренней позиции школьника психологических свойств и качеств.

2.  Развитие психических процессов: восприятия (зрительного и слухового), воображения, внимания (произвольного и непроизвольного), образного и абстрактного мышления, монологической речи; их произвольности.

3. Развитие самостоятельной волевой регуляции процессов памяти и внимания в ходе познавательной деятельности.

4. Обогащение опыта публичных выступлений; практика преодоления социофобий.

III. В области развития логической памяти

1. Знакомство с основными видами памяти: кратковременной, долговременной; зрительной, слуховой; механической, логической, мнемотехнической; волевой, неволевой.

2. Воспитание готовности к умственным усилиям, к преодолению трудностей, связанных с интеллектуальной работой над материалом при его запоминании. Развитие умения целенаправленного намеренного запоминания

3. Изучение видов запоминания – установления ассоциативных связей, составления плана текста, составления классификации; развитие умения их практического использования.

4. Соотнесение способа запоминания и информационного материала на котором этот способ может быть использован. Знакомство с индивидуальной психофизиологической предрасположенностью человеческого организма к тому или иному виду запоминания (приоритетное зрительное, слуховое; механическое; образное, логическое запоминание).

IV. В области развития мышления и его семиотического компонента.

1. Гармонизация взаимодействия образного и логического мышления; расширение и совершенствование эмоциональной и сенсорной сторон психики.

2.  Знакомство с типами знаковых систем –  языковыми, математическими, музыкальными, дорожными, техническими (указатели на бытовых приборах), утилитарными (бирки на одежде), социальными (городские ориентиры).

3.  Принятие условного изображения знака как заместителя другого объекта (предмета, реалистического изображения).

4.  Знакомство с видами знаков: знаки, символы; разрешающие, запрещающие.

5.  Обучение правилам кодирования словесной информации (слов, словосочетаний, предложений, текстов) в знак, знаковые цепи, знаковые схемы и декодирования знаковых данных.

6.  Использование знаковой схемы как смысловой опоры при запоминании и воспроизведении текста.

3. Отличительные особенности данного пособия 

1. Данный учебный комплект представляет собой не набор отдельных заданий, а системный учебный курс, рассчитанный на 4 года обучения со взаимосвязанными темами, выверенными заданиями возрастающей сложности. Упражнения чередуются таким образом, что распределяют мыслительную нагрузку на левое (преимущественно логическое) и правое (преимущественно образное) мышление.

2. Данный курс позволяет давать знания и развивать у детей такие умения, которые обычно не входят в содержание стандартных программ начального обучения. Это знакомство с эффективными способами запоминания – приемами мнемотехники, ассоциациями, знаковыми планами текстов (в рамках темы Развитие логической памяти). Изучение типов логических задач и общих способов их решения, алгоритма сравнения понятий, проведения обобщения и деления понятий (в рамках темы Развитие логической мышления). Расширение опыта разгадывания и составления загадок, написания мини-сочинений разных типов текста, докладов по заданной логической основе (в рамках темы Развитие монологической речи).

3. Игровая форма позволяет недирективно формировать важнейшие психические процессы. Занятия вызывают у детей большой интерес, массу положительных эмоций и всегда имеют значимый интеллектуальный результат. Эти уроки способствуют сглаживанию и сокращению адаптационного периода первого года обучения, помогают детям своевременно занять внутреннюю позицию школьника и постепенно перейти от игры к собственно учебе.

4. Игры и познавательные задания игрового характера способствуют созданию благоприятного эмоционального микроклимата в детском коллективе; повышению самооценки детей; снижению тревожности.
Ориентация на логическое, а не на механическое запоминание текста, использование приема типизации при решении логических задач позволяет значительно уменьшать психические затраты и экономить время при выполнении заданий.

5. Курс располагает распространенным дидактическим материалом. Для учителя:  дидактический блок, включающий  методическое пособие с планированием уроков и демонстративными материалами (наглядные пособия и раздаточные комплекты); для детей – рабочие тетради.

