Подготовка к ЕГЭ. Синтаксис и культура речи. 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели урока:

  • Образовательные:
    • систематизация знаний о словосочетании, об односоставных предложениях;
    • повторение сложных вопросов различных разделов языкознания, формирование навыков культуры речи.
  • Развивающие:
    • развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
    • развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • Воспитательные:
    • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;
    • воспитание интереса и бережного отношения к русскому языку.

Оборудование:  мультимедийный проектор; презентация, тесты; карточки для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и задач урока

– Итак, мы сегодня повторим, закрепим и углубим наши знания по темам «Синтаксис. Культура речи». А все это для того, чтобы облегчить сдачу ЕГЭ.

 II. Орфоэпическая разминка

1-й слайд

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Сорите; 2) щавель; 3) центнер;4) оптовые

2. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Затемно; 2) наросты; 3) некролог;4) кранов.

3. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) Создана; 2) танцовщица;3) исстари;4) центнеров.

Ключ: 1 – 3; 2 – 2; 3 – 1.

III. Сообщение ученика по теме: «Способы подчинительной связи между словами»

2-й слайд

1. Укажите словосочетание, в котором используется связь согласование

1) первый ученик;
2) цветок липы;
3) дом отца.

3-й слайд

2. Укажите словосочетание, в котором используется связь управление.

1) весенний вечер;
2) встретить друзей;.
3) созревший плод.

4-й слайд

3. Укажите словосочетание, в котором используется связь примыкание.

1) золотое кольцо;
2) учиться плавать;
3) учиться плаванию.

Ключ: 1 – 1; 2 – 2; 3 – 2.

IV. Сообщение ученика по теме: «Односоставное предложение с одним главным членом-сказуемым»

5-й слайд

1. Укажите односоставное предложение:

1) Грустно было уезжать с родной земли.
2) Была лунная морозная ночь.
3) Каждая мелочь этого дня врезалась в память.

6-й слайд

2. Укажите определённо-личное предложение:

1) Книга написана искренне и правдиво.
2) С особенным чувством вспоминаю первое охотничье путешествие.
3) Голос слепого нищего был слаб и дрожал.

7-й слайд

3. Укажите неопределённо-личное предложение:

1) В дверь сильно постучали.
2) И действительно, в эту ночь упал снег.
3) Двое пошли рубить кусты для шалаша.

8-й слайд

4. Укажите обобщённо-личное предложение:

1) Без совести и при большом уме не проживёшь.
2) Нужно было подумать о ночлеге.
3) Яркое солнце струится в окошко.

9-й слайд

5. Укажите безличное предложение:

1) Пахло холодом с востока...
2) Хочешь увидеть солнце – встань пораньше.
3) Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря.

Ключ: 1 – 1; 2 – 2; 3 – 1; 4 – 1; 5 – 1;

V. Работа по карточкам (в парах)

Карточка № 1

Укажите предложение с грамматической( синтаксической) ошибкой.

1) Ветер словно помогает спортсмену, чтобы прыгнуть подальше.
2) Работа удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к дипломным работам
3) Мы были на экскурсии в Бородино и Можайске.
4) На станции «Театральная» вам нужно перейти на другую линию.

Ключ: 1

Карточка № 2

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Находясь на эскалаторе,

1) … запрещается садиться на ступени.
2) … держитесь за поручни.
3) … есть простые правила, которые нужно соблюдать.
4) … левый ряд должен быть свободным.

Ключ: 2

Карточка №3

Укажите предложение без грамматических и речевых ошибок.

1) Школу часто обвиняют в недостаточности знаний выпускников.
2) Школу часто обвиняют за недостаточные знания выпускников.
3) Газета «Колокол» пользовалась большим влиянием на русское общество.
4) Газета «Колокол» оказывала большое влияние на русское общество.

Ключ: 4

VI. Рефлексия

– Назовите виды словосочетаний.
– Назовите виды односоставных предложений.
– Ребята, помогут ли вам знания, обобщённые и закреплённые на этом уроке, при сдаче ЕГЭ?

VII. Домашнее задание

Тест № 4.