Коррекция и развитие пространственного ориентирования у детей с ЗПР на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия


Недостаточно развитые умения и навыки пространственного различения являются одной из причин нарушений письма у детей с ЗПР. Это проявилось в замене букв по кинетическому принципу. Наиболее часто смешиваются следующие буквы: о – а, а – д, г – р, у – ч, н – у, ч – ъ, б- д. Часто встречается смещение по оптическому принципу. Это смещения букв, различающихся следующими признаками:

  • количеством и последовательностью расположения одинаковых элементов;
  • наличием дополнительного элемента;
  • заменой букв: у – д, л – и, ц – щ, ш – т, п – т, и – ц, ш – щ, л – м.

В письменных работах детей с ЗПР значительно чаще, чем у нормально развивающихся школьников, встречаются неточности в написании букв:

  • добавление лишних элементов;
  • недописывание элементов;
  • неправильное расположение элементов букв относительно друг друга;
  • зеркальное написание букв.

При написании изложения, сочинения, составления текста, дети с ЗПР искажают смысл высказывания, меняют местами предложения или целые семантические части. Поэтому таким детям необходима коррекционная логопедическая помощь по устранению недостатков пространственного ориентирования. Обучение навыкам пространственного ориентирования я начинаю с развития у детей зрительного восприятия от простого к сложному.

На занятиях с детьми использую упражнение по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и т.д.

Упражнение 1.

цель: развивать умения воспринимать и определять форму предметов.

Раскладываются изображения предметов (стол, шкаф, диван, дом, телевизор) и дается задание определить, на какую геометрическую фигуру похож каждый предмет. Затем производится запись названия предметов, изображение которых похоже на данную геометрическую фигуру. Затем анализируются слова на предмет первого звука.

Упражнение 2.

цель: узнавание формы предмета.

На доске рисунок из треугольников разной величины, цвета или вида. Каждому ребенку дается треугольник, вырезанный из картона. Задание заключается в том, чтобы найти на рисунке треугольник такой же формы и расположить его так, как он расположен на общем рисунке.

Упражнение 3.

цель: развитие зрительного восприятия геометрических фигур.

Каждому учащемуся дается изображение двух фигур, одна на другой, и предлагается из набора фигур выбрать те, которые изображены на рисунке, расположить их на таким же образом и из слов, написанных на них, составить предложение с предлогом на.

Упражнение 4.

цель: закрепление умения сравнивать изображение предметов по форме, размеру.

На доске размещаются рисунки ромашек различного цвета и размера. Каждому учащемуся дается индивидуальное задание.

  • Сорви ромашку, у которой лепестки уже, чем лепестки желтого цветка.
  • Сорви ромашку, у которой лепестков больше, чем у голубого цветка, и т.д.

На обратной стороне лепестков написаны слова, в которые необходимо вставить пропущенные безударные гласные.

Упражнение 5.

цель: та же.

Учащимся предлагаются контурные изображения сразу двух предметов, наложенных одно на другое. Нужно назвать предметы и ответить полным предложением: «Что на чем может стоять?» (стол и стакан, ваза и шкаф, телевизор и тумбочка и т.д.).

Упражнение 6.

цель: формирование зрительного восприятия изображения предметов.

Учащимся предъявляются лист с пунктирным изображением предметов. Нужно назвать предметы, образовать из них пары и ответить на вопрос: «Что больше?», «Что меньше?».

Упражнение 7.

цель: та же.

Учащимся раздается набор фигурок разной величины. Нужно сложить из них бусы так, чтобы в середине были самые большие фигурки, а по краям – самые маленькие. Затем из написанного на фигурках необходимо выбрать правильно написанную букву «ц».

Упражнение 8.

цель: та же.

Учащимся раздается набор треугольников различного цвета и различного размера и предлагается разложить их в порядке убывания величины. Затем раздается второй набор треугольников тех же размеров и цветов, но цвета распределены иначе. Задание заключается в том, чтобы разложить треугольники второго набора по мере убывания величины под треугольники первого набора, чтобы они по величине совпали с лежащими в верхнем ряду треугольниками.

Упражнение 9.

Цель: та же.

Учащимся раздаются контуры листьев деревьев различного размера. Учащиеся должны расположить листья от большего к маленькому. Затем нужно написать на листьях синонимы и распределить по мере усиления признака (смелый, храбрый, отважный, отчаянный).

Упражнение 10.

цель: сравнение изображенных предметов по высоте, длине.

Учащимся раздаются макеты кукол, и на доске размещены изображения одежды различной длины и различных цветов. Учащимся дается задание:

  • Выбери кукле самое короткое пальто
  • Выбери кукле самую короткую юбку
  • Выбери кукле самую высокую шляпу и т.д.

