Программа мониторинга развития личности воспитанника

Разделы: Администрирование школы


Эффективное воспитание, формирующее социально активную, культурную, высоконравственную, творческую и социализированную личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого воспитанника и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его готовности к самостоятельной жизни. Мониторинг уровня развития воспитанников позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательно-воспитательной деятельности по основным ориентирам воспитания, но и создать условия для самореализации ребёнка во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах развития.

Понятие “развитие” очень ёмкое и включает множество компонентов: развитие интеллектуальных и творческих способностей, эмоционально-волевой сферы, личностных черт характера, психических процессов (мышление, внимание, память). Для того чтобы управлять ими, необходима, прежде всего, информация, наиболее полно отражающая эти процессы.

Существуют различные технологии, позволяющие оценить качество работы, современная педагогика и психология, находясь в поиске, пока не предложила технологий отслеживания, охватывающих все стороны развития ребёнка.

Базируясь на исследованиях Г.А. Абрамовой, И.С. Кона, И.Ю. Кулагиной, В.С. Мухиной, Е.Ф. Рыбалко и других учёных в области возрастной психологии и педагогики, определили особенности развития детей-сирот и на их основе разработали личностную модель воспитанника с учётом возрастной классификации: дошкольный возраст - от 3 до 6 лет; младший школьный возраст: от 7 до 10 лет; подростковый возраст: от 11 до 14 лет; ранний юношеский возраст: от 15 до 18 лет (приложение № 1).

При подборе критериев, показателей и методик изучения уровня развития воспитанников, использовался системный подход, позволяющий установить взаимосвязь с целями, содержанием и способами воспитательного воздействия (приложение № 2). Так как целевые ориентиры и деятельность воспитательной системы МОУ “Детский дом” направлены, прежде всего, на формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации, то нами были избраны следующие критерии: физическая готовность, педагогическая готовность, социальная готовность, профессионально-трудовая готовность, морально-волевая готовность.

Мониторинг развития воспитанников является частью общепедагогического мониторинга, служит оптимизации педагогической деятельности, содействует научно-обоснованному определению условий совершенствования образовательно-воспитательного процесса.

Системность психолого-педагогической диагностики обеспечивается концептуально обоснованным комплексом диагностируемых параметров личности, психолого-педагогическая оценка которых осуществляется с помощью диагностических средств и фиксируется в диагностической карте воспитанников.

Программа мониторинга особенно актуальна для учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так она позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательно-воспитательного процесса, но и создать необходимые условия для оказания психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, воспитании и обучении.

Цели и задачи мониторинга

Цель: определить эффективность деятельности педагогического коллектива по конкретным результатам развития личности детей, на основе выявленных тенденций построить систему работы по эффективному медико-социально-психолого-педагогическому сопровождению.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • проследить динамику развития личности воспитанников в соответствии с критериями уровня готовности;
  • сформировать информационную базу уровня развития личности каждого воспитанника;
  • выявить возможные отрицательные тенденции в развитии и наметить пути их предупреждения и преодоления;
  • определить благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности воспитанников, зоны ближайшего развития, наметить пути их реализации.

Принципы диагностической деятельности

Деятельность по реализации программы мониторинга развития личности воспитанников подчиняется основным законам диагностического исследования. Психика ребёнка находится в процессе становления, поэтому при её изучении необходимо руководствоваться следующими принципами, каждый из которых имеет своё назначение и цель.

1. Принцип гуманизма и педагогического оптимизма нацеливает на осознание того, что любое исследование должно способствовать развитию ребёнка, а не тормозить его. Диагноз – это не только установление существующего уровня развития, но и выявление его резервов. При этом следует руководствоваться основным и важным требованием: “Не навреди!”

2. Принцип объективности и научности предполагает, что его психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии, а не по аналогии с психическими особенностями взрослого.

3. Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.

4. Принцип развития психики в деятельности требует осознания того, что все психические особенности находятся в становлении и основным условием их развития служит та или иная деятельность. Деятельность – это не только одно из условий развития психики, но и один из аспектов её изучения.

5. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребёнка своеобразно и неповторимо.

6. Принцип системности и систематичности предполагает целостное рассмотрение объекта диагностики, комплексное и последовательное его изучение. Необходимо исследовать не только отдельно взятые параметры – должны прослеживаться все стороны развития ребёнка, включая и прогнозирование его хода. Важно определить место каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития.

Технология мониторинга

Психолого-педагогическая диагностика – область деятельности педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, воспитателей, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью оптимального решения педагогических задач. Организуемая педагогическими работниками психодиагностика имеет системный и непрерывный процесс, который осуществляется в форме мониторинга. Взаимодействие педагогических работников в процессе диагностики – это то средство, с помощью которого решаются задачи психолого-педагогического сопровождения в образовательно-воспитательном процессе. Успех достигается за счёт того, что устанавливаются определённые связи между деятельностью специалистов разного профиля, ориентированные на одного и того же ребёнка.

Взаимодействие специалистов

Специалисты

Содержание диагностики

Педагог-психолог

  • Показатели развития ребёнка;
  • устойчивость психического состояния;
  • наличие возрастных признаков психической депривации;
  • сформированность познавательных процессов и их произвольность;
  • профессиональные склонности;
  • особенности эмоционально-волевой сферы.

