Краткое описание методических приемов технологии РКМЧП. Урок "Вирусы". 9-й класс

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 9


Материалы содержат краткое описание методических приёмов, используемых в технологии развития критического мышления через чтение и письмо и урок по теме: “Вирусы” в 9-м классе. Урок разработан в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение или письмо).

В основе – три этапа или стадии. Это “Вызов – Осмысление – Рефлексия”.

Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить её;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Методические приёмы, используемые в технологии РКМЧП, ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Исходя из своего опыта работы, я могу сказать, что наиболее успешно могут применяться следующие приемы:

Приём “Корзина” идей, понятий, имён...

Этот приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

  1. Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

  4. Далее каждая группа по кругу называет какое то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

  5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “ корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

  6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Приём “Пометки на полях”

Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак “вопрос” обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Приём составления маркировочной таблицы “ЗУХ”.

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы.

В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ),

Маркировочная таблица ЗУХ.

ЗНАЮ

УЗНАЛ НОВОЕ

ХОЧУ УЗНАТЬ

     

Приём “ Написание синквейна”.

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому – либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы :

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, или составленная учеником фраза в контексте с темой.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Понятно, что тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

Урок по теме: “Вирусы”

Задачи:

Обучающие:

– расширить кругозор учащихся о разнообразных формах жизни на планете;

– обеспечить усвоение учащимися знаний о неклеточных формах жизни – вирусах, их строении, особенностях жизнедеятельности и роли в жизни человека;

Воспитательные:

– продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

– способствовать формированию культуры общения.

Развивающие:

– продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

– продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы, пользоваться предметным языком;

– продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать литературные источники;

Тип урока: усвоения новых знаний.

Методы:

Организации учебно-познавательной деятельности: словесно-наглядные, частично-поисковые, анализ, синтез, классификация.

Мотивации учебной деятельности: поощрение, создание ситуации успеха.

Контроля: Устные, фронтальные, групповые

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Актуализация знаний. (Вызов)

– Какие ассоциации вызывает у вас слово “вирус”? Начертите в тетради маркировочную таблицу “ЗУХ” и запишите в первой колонке свои ассоциации. Записи должны быть ёмкими и краткими.

(Время-4 минуты)

– Поработайте в паре, обменяйтесь сведениями и дополните свои записи.

– Давайте обсудим, что у вас получилось.

(Ученики заполняют первую колонку таблицы на доске).

– Как вы считаете, это достаточная информация? Давайте попробуем её дополнить.

3. Усвоение новых знаний (Осмысление).

– Поработайте с текстом (учебник “Биология. Введение в общую биологию и экологию”.9 класс. Авторы Каменский А. А. и др., стр37-39) и проставьте пометки карандашом на полях:

“!” – знакомая информация;

“+” – новая информация;

“-” – думал иначе;

“?” – непонятно.

  • И продолжите заполнение маркировочной таблицы, колонки 2 и 3.

(Время – 10 минут).

Работа с классом. Заполнение колонок 2 и 3 в таблице на доске и устный рассказ о том, что нового узнали.

4. Обобщение и систематизация знаний (Рефлексия).

  • Закончите предложения, записанные на доске:

1.Сегодня я...

2.Если бы учёные не знали, что такое вирусы...

3.Хорошо, что бактериофаги...

– Составьте синквейн:

1– существительное по теме;

2– два прилагательных;

3– три глагола;

4– ваше отношение к теме;

5– смысловое заключение (одним словом).

5. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

– Составить структурно – логическую схему;

– Составить тест – вопросы по теме “Вирусы”;

– Приготовить сообщения о заболеваниях, вызываемых вирусами.