Развитие лидерских качеств у младших школьников

Разделы: Начальная школа


 «Лидерство - это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вы­вести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие её рамки».
Л. Друкер

Сегодня наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего челове­ка, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. В решении задач соци­ального становления личности ребенка большое значение имеет стимулирование лидерства. Через лидеров реа­лизуется управленческий механизм. Таким образом, лидеры занимают ключевые позиции в органах школьного самоуправления.
Очень важно говорить не только о формировании лидерских умений и навыков, но и о характере лидерства. Современные дети оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности, закономерно присущая младшим школьникам, не находит своей позитивной реализации. Психологическая готовность действовать в со­циально значимом пространстве остается невостребованной. Следствием этого становится резкое снижение ин­тереса к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства.
Следовательно, сегодня необходимо рассматривать вопрос о воспитании не только лидеров-организаторов, но и лидеров-взаимодействия. Главное для лидера-взаимодействия создать условия для действия других. В лиде­рах - взаимодействия необходимо развивать следующие качества:

  1. коммуникабельность;
  2. сопереживание;
  3. ответственность;
  4. инициативность;
  5. сочувствие;
  6. самоуважение.

Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимно­го уважения, доверия взрослых и детей.
Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для че­ловека.
Изменения в обществе требуют и изменений в школе. Если мы хотим, чтобы школа готовила ребят к жизни в демократическом правовом государстве, то она должна быть основана на демократических ценностях и на ува­жении к правам человека. Только на основании этого возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми, рождается атмосфера радости и творчества. Важную роль в таком воспитании при­обретает самоуправление школьников.
Участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям.
В современной жизни наиболее важным становится вопрос формирования лидерских качеств личности. Ли­дер - яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность. Че­рез лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают главные»позиции в органах ученического самоуправления.
Многие учащиеся имеют скрытые лидерские потенциалы, но по ряду причин не раскрывают их. Следствием этого становится снижение интереса к другим людям, отсутствие умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства.
В связи с этим возникает необходимость разрабатывать и внедрять систему обучения, которая обеспечивала бы подготовку активистов.
Младший школьный возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определение своих склонностей и способностей. Поэтому воспитательный процесс в шко­ле нужно строить так, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в качестве лидера.
Наиболее важными являются мероприятия, направленные на выявление и развитие лидерских качеств у ре­бят. Очень ценны мероприятия, проведенные совместно с родителями учащихся. Они сплачивают как детей, так них родителей. Именно в такой непринужденной обстановке выявляются активисты - лидеры.
За четыре года совместно с родителями в моем классе были проведены следующие мероприятия: «День име­нинника», «Пикник в лесу», «Экскурсия в пожарную часть», «Поездка в город Елабуга», «Новый год в сказоч­ном трамвае», «Посещение Дельфинария г. Набережные Челны», походы в городские музеи и кинотеатр «Джа­лиль».
Такая воспитательная работа способствует саморазвитию, самовоспитанию, самореализации каждого ребен­ка. Помогает стать успешным, найти свою область деятельности.
Мы учимся занимать активную жизненную позицию. Ведь лидер не только направляет и ведет своих после­дователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. От лидера зависит умелый анализ реальной действительности.
В своем детском коллективе стараюсь активно развивать ученическое самоуправление. С первого класса учащиеся поделены на «звездочки» и в каждой есть свой командир, который отвечает за маленький коллектив. Так постепенно формируются лидерские качества у младших школьников.
С каждым годом растет число активистов, которые стремятся воплотить свои мечты в реальность. В связи с этим школьная жизнь стала интереснее, увлекательнее, колоритнее. Итак, ученическое самоуправление - это самостоятельная воспитательная технология.

И в заключение, хочу процитировать слова И. Воротницкой:
«Самый хороший лидер тот, о существовании которого люди просто знают.
Не такой хороший лидер тот, кому люди покоряются. Хуже тот лидер, которого люди презирают, хорошем лидере, который мало говорит, когда его работа сделана и его цель достигнута, люди roi «Мы сделали это сами».

Список используемой литературы:

  1. Бодалев А. А. «Формирование понятия о другом человеке как личности».
  2. Гордеева О.В. «Развитие языка эмоций у детей».
  3. Горелов И.Н. «Безмолвный мысли знак».
  4. Кузьмина О.В. «Искусство дышать».
  5. Рюкле Хорст «Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение».
  6. Юсупов И.М «Психология взаимопонимания».