Социальный педагог

  • социальный статус ребёнка;
  • наличие отклонений в поведении;
  • соблюдение социальных норм поведения;
  • наличие родственников и связь с ними.

Учитель-логопед

  • особенности речевого развития;
  • общая и мелкая моторика.

Медицинские работники

  • состояние здоровья ребёнка и соотнесение с возрастными нормами;
  • группа здоровья;
  • наличие хронических заболеваний;
  • общее функциональное состояние организма.

Воспитатели

  • выявление трудностей в обучении;
  • статус в детском коллективе, взаимоотношения со сверстниками;
  • интересы и увлечения;
  • соблюдение правил поведения;
  • сформированность качеств и умений личности;
  • педагогический прогноз учебных возможностей.

Психолого-педагогический мониторинг представляет собой стандартную процедуру повторяющихся обследований воспитанников, что позволяет проследить динамику, оценить “траекторию” развития личности и предупредить возможные нарушения, определить возможности, способности, интересы каждого ребёнка и группы в целом, наметить меры психолого-педагогического обеспечения дальнейшего развития воспитанников.

Отслеживание уровня развития ребёнка осуществляется в соответствии с личностной моделью воспитанника каждой возрастной ступени.

Программа отслеживания состоит из пяти блоков:

1.Физическая готовность.

2. Педагогическая готовность.

3. Социальная готовность.

4. Профессионально-трудовая готовность.

5. Морально-волевая готовность.

Программа построена с учётом возрастной классификации и делится на следующие периоды: дошкольный возраст (от 3-х до 6 лет); младший школьный возраст (от 7 до 10 лет); подростковый возраст (от 11 до 14 лет); ранний юношеский возраст (от 15 до 18 лет).

Готовность воспитанников к самостоятельной жизни оценивается с помощью критериев готовности выпускников (приложение № 3). Критерий подразумевает совокупность качественных показателей, определяющих позитивную социализацию воспитанников, т.е. тех характеристик личностного развития, которые необходимо освоить подростку на выходе из Детского дома для успешной интеграции в современное общество.

В мониторинговом изучении выделяется шесть этапов:

1. Определение целей и задач исследования.

2. Подготовка диагностического инструментария.

3. Исследование испытуемых.

4. Обработка и интерпретация результатов исследования.

5. Анализ, оценка и обсуждение полученных результатов.

6. Разработка индивидуальной программы сопровождения воспитанника.

Системоинтегрирующим элементом технологии мониторинга является диагностическая карта (приложение № 4), при заполнении которой необходимо соблюдать следующую инструкцию.

1. Диагностическая карта заполняется педагогами три раза в год (сентябрь, январь, май).

2. После обработки и занесения результатов мониторинга в диагностическую карту администрация МОУ “Детский дом” совместно с воспитателями, социальным педагогов, психологом и медицинским работником проводит реабилитационный совет, на котором анализируются и оцениваются полученные данные, вырабатываются рекомендации по осуществлению коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.

3. Диагностическая карта является составной частью реабилитационной карты и хранится у педагога-психолога.

Карта построена по принципам комплексного подхода (представлены данные всех специалистов, медицинского и педагогического состава Детского Дома), и включает в себя:

    1. Социальный статус воспитанника.
    2. Соматический статус.
    3. Психологический статус.
    4. Педагогические наблюдения.
    5. Логопедическое представление.
    6. Диагностическая карта.
    7. Индивидуальный режим дня.
    8. Первичный реабилитационный совет.
    9. Индивидуальная программа реабилитации ребенка.
    10. Промежуточный реабилитационный совет (с промежуточными характеристиками).
    11. Реабилитационный совет (динамика).
    12. Лист коррекционных занятий психолога.
    13. Лист коррекционных занятий логопеда.
    14. Решение реабилитационного совета с промежуточными характеристиками.
    15. Социально-педагогическая поддержка семьи.

4. При переходе воспитанников на следующую возрастную ступень результаты исследования обобщаются и на их основе составляются рекомендации по организации дальнейшей психолого-педагогической работы.

В процессе организации мониторинга необходимо учитывать тот факт, что диагностическая работа педагогов оказывает психологическое воздействие на детей. И оттого, насколько компетентно оно будет осуществляться, зависит эффективность всей педагогической деятельности.

Литература

  1. “Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением” / под редакцией М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с. – Коррекционная педагогика.
  2. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. “Возрастная психология” - М.; ТЦ Сфера, 2002. – 464 с.
  3. Мудрик А.В. Психология и воспитание. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 472 с.
  4. Немов Р.С. “Психология”/ учебник для студентов высших педагогических заведений: в 3-х книгах – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС; 1999 г.
  5. Овчарова Р.В. “Справочная книга социального педагога”. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
  6. Педагогический контроль в процессе воспитания. Методические рекомендации/под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с. (Воспитание в школе).
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. (Серия “Учебники, учебные пособия”.) – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 672 с.
  8. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие/Е.В. Головнёва. – М.: Высш. шк., 2006. – 256 с.: ил.
  9. Х. Айзенк “Энциклопедия психологических тестов” - М.; ООО “Издательство АСТ”, 1997. – 192 с.
  10. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 192 с.