Игра-путешествие по математике в 3-м классе "ИКС-педиция к математическому полюсу"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Закреплять знание нумерации многозначных чисел: чтение, запись, сравнение, действия над многозначными числами.
  • Отрабатывать навыки нахождения объединения и пересечения множеств, построения диаграммы Эйлера-Венна, устанавливать их аналогию со сложением и вычитанием.
  • Развивать интерес к математике, расширять кругозор, способствовать развитию памяти, внимания, речи, мышления.
  • Воспитывать прилежание и самостоятельность на уроке.

Оборудование: графопроэктор, карта «ИКС-педиции» (Приложение 1), магнитная доска, карточки, таблицы, флажки, Петерсон Л.Г. «Математика. 3 класс. Часть 1».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Сегодня на уроке мы отправимся в ИКС-педицию к математическому полюсу

(Инсценировка диалога Вини-Пуха и Кристофера Робина).

Автор. Однажды Вини-Пух, прогуливался по лесу и пел свою любимую Шумелку:

Вини-Пух.

Хорошо быть медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу ...
(Нет победю!)
Победю я и жару и мороз,
Лишь бы медом был вымазан нос!

Автор. Кристофер Робин сидел у порога и напяливал свои походные сапоги.

Вини-Пух. Ой, ура, мы снова пойдем в икспедицию

К.Р. На этот раз мы пойдем не в икспедицию, и даже не в экс-педицию, а в настоящую ИКС-педицию.

В.-П. А что такое «ИКС-педиция»

К.Р. Это тоже путешествие, но только особое, математическое.

В.-П. Математическое? (Удивленно) А что такое «Математическое путешествие?»

К.Р. Ну это такая штука, где задачки решают. Идешь как бы не ногами, а головой.

В.-П. Вот здорово! Задачки я люблю решать. И Все-Все-Все тоже очень любят! Только мы не умеем – мы же еще маленькие. Ой! (Испугался он.) Значит, нас не возьмут в ИКС-педицию.

К.Р. Глупенький мой Мишка! Мы же не одни пойдем, а вместе с ребятами. Они знаешь, какие умные! Учатся в школе и уже столько всего знают и умеют: и задачки решают и уравнения, и считать умеют, и думать и соображать. Вот здесь я приготовил для них карту Путешествия (Приложение 1). По этой карте ребята сразу сообразят, как нам добраться всем вместе до математического полюса.

В.П.

Все вышли в ИКС-педицию
(Считая и меня)
Сова, и Ру, и Кролик
И вся наша Родня

Вся наша ИКС-педиция
Весь день бродила по лесу
Искала ИКС-педиция
Везде дорогу к полюсу

И каждый в ИКС-педиции
Всегда ужасно рад
Решить задачу трудную
С помощью ребят

К.Р. Помогите, пожалуйста, ребята Всем-Всем-Всем прийти к математическому полюсу.

II. Актуализация знаний

Действия над многозначными числами.

1. Найди закономерность и продолжи ряд

а) 83 056, 83 156, 83 256__________________________
б) 0, 17, 34, 51_______________________________
а) (83 356, 83 456, 83 556 – число в разряде сотен увеличивается на 1)
б) (68, 85, 102 – число увеличивается на 17)

2. Прочитать число 72.630.815.294

– Что нужно сделать, чтобы прочитать число? (Разбить на классы, разбить по три цифры)
– Какая цифра стоит в разряде сотен миллионов этого числа? (Цифра 6)
– Сколько в нем всего сотен миллионов? (Всего 600 сотен)

3. Записать цифрами число (1 ученик выполняет у доски).

– 24 млрд. 4 млн. 79 ед. (24.004.000.079)
– Сколько разрядов в этом числе? (11 разрядов)
– Что означают нули класса тысяч? (Отсутствие единиц, десятков и сотен тысяч)
– Сколько сотен в этом числе? (0 сотен)
– Что означают нули класса миллионов? (Отсутствие десятков и сотен миллионов)
– Назвать предыдущее число. (24004000078)
– Назвать последующее число. (24004000080)

4. Выполнить действия над многозначными числами

Самостоятельная работа

Проверка по графопроэктору (1.588.553,377 354, 126000)

III. Повторение множеств

1. Что такое множество? (Совокупность предметов)

2. Назвать знаки

1. Работа по учебнику №2 с.110

Дано множество М =

Верны ли высказывания:

Проверка по графопроэктору (Да, нет, нет, да, да, да)

2. Самостоятельная работа №3 с. 110

Даны множества А = {4, , а, 5}, В = {в, 4, }. Записать с помощью фигурных скобок пересечение и объединение множеств А и В. Построить диаграмму Венна этих множеств.
– Что такое пересечение? (Общая часть множеств)
– Что такое объединение? (Объединение множеств всех элементов. Надо к элементам первого множества добавить недостающие элементы второго множества.)
Проверка по графопроэктору (взаимопроверка) А и В = {4, }, А В = {4, , а, 5, в}

– Можно ли выполнять операции сложения и вычитания над множествами. (Можно выполнять сложение и вычитание множеств)
– Всегда ли выполнима операция сложения и вычитания для множеств? (Нет, только если множества не пересекаются)
– Можно ли выполнить сложение или вычитание этих множеств? (Нет, т.к. они пересекаются)

IV. Решение задачи № 12 с. 105

На доске рисунок:

– Сколько учеников уже прочитали повесть о Карлесоне? (25 учеников)
– Сколько учеников прочитали повесть о Вини-Пухе? (23 ученика)
– Сколько учеников прочитали обе эти повести? (18 человек)
– Что нужно узнать? (Сколько всего учеников в классе, если каждый ученик прочитал хотя бы одну из этих книг?) Рассуждения: Сначала выполним объединение этих множеств, затем из полученной суммы вычтем тех ребят, которые прочитали обе повести.
– В тетрадях выполняется запись: (25 + 23) – 18 = 30 (человек). Ответ: в классе 30 человек.
– Проверка. Сколько всего учеников в классе? (В классе всего 30 человек, каждый из них прочитал хотя бы одну книгу)

V. Повторение ранее изученного материала

1.  №9 с.111. Составить программу действий и вычислить по вариантам. Выполнить самостоятельно с самопроверкой по эталону. (I вариант – 12, II вариант – 10)
2. №14 с. 12. Пользуясь алгоритмом, заданным блок схемой, расшифруй имя и фамилию известного английского писателя. Знаешь ли ты его книги? (5 заданий – по цепочке, 5 заданий – самостоятельно)

а 0 5 7 9 10 12 14 16 20 38
х 0 10 14 18 3 15 27 39 63 171

 

Е Л И Н А Р Д М С К

Алан Александр Милн – это автор книги «Вини-Пух и Все-Все-Все». Герои этой книги на протяжении всего урока были с нами.

VI. Подведение итогов урока

– Молодцы, ребята, вы благополучно добрались до Математического полюса.
– Чем занимались на уроке?
– Интересно было на уроке или не интересно? (очень, не очень, трудно)
– Легко или трудно было на уроке?
– Понятно или не понятно было на уроке? (все, кое что, ничего)

VII. Оценки

VIII. Домашнее задание: № 8, 10, 13 с.110-112.