«Лидерство - это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие её рамки».
Л. Друкер
Сегодня наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. В решении задач социального становления личности ребенка большое значение имеет стимулирование лидерства. Через лидеров реализуется управленческий механизм. Таким образом, лидеры занимают ключевые позиции в органах школьного самоуправления.
Очень важно говорить не только о формировании лидерских умений и навыков, но и о характере лидерства. Современные дети оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности, закономерно присущая младшим школьникам, не находит своей позитивной реализации. Психологическая готовность действовать в социально значимом пространстве остается невостребованной. Следствием этого становится резкое снижение интереса к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства.
Следовательно, сегодня необходимо рассматривать вопрос о воспитании не только лидеров-организаторов, но и лидеров-взаимодействия. Главное для лидера-взаимодействия создать условия для действия других. В лидерах - взаимодействия необходимо развивать следующие качества:
- коммуникабельность;
- сопереживание;
- ответственность;
- инициативность;
- сочувствие;
- самоуважение.
Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей.
Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.
Изменения в обществе требуют и изменений в школе. Если мы хотим, чтобы школа готовила ребят к жизни в демократическом правовом государстве, то она должна быть основана на демократических ценностях и на уважении к правам человека. Только на основании этого возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми, рождается атмосфера радости и творчества. Важную роль в таком воспитании приобретает самоуправление школьников.
Участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям.
В современной жизни наиболее важным становится вопрос формирования лидерских качеств личности. Лидер - яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность. Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают главные»позиции в органах ученического самоуправления.
Многие учащиеся имеют скрытые лидерские потенциалы, но по ряду причин не раскрывают их. Следствием этого становится снижение интереса к другим людям, отсутствие умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства.
В связи с этим возникает необходимость разрабатывать и внедрять систему обучения, которая обеспечивала бы подготовку активистов.
Младший школьный возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определение своих склонностей и способностей. Поэтому воспитательный процесс в школе нужно строить так, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в качестве лидера.
Наиболее важными являются мероприятия, направленные на выявление и развитие лидерских качеств у ребят. Очень ценны мероприятия, проведенные совместно с родителями учащихся. Они сплачивают как детей, так них родителей. Именно в такой непринужденной обстановке выявляются активисты - лидеры.
За четыре года совместно с родителями в моем классе были проведены следующие мероприятия: «День именинника», «Пикник в лесу», «Экскурсия в пожарную часть», «Поездка в город Елабуга», «Новый год в сказочном трамвае», «Посещение Дельфинария г. Набережные Челны», походы в городские музеи и кинотеатр «Джалиль».
Такая воспитательная работа способствует саморазвитию, самовоспитанию, самореализации каждого ребенка. Помогает стать успешным, найти свою область деятельности.
Мы учимся занимать активную жизненную позицию. Ведь лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. От лидера зависит умелый анализ реальной действительности.
В своем детском коллективе стараюсь активно развивать ученическое самоуправление. С первого класса учащиеся поделены на «звездочки» и в каждой есть свой командир, который отвечает за маленький коллектив. Так постепенно формируются лидерские качества у младших школьников.
С каждым годом растет число активистов, которые стремятся воплотить свои мечты в реальность. В связи с этим школьная жизнь стала интереснее, увлекательнее, колоритнее. Итак, ученическое самоуправление - это самостоятельная воспитательная технология.
И в заключение, хочу процитировать слова И. Воротницкой:
«Самый хороший лидер тот, о существовании которого люди просто знают.
Не такой хороший лидер тот, кому люди покоряются. Хуже тот лидер, которого люди презирают, хорошем лидере, который мало говорит, когда его работа сделана и его цель достигнута, люди roi «Мы сделали это сами».
Список используемой литературы:
- Бодалев А. А. «Формирование понятия о другом человеке как личности».
- Гордеева О.В. «Развитие языка эмоций у детей».
- Горелов И.Н. «Безмолвный мысли знак».
- Кузьмина О.В. «Искусство дышать».
- Рюкле Хорст «Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение».
- Юсупов И.М «Психология взаимопонимания».