4. Структура обучения

Структура обучения при включенном в учебный план уроке логики имеет следующий вид. Логические приемы и их взаимосвязи представляют собой структурную сетку, логический каркас системы обучения, ее фундамент. А здание – знания и умения общеобразовательных дисциплин.

Знакомясь  с  универсальной логической основой мыслительных действий, школьники могут использовать их как интерзнания и интерумения, облегчающие и значительно повышающие эффективность присвоения знаний и на стадии знакомства с новым материалом, и на стадии решения познавательных задач, и на стадии «складирования» важнейшей информации в память, и на стадии ее извлечения из хранилища. Тогда подлежащее усвоению содержание базовых предметов ложится на интеллектуальный инструментарий логических приемов, приобретенных на факультативном предмете. При таком подходе логика действительно, по словам Аристотеля, может являться «вступлением ко всем наукам».

Таким образом, данный курс рассчитан на становление более широких интеллектуальных умений, на проявление индивидуальных умственных способностей учащихся, которые при обычном обучении, как правило, не учитываются и специально не культивируются.

Алгоритм развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка не может быть описан заранее. Поэтому в курсе логики путем обогащения среды создаются условия для разностороннего развития учащихся и кроме логико-математических задач, развивающих абстрактно-логическое и пространственно-образное мышление, предлагаются темы, дающие знания в области способов запоминания, сенсорного и речевого развития, обогащения эмоций и др.

Тем самым предоставляется место и время для проявления литературных, драматических, организаторских, математических, мнемических способностей детей, обеспечивается комфортное психологически безопасное самопроявление индивидуального интеллекта.

Главным образом это касается 1 класса, где по возрастным познавательным и психофизиологическим особенностям детей, содержанием курса не может быть развитие исключительно абстрактного мышления. Поэтому, учитывая узкоспециальные возможности логики, тематика курса дополняется материалом иных дисциплин, непосредственно связанных с логическими знаниями. Так изучение логических приемов – признаков предметов, сравнения, обобщения и др. – как продукта абстрактного мышления не может начинаться без подготовительной работы по развитию психических процессов, предшествующих и во многом определяющих становление абстрактного мышления: произвольного внимания, восприятия, памяти, творческого воображения, образного мышления, монологической речи. Поэтому в условиях становящегося комплекса произвольности у детей начало обучения в школе отдано решению задач доформирования и развития соответственно возрасту данных психических функций и тренировке их волевого управления посредством игр и познавательных задач игрового характера.

Задания разделов «Восприятие», «Внимание», «Память», «Воображение» чередуются в рамках одного урока на протяжении всей первой четверти.

Темы второй четверти первого класса, развивающие сенсорные способности детей, позволяют расширить их представления о внешне воспринимаемых свойствах предметов (тема «орган чувств – осязание»), с использованием которых затем будут производиться логические операции. Например, знакомство с особенностями поверхности предметов и материалом их изготовления обогащает представления и словарь детей понятиями «ребристый», «выпуклый», «шероховатый», «мнущийся», «стальной», «пластиковый»; позволяет приблизиться к пониманию природы физических явлений: «тяжелее воды», «горит в огне» и др.

С каждым учебным годом подобных заданий становится все меньше, их место занимают упражнения собственно логической тематики.

Курс «Азбука логики» построен по цикличной схеме. Представленные к изучению логические приемы ежегодно повторяются на более высоком уровне сложности с углублением правил их применения и расширением практики их использования.

Задания и упражнения даются с учетом конкретных специальных знаний, умений, навыков, приобретаемых школьниками параллельно на уроках русского языка, чтения, математики, природоведения. Например, изучение признаков описания предметов и умение составлять тематические описания объектов (материал логики) стоит близко по времени изучения типа текста описания (материал уроков русского языка 2 класса). С данной темой школьники могут быть ознакомлены на одном предмете, а закрепление и расширение материала будет происходить на другом.  Таким образом, обучение имеет опережающе-закрепляющий характер.

