Справочный материал по математической статистике в 7-м классе

Разделы: Математика


Изучая математическую статистику в 7-м классе, важно наглядно представить учащимися образец для решения практических задач. Именно для этого мною был разработан данный справочный материал.

1.Представление данных.

1.1. Таблицы

Смета расходов на покупку спортивного инвентаря.

Наименование Ед. измерения Количество Цена (ед\руб) Стоимость (руб)
1 Мяч футбольный Шт. 30 1000
2 Мяч волейбольный Шт. 15 800 12000
3 Ракетка Шт. 24 250 6000
4 Воланы коробка 10 300 3000
  ИТОГО:       51000

Таблицы предназначены для упорядочивания большого количества данных. Часто в таблицы заносят результаты вычислений, измерений.

1.2. Диаграммы.

За контрольную работу по математике школьники получили 6 оценок “отлично”, 10 оценок “хорошо”, 5 оценок “ удовлетворительно” и 3 оценки “не удовлетворительно”.

Столбиковая диаграмма.

Построим столбиковую диаграмму по этим данным.

 Круговая диаграмма.

Построим круговую диаграмму по этим данным.

Для построения этой диаграммы мы:

  1. Разделили 360° на общее число учащихся (24)
  2. 360°\24=15° (такому углу соответствует оценка одного учащегося)

  3. Затем последовательно умножаем 15° на количество учащихся, получивших ту или иную оценку.
  4. 15°6=90° - сектор образованный этим углом соответствует учащимся с оценкой “5”

    15°10=150° - сектор образованный этим углом соответствует учащимся с оценкой “4”

    15°5=75° - сектор образованный этим углом соответствует учащимся с оценкой “3”

    15°3=45° - сектор образованный этим углом соответствует учащимся с оценкой “2”

  5. Затем круг делим на полученные сектора, подписываем данные.

Диаграмма рассеивания.

Для выявления связи между величинами применяются диаграммы рассеивания.

В таблице приведены данные о весе и росте 12 девушек.

Рост, см

165

177

161

162

170

176

177

164

166

161

169

159

Х

Вес, кг

53

67

45

53

60

62

58

60

62

55

55

49

У

Для построения этой диаграммы нужно в системе координат поставить точки, абсциссы которых – рост, а ординаты – вес.

  1. Описательная статистика

2.1. Среднее значение

Определение: Средним арифметическим нескольких чисел называется число, равное отношение суммы этих чисел к их количеству.

Среднее арифметическое набора чисел х1,х2,х3,х4,х5 принято обозначать . Например, среднее арифметическое пяти чисел запишется так:

Здесь в числителе дроби - сумма данных пяти чисел, а в знаменателе – их количество – 5.

Найти среднюю оценку учащегося по математике, если за истекший период он получил: 3, 4, 4, 5, 3, 2, 4, 3.

Запишем дробь и вычислим ее значение:

2.2. Медиана

Определение: Число, разделяющее набор чисел на две части, равные по численности, так что с одной стороны от этого числа все значения больше медианы, а с другой – меньше.

Метод вычисления медианы: Чтобы найти медиану набора чисел нужно:

  1. Записать числа в порядке возрастания.
  2. Если в полученном наборе нечетное количество членов, то медианой служит число стоящее посередине.
  3. Если в полученном наборе четное количество членов, то медианой набора – есть полусумма двух чисел, расположенных посередине.

Найти медиану набора чисел: 9,3, 1, 5, 7.

Запишем числа в порядке возрастания.

1, 3, 5, 7, 9.

Здесь медиана набора число, стоящее посередине – 5.

Найти медиану набора чисел: 9,3, 1, 5, 7,8

Запишем числа в порядке возрастания.

Выберем два центральных числа: 5 и 7. Найдем их полусумму: (5+7):2=6. То есть медиана данного набора есть число-6.

2.3. Наибольшее и наименьшее значение и размах.

Найти наибольшее, наименьшее значение и размах для ряда чисел:

12,7,25,3,19,15.

Очевидно, что наибольшим значением данного ряда является число 25, тогда как наименьшим число – 3. Найдем размах данного ряда.

Определение: Разность между наибольшим и наименьшим числом называется размахом набора чисел.

Размах показывает насколько велико рассеивание в числовом наборе. Итак, размах данного набора равен разности 25 и 3, т.е. 22.

2.4. Отклонение.

Определение: Отклонением данного значения от среднего арифметического значения данного набора является разность между этим числом и средним арифметическим. Соответственно если некоторое значение меньше среднего, то его отклонение отрицательно, если больше среднего – его отклонение положительно. Так же необходимо помнить, что сумма всех отклонений ряда чисел от среднего арифметического этих чисел равна нулю.

Составить таблицу отклонений от среднего арифметического для набора чисел: 2,4,5,7,10.

Вычислим среднее арифметическое этих чисел:

Составим таблицу отклонений.

Число Отклонение от среднего арифметического
2 2-5,6= -3,6
4 4-5,6= -1,6
5 5-5,6= -0,6
7 7-5,6=1,4
10 10-5,6=4,4

2.5. Дисперсия.

Определение: Среднее арифметическое квадратов отклонений от среднего значения называется дисперсией набора чисел. Дисперсию обозначают S2.

В таблице представлены средние месячные температуры, в градусах. Вычислите дисперсию температуры за приведенный период.

Месяцы Январь Февраль Март Апрель Май
Средняя температура -12 -7 0 9 16

Решение:

  1. Вычислим среднюю температуру за 5 месецев.
  2. Итак, средняя температура составила 6 градусов.

  3. .Составим таблицу отклонений и их квадратов.
  4. Число (температура) Отклонение от среднего Квадрат отклонения
    -12 -12-6=-18 (-18)2=324
    -7 -13 169
    0 -6 36
    9 3 9
    16 10 100
  5. Найдем среднее арифметическое для квадратов отклонений от среднего значения

( последний столбец таблицы)

Итак, дисперсия средних температур за 5 месяцев составила 127,6. Ответ: S2=127,6

Составление таблицы изменений в процентах.

В таблице представлено количество продаваемых за неделю шоколадок в школьном буфете. Составьте таблицу изменения продаж по отношению к понедельнику в процентах.

День недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

Количество

50

46

89

71

44

32

Число проданных в понедельник шоколадок составляет 100% - эталон.

Вычислим, сколько составляет 1% эталона.

1% =50:100=0,5.

Вычислим, сколько процентов эталона составляет количество проданных шоколадок в другие дни недели.

Вторник – 46. Какой процент составляет 46 от 50. 46:0,5=92

Среда -89. 89 : 0,5= 178

Четверг – 71. 71 :0,5=142

Пятница – 44 44:0,5=88

Суббота -32 32 :0,5 =64

День недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

Количество проданных шоколадок

50

46

89

71

44

32

% от эталона

100

92

178

142

88

64

Изменение продаж в %

0

-8

78

42

-12

-36