Цели:
- обучать учащихся умению объяснения и понимания термина “текст”, “тема текста”, “эпиграф”;
- развивать навыки восстановления текста из разрозненных предложений;
- навыки выразительности устно речи учащихся;
- навыки творческой активности учащихся;
- подготовить учащихся к практической творческой работе;
- воспитывать любовь к родному слову, к родной природе.
Оборудование:
- музыкальный клип “Осень”, презентация на тему “Осень”,
- стихи русских поэтов об осени; загадки об осени;
- презентация “Осень в изображении русских художников”;
- текст К.Паустовского “Желтый свет” (отрывок), учебники “Русская речь”, 5-й класс.
1. На доске:
- Число
- Тема
- Текст
Тема – это то, о чем говорится в тексте.
Текст – это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Учитель: Записываем в тетради число, на следующей строке слово “тема”.
– Как вы думаете, зачем мы записываем это слово?
– Хочу вспомнить сегодня с вами о том, что такое тема. (Учащиеся отвечают).
Мы записали это слово, так как оно является одним из ключевых слов нашего сегодняшнего урока. Общая тема нашего сегодняшнего урока – “осень”. Какая она бывает по характеру? (Учащиеся перечисляют.) А сейчас вы послушаете одну детскую песню. (Учащиеся прослушивают песню “Осень”.)
– Каков характер у осени в этой песне?
– К любой теме всегда найдется эпиграф. Что же такое эпиграф? (Это краткое изречение, помещенное перед произведением или его частью, помогающее понять главную мысль.)
– Эпиграф мы можем подобрать и к теме урока.
– Какими бывают эпиграфы? Они могут быть прозаическими, могут быть поэтическими.
– К сегодняшнему уроку вы подобрали стихи об осени. Они и будут эпиграфами к общей теме нашего урока, которая поможет объяснить более узкую тему нашего сегодняшнего урока . Эта тема – текст. Прочитаем выразительно наши эпиграфы к теме “осень”.
(Учащиеся читают стихи об осени русских поэтов)
– Какой видят осень наши поэты? (Подчеркивается в ходе обсуждения разнообразие поэтического видения осени.)
– Запишите свой эпиграф к нашему уроку. Эпиграф записывается в правом верхнем углу. Это особый порядок записи эпиграфа.
2. Что же такое текст?
Перед вами на столе находится текст К.Паустовского “Желтый свет”.
- Осень пришла внезапно.
- Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей - от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.
- Осень пришла врасплох и завладела землей - садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами.
- Все сразу стало осенним.
- В саду суетились синицы.
- Крик их был похож на звон разбитого стекла.
- Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.
- Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы.
- Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха.
- Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
- Начался листопад.
- Листья падали дни и ночи.
- Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
- Леса моросили дождем облетавшей листвы.
- Этот дождь шел неделями…
(Отрывок из рассказа К.Г.Паустовского “Желтый свет”).
Учитель. Прочитаем текст. Попробуем понять, почему эти предложения мы можем считать текстом?
(Учащиеся говорят, что предложения объединены общей мыслью).
– А если мы попробуем поменять местами некоторые предложения, то сохранится ли у нас текст?
(Учащиеся отвечают, что текст не сохранится, так как нарушается смысл).
– А еще почему в этом случае не сохраняется текст? (Учащиеся отвечают, что нарушен порядок следования предложений. Одна мысль должна продолжать другую.)
– Откроем наши учебники и продолжим знакомиться с тем, как еще связаны предложения в тексте. (Учащиеся читают о грамматической связи между предложениями.)
– Обратите внимание на наш текст. Как одно предложение цепляется с другим? (Слова могут повторяться, могут заменяться одно другим, близким по смыслу.)
3. Мы немного устали, давайте немножко отдохнем. Предлагаю вам отгадать загадки.
(Загадки представлены в презентации).
Учитель. А теперь более сложное задание. В ваших конвертиках на партах – секретные предложения. Почему секретные? Потому что кто-то их нарочно перепутал, вам их нужно распутать и записать в тетради, а тот, кто будет первым, тот запишет на доске.
Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
Листья падали дни и ночи.
Начался листопад. Этот дождь шел неделями.
Леса моросили дождем облетевшей листвы.
(Учащиеся выполняют задание).
– Но осень чувствуют чутко не только поэты и писатели, но и музыканты, композиторы.
– Сейчас прозвучит музыка из произведения П.И.Чайковского “Времена года”.
– Какой представил осень Чайковский?
4. Русские художники тоже разнообразно представляли осень.
– Например, И.И.Левитан. Перед вами его картина “Золотая осень”. Какой вы ощущаете осень на картине Левитана?
– А вот какой представлена осень на полотнах других русских художников.
(Учитель представляет презентацию “Осень глазами русских художников”).
– Итак, с какими основными понятиями мы с вами познакомились?
– Сегодняшний урок – это своеобразная подготовка к мини-сочинению на тему “Путешествие осеннего листочка”. Какие вопросы возникли у вас в ходе урока?
Спасибо за урок.