Интегрированная основа курса дает возможность включать в содержание уроков иллюстративный материал факультативных предметов – иностранного языка, риторики и др.

5. Роль  учителя и работа с учебным материалом

Успешность в реализации возможностей учебного курса во многом зависит от профессиональной подготовки учителя, его толерантности к изменениям в традиционной методике обучения, способности к проявлению психологического и педагогического чутья, к творческому поиску. Эти качества в данном случае являются профессионально значимыми.
Задания, предложенные в учебных пособиях (тетради для учащихся и планировании уроков для учителя), в основном являются авторскими разработками и частично – модификациями известных развивающих упражнений.

Многие из них носят рекомендательный характер и допускают творческую переработку. Такие моменты, как мера трудности содержания, предлагаемого для усвоения, изменение соотношения компонентов задания (игрового и учебного, собственно логического и материала базовых предметов и проч.), определяются учителем. Основанием являются: уровень подготовленности учащихся, предел возможностей их восприятия, а также с учет специальных целей, поставленных педагогом для всего класса, группы учащихся или индивидуально для одного ребенка. В связи с этим тематическая  наполненность уроков в рамках одного раздела может меняться.

Выдержки из основных требований к уровню подготовки учеников первого класса.

Учащиеся должны знать:

  • названия нескольких существенных признаков-терминов (например, материал изготовления, назначение; тип питания, польза для человека);
  • правило сравнения;
  • правила деления;
  • виды загадок.

Учащиеся должны уметь:

  • произвольно регулировать (сосредоточивать и расслаблять) внимание и память;
  • определять качества объекта в ходе его сенсорного восприятия и обследования и обозначать их точным словом;
  • находить признаки сходства и отличия между предметами и называть их точным признаком-термином;
  • сравнивать два предмета (изображения) по существенным и несущественным признакам, придерживаясь заданной последовательности сравнения;
  • подводить ряд видовых понятий под обобщающее их родовое понятие;
  • подбирать под данное родовое понятие несколько составляющих его видовых понятий;
  • подбирать признаки для деления данного материала на группы;
  • самостоятельно распределять данный материал на группы, классы;
  • отгадывать загадки, опираясь на систему внешних и внутренних признаков предмета.

Выдержки из основных требований к уровню подготовки учеников четвертого класса.

Учащиеся должны знать:

  • способы запоминания текстов;
  • типы текстов: повествование, описание, рассуждение, характеристику;
  • правила закона тождества;
  • ошибки, возникающие при нарушении правил (подмена понятия, подмена тезиса, излишняя информация);
  • алгоритм подбора материала для доклада и сочинения.

Учащиеся должны уметь:

  • сознательно и гибко использовать  мнемотехнические приемы запоминания;
  • восстанавливать деформированный текст любого типа;
  • составлять схему-классификацию – словесную и знаковую к текстам различных типов (описание, характеристика);
  • кратко пересказывать текст, используя словесную или знаковую схему-классификацию в качестве мнемотехнической опоры;
  • составлять реальные определения;
  • самостоятельно формулировать определения всех видов;
  • самостоятельно составлять сравнительные описания и характеристики природных объектов, литературных персонажей из изучаемых художественных произведений и др.
  • рецензировать правильность проведения одноклассниками
  • сравнения, описания, характеристики объектов;
  • объяснять явления, обстоятельства, события в художественных произведениях, социальных и природных ситуациях с позиции их причинно-следственной зависимости;
  • прослеживать соблюдение закона тождества в текстах;
  • обнаруживать в текстах ошибки, возникающие при нарушении закона тождества;
  • составлять мини-сочинения и доклады, используя основные логические приемы – определение, описание, характеристику, причинно-следственные связи;
  • устно передавать содержание докладов, опираясь на знаковый план.

Приложение 1