Цели и задачи: Познакомить
детей с образцами древнерусской архитектуры,
пробудить интерес и любовь к отечественной
истории и культуре, научить детей работать с
формой и цветом в технике бумагопластике, умело
пользоваться резаком при работе с бумагой. Оборудование. Фотографии храма Василия Блаженного и куполов церквей городов Углич, Владимир и другие. Купола должны быть различной формы (шлемовидный, луковичные) и различными узорами. |
Материалы: Затонированые и склеенные 2 листа ватмана формата А1, шаблоны куполов и узоров различной величины, листы формата А3, гуашь, кисти, линейка, карандаш, резак, клей ПВА.
Занятие рассчитано на два академических часа.
План первого часа.
1. Организационная часть – 1–2 мин.
2. Объяснение материала. Инструктаж по выполнению
практического задания – 15 мин.
3. Практическая работа. Индивидуальные
консультации – 20 мин.
4. Анализ работы – 5–7 мин.
План второго часа.
1. Организационная часть – 1–2 мин.
2. Повторение материала – 5 мин.
3. Практическая работа. Индивидуальные
консультации – 35 мин.
4. Просмотр детских работ в коллективном панно – 5–7
мин.
Ход урока
1. Организационная часть
Приветствие, подготовка учащихся к занятию.
2. Объяснение материала. Инструктаж по выполнению практического задания
Педагог: Ребята, вы все, наверное, обращали внимание на прекрасные старинные русские церкви, которые до сих пор украшают собой города и деревни. Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д.
У этих церквей есть своя голова, она называется – Купол (педагог обращает внимание детей на фото с изображением различных русских церквей с различными формами куполов). Многообразие форм в русском зодчестве отражается в количестве куполов, венчающих храмы. Это количество куполов – символично. Одна глава символизирует Единого Бога, три купола – Святую Троицу, пять куполов – Христос и четыре евангелиста, семь глав – семь таинств Церкви, девять куполов – по числу ангельских чинов, тринадцать – Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех – по числу лет земной жизни Спасителя.
Посмотрите внимательно: форма куполов бывает разные, одни напоминают форму репчатого лука, другие шлем воина. Они так и называются шлемовидный, луковичный. Глава – это декоративное завершение церковных построек, над которым возвышается крест. Посмотрите, главы бывают просто золотые, голубые, зеленые, но иногда мастера изображали на них очень красивые узоры. Например, есть купола синие с золотыми звездами, есть купола в клеточку и рисунком, напоминающим чешую рыбы. Очень нарядными купола сделаны мастерами в храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве (обратить внимание детей на фото). Посмотрите, какой он нарядный, красивый сказочный. Замысловатая форма и яркая раскраска главы на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима. Цвет купола также важен в символике храма. Золото – символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными главами.
Сегодня мы с вами выполним коллективное панно “Купола России” в технике бумагопластики при помощи резака:
Эскиз коллективной работы
- Окрасим листы в зеленый, оранжевый, голубой, коричневый, желтый цвета.
- Обведите шаблоны куполов различной величины на выбранном вами цветном листе. Вырежьте.
![]() |
![]() |
![]() |
3. Практическая работа. Индивидуальные консультации
Во время самостоятельной работы педагог обходит детей, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения, проверяет объем выполненной работы, правильность приемов и этапов ее ведения.
4. Анализ работы
Сегодня мы с вами, ребята, сделали первый шаг в работе над декоративным панно. Полученные силуэты куполов нам понадобятся на следующем занятии для их украшения в технике бумагопластики.
Ход занятия
1. Организационная часть
Приветствие, подготовка учащихся к занятию.
2. Объяснение материала. Инструктаж по выполнению практического задания
Педагог: Ребята, на прошлом занятии мы говорили о Русском храме. Что является головой храма?
Дети: Головой храма является купол.
Педагог: Какие храмы вы знаете? Какие узоры встречаются на куполах церквей?
Дети: Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д.
– Главы бывают просто золотые, голубые, зеленые, но иногда мастера изображали на них очень красивые узоры. Например, есть купола синие с золотыми звездами, есть купола в клеточку и рисунком, напоминающим чешую рыбы.
Педагог: На прошлом занятии мы сделали заготовки – силуэты куполов. Сегодня мы украсим их узором в технике бумагопластики.
В нашей работе мы будем использовать узоры: зигзаг, волна, дуга, звезда.
На цветном листе бумаги выполните узор и по схеме при помощи резака проведите ребра женскости. Затем объемные полоски приклеиваем на силуэт купола.
1. Зигзаг | ![]() |
![]() |
![]() |
2. Волна | ![]() |
![]() |
![]() |
3. Дуга | ![]() |
![]() |
![]() |
4. Звезда | ![]() |
![]() |
3. Практическая работа. Индивидуальные консультации
Во время самостоятельной работы педагог обходит детей, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения, проверяет объем выполненной работы, правильность приемов и этапов ее ведения.