Урок по теме "Именительный и винительный падежи имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • познакомить учеников с особенностями существительных в именительном и винительном падежах;
  • формировать умение различать именительный и винительный падежи у существительных;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать познавательную активность, повышать степень самостоятельности и инициативности учащихся;
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, тесты, карточки.

Ход урока

1. Орг. момент, создание эмоционального настроя.

- Здравствуйте, дети!

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2. Постановка учебной задачи.

- Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая: “В золотой клубочек спрятался дубочек”. Один из мальчиков рассуждал так: “Клубочек – кто? что? Именительный падеж”. А другой мальчик говорил: “кого? что? Это винительный падеж” Интересно, кто же из них прав? Это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.

- Тема нашего урока: “Именительный и винительный падежи имен существительных”.

3. Решение учебной задачи.

Но, чтобы нам это сделать, нам надо вспомнить некоторые правила.

  1. Что такое склонение?
  2. Сколько падежей в русском языке?
  3. Перечислите их вместе с вопросами.
  4. Что надо сделать, чтобы определить падеж существительных.
  5. Есть ли среди вопросов падежей такие, которые повторяются? Назовите их.
  6. Дети, давайте вспомним загадку, которая вызвала спор мальчиков.

- Прежде чем записать нашу загадку в тетрадях, назовем орфограммы, которые встретились в ней. Вспомним правила. (Правописание предлогов, безударных гласных в корне слов, правописание суффиксов -ек, -ик)

Письмо с комментированием

- Что мы знаем об именительном падеже?

- О винительном?

- Можем ли мы определить падеж только по вопросу? (Нет, они похожи)

- Есть ли в этом предложении предлоги?

- К какому слову они относятся?

- Давайте найдем и подчеркнем основу предложения.

- В каком падеже стоит существительное:

  • дубочек? (в именительном падеже);
  • в клубочек? (в винительном падеже).

- Что помогло нам определить падеж (синтаксическая роль слов, вопросы, предлоги).

- Какой вывод можно сделать?

- А какая же отгадка у этой загадки? (Жёлудь)

4. Первичное усвоение знаний.

- Перед вами предложение: “Зима принесла стужу и мороз”. Запишите его. Выделите грамматическую основу предложения.

- На каком месте стоит имя существительное, употреблённое в именительном падеже? Каким членом предложения оно является?

- Докажите, почему вы так считаете.

- Есть ли в этом предложении ещё имена существительные?

- В каком падеже они стоят?

- Могут ли оба существительных стоять в одном и том же падеже?

- Как называется это явление? Докажите.

5. Закрепление полученных знаний.

А) Упражнение № 1 (устно) (задание на карточках и дублируется на презентации).

Задание выполняется по вариантам:

1 вариант - Найдите и укажите номера тех предложений, в которых сначала стоят имена существительные, находящиеся в винительном падеже.

2 вариант - Найдите и укажите номера тех предложений, в которых сначала стоят имена существительные, находящиеся в именительном падеже.

Проверка проводится с помощью компьютера.

1. Море размывает берег.

2. На опушку выбежал олень.

3. Птицы вьют гнёзда.

4. На юг улетают перелётные птицы.

5. На дерево вспорхнула птица.

6. Гроза освежила воздух.

7. Листья пожирают гусеницы.

8. Плющ обвивает беседку.

Б) Упражнение № 2 (письменно, задание на карточках и дублируется на презентации).

Друг написал письмо. Свеча освещала комнату. Туча закрыла всё небо. Ветеринар лечил кошку. Прямо на судно шёл смерч.

После взаимопроверки дети сравнивают ответы с ответами на презентации.

6. Физ. пауза.

- А сейчас, ребята, мы с вами немного поиграем. Давайте выйдем из-за парт и выполним физические упражнения. Если услышите имя существительное, стоящее в именительном падеже, вам надо присесть, если же имя существительное будет стоять в винительном падеже, то вам необходимо встать на носки и потянуться. Итак, приступаем: на поляну, мяч, в омут, солнце, на дачу, задача, красота, впереди, на краю, библиотека, интересно.

- Все ли слова мы использовали для выполнения упражнений? Почему? Ответ обоснуйте.

- Какими правилами вы пользовались при определении падежей?

7. Работа с учебником (с.154 упр.82).

8. Домашнее задание (учитель объясняет выполнение).

9. Контроль знаний (выполнение теста на компьютере индивидуально каждым учащимся и проверка).

Задание: определи падеж выделенных имён существительных.

1 вариант

  1. Мы чтим память о тех, кто погиб в боях за Родину.
  2. В сердцах людей живёт память о погибших за Родину.
  3. Ребята играли в мяч.
  4. В нашей стране ценится любой труд.
  5. Люди нашей страны уважают труд.
  6. Мой дедушка получил медаль.
  7. Эта медаль бережно хранится в нашей семье.
  8. Серебряные паутинки щекочут лицо.
  9. Нежно ластится к ногам опавший лист.

2 вариант

    1. Лагерь находится на берегу озера.
    2. Вскоре мы увидели наш лагерь.
    3. В лагерь ведёт узкая тропинка.
    4. Труд украшает человека.
    5. Ветер погнал мяч по дорожке.
    6. Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.
    7. Осенний лес нагоняет лёгкую грусть.
    8. Меня манит в даль желтеющего леса.
    9. Ветер гонит опавшие листья по аллеям парка.

10. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Для чего мы проводили тест?

Взаимопроверка.

- Были ошибки при определении падежей?

- Что нам помогает при определении именительного и винительного падежей имен существительных?

- Какую задачу нужно поставить на следующий урок?