Текст К.Паустовского "Желтый свет"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обучать учащихся умению объяснения и понимания термина “текст”, “тема текста”, “эпиграф”;
  • развивать навыки восстановления текста из разрозненных предложений;
  • навыки выразительности устно речи учащихся;
  • навыки творческой активности учащихся;
  • подготовить учащихся к практической творческой работе;
  • воспитывать любовь к родному слову, к родной природе.

Оборудование:

  • музыкальный клип “Осень”, презентация на тему “Осень”,
  • стихи русских поэтов об осени; загадки об осени;
  • презентация “Осень в изображении русских художников”;
  • текст К.Паустовского “Желтый свет” (отрывок), учебники “Русская речь”, 5-й класс.

1. На доске:

  • Число
  • Тема
  • Текст

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Текст – это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Учитель: Записываем в тетради число, на следующей строке слово “тема”.

– Как вы думаете, зачем мы записываем это слово?

– Хочу вспомнить сегодня с вами о том, что такое тема. (Учащиеся отвечают).

Мы записали это слово, так как оно является одним из ключевых слов нашего сегодняшнего урока. Общая тема нашего сегодняшнего урока – “осень”. Какая она бывает по характеру? (Учащиеся перечисляют.) А сейчас вы послушаете одну детскую песню. (Учащиеся прослушивают песню “Осень”.)

– Каков характер у осени в этой песне?

– К любой теме всегда найдется эпиграф. Что же такое эпиграф? (Это краткое изречение, помещенное перед произведением или его частью, помогающее понять главную мысль.)

– Эпиграф мы можем подобрать и к теме урока.

– Какими бывают эпиграфы? Они могут быть прозаическими, могут быть поэтическими.

– К сегодняшнему уроку вы подобрали стихи об осени. Они и будут эпиграфами к общей теме нашего урока, которая поможет объяснить более узкую тему нашего сегодняшнего урока . Эта тема – текст. Прочитаем выразительно наши эпиграфы к теме “осень”.

(Учащиеся читают стихи об осени русских поэтов)

– Какой видят осень наши поэты? (Подчеркивается в ходе обсуждения разнообразие поэтического видения осени.)

– Запишите свой эпиграф к нашему уроку. Эпиграф записывается в правом верхнем углу. Это особый порядок записи эпиграфа.

2. Что же такое текст?

Перед вами на столе находится текст К.Паустовского “Желтый свет”.

  1. Осень пришла внезапно.
  2. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей - от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.
  3. Осень пришла врасплох и завладела землей - садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами.
  4. Все сразу стало осенним.
  5. В саду суетились синицы.
  6. Крик их был похож на звон разбитого стекла.
  7. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.
  8. Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы.
  9. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха.
  10. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
  11. Начался листопад.
  12. Листья падали дни и ночи.
  13. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
  14. Леса моросили дождем облетавшей листвы.
  15. Этот дождь шел неделями…

(Отрывок из рассказа К.Г.Паустовского “Желтый свет”).

Учитель. Прочитаем текст. Попробуем понять, почему эти предложения мы можем считать текстом?

(Учащиеся говорят, что предложения объединены общей мыслью).

– А если мы попробуем поменять местами некоторые предложения, то сохранится ли у нас текст?

(Учащиеся отвечают, что текст не сохранится, так как нарушается смысл).

– А еще почему в этом случае не сохраняется текст? (Учащиеся отвечают, что нарушен порядок следования предложений. Одна мысль должна продолжать другую.)

– Откроем наши учебники и продолжим знакомиться с тем, как еще связаны предложения в тексте. (Учащиеся читают о грамматической связи между предложениями.)

– Обратите внимание на наш текст. Как одно предложение цепляется с другим? (Слова могут повторяться, могут заменяться одно другим, близким по смыслу.)

3. Мы немного устали, давайте немножко отдохнем. Предлагаю вам отгадать загадки.

(Загадки представлены в презентации).

Учитель. А теперь более сложное задание. В ваших конвертиках на партах – секретные предложения. Почему секретные? Потому что кто-то их нарочно перепутал, вам их нужно распутать и записать в тетради, а тот, кто будет первым, тот запишет на доске.

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
Листья падали дни и ночи.
Начался листопад. Этот дождь шел неделями.
Леса моросили дождем облетевшей листвы.

(Учащиеся выполняют задание).

– Но осень чувствуют чутко не только поэты и писатели, но и музыканты, композиторы.

– Сейчас прозвучит музыка из произведения П.И.Чайковского “Времена года”.

– Какой представил осень Чайковский?

4. Русские художники тоже разнообразно представляли осень.

– Например, И.И.Левитан. Перед вами его картина “Золотая осень”. Какой вы ощущаете осень на картине Левитана?

– А вот какой представлена осень на полотнах других русских художников.

(Учитель представляет презентацию “Осень глазами русских художников”).

– Итак, с какими основными понятиями мы с вами познакомились?

– Сегодняшний урок – это своеобразная подготовка к мини-сочинению на тему “Путешествие осеннего листочка”. Какие вопросы возникли у вас в ходе урока?

Спасибо за урок.

Приложение 1, Приложение 2