Упражнение 11.

цель: сравнение слов и изображенных предметов по длине.

Учащимся даются изображение дерева с веточками и гусениц различной длины и с различным расположением головы. Нужно выполнить следующие задания:

  • Расположи на самой короткой ветке длинную гусеницу.
  • Расположи на самой длинной ветке гусеницу, которая меньше этой и т.д.

Затем раскладывается перед учащимися груши различной величины и дается задание:

  • Самая большая груша должна висеть перед самой длинной гусеницей и т.д.

Упражнение 12.

цель: формирование навыков определения удаленности предметов.

На разном расстоянии от учащихся располагаются кубики одинакового цвета и размера. Дается набор карточек со словами, в которых пропущена последняя буква. Дети должны прочитать слова на карточках и разложить их на кубики. Слова, на конце которых должен быть глухой согласный, положить на тот кубик, который ближе. А те слова, на конце которых звонкий согласный, - на тот кубик, который дальше.

Упражнение 13.

цель: та же.

Логопед встает напротив учащихся и дает каждому из них карточки с написанными на них словами. Задание заключается в том, чтобы слова, в которых есть приставка «по» положить ближе к логопеду. А слова, в которых есть приставка «под», положить дальше от логопеда. Необходимо вначале записать в тетрадь слова, которые ближе к учащимся, а затем те, которые дальше от учащихся.

Упражнение 14.

цель: та же

Логопед раздает детям листы с контурным изображением предметов, расположенных один за другим. Учащиеся должны ответить на вопросы:

  • Какой предмет ближе к нам?
  • Какой предмет дальше от нас?
  • Что за чем стоит? И т.п.

Упражнение 15.

цель: та же

Логопед показывает лист с сюжетной картинкой: дом, к которому и от которого идут люди и животные. Учащиеся определяют, кто приближается к дому и кто от него удаляется. Затем отвечают на вопросы:

  • Кто ближе всех к дому?
  • Кто дальше всех от дома? И т.п.

Следующим этапом в работе по формированию пространственного ориентирования является работа по уточнению представлений о схеме собственного тела, о схеме тела стоящего напротив. Работа по закреплению умений определять направления и положения пространства предметов относительно друг друга.

Для этого использую упражнения следующих типов:

Упражнение 1.

цель: закрепление основных направлений пространства в схеме собственного тела.

Перед учащимися лежат геометрические фигуры различного цвета.

  • Тот, у кого на столе лежит фигура с углами, закройте ее правой рукой.
  • Тот, у кого на столе лежит красный квадрат, возьмите его в правую руку и приложите его к правому уху.
  • Тот, у кого на столе лежит овал, возьмите в левую руку и приложите к левому боку.

И т.д.

Затем логопед спрашивает у каждого ребенка, что он сделал, и если этот отвечает правильно, то разрешает ему сесть.

Упражнение 2.

цель: закрепление основных направлений пространства в схеме собственного тела.

Дорисуй правое ухо

Упражнение 3.

цель: та же.

Дорисуй левое ухо

Упражнение 4.

цель: та же.

Дорисуй левую бровь и правый глаз

 

Упражнение 5.

цель: та же.

Дорисуй правое ухо и левый глаз

Упражнение 6.

цель: та же.

Найди пару варежек. Опознай правую и левую варежку, соедини их с соответствующими руками

Упражнение 7.

цель: та же.

Проведи линии, выбрав пару ботинок на правую и левую ногу

Упражнение 8.

цель: та же.

Соедини стрелками пару перчаток. Помни: перчатку можно положить вверх ладошкой или тыльной стороной.

Упражнение 9.

цель: та же.

Учащимся выдаются карточки, где написаны слова, с каждым словом нужно придумать как минимум один вопрос. Ученик придумывает вопрос и сам выбирает того, кто должен на него ответить. Например, вопрос может прозвучать в такой форме: «Саша, что находится дальше стола, на котором лежит твоя тетрадь?», «Лена, какие вещи в кабинете уже, чем поверхность этого стола?», «Какие предметы в комнате длиннее, чем подоконник окна?» - и т.д.

Упражнение 10.

Цель: закрепление умения ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив, и в схеме собственного тела. Логопед стоит напротив детей. В руке держит куклу. В быстром темпе показывает части ее тела. Школьники должны показать эту часть тела у себя.

Упражнение 11.

цель: та же.

Логопед по очереди показывает детям изображение правой или левой руки с определенным расположением пальцев. Дети должны узнать, какая это рука, и повторить положение пальцев.

Упражнение 12.

цель: развитие восприятия пространственного расположения предметов.

Артем едет в автобусе. Рядом с ним слева едет мальчик, который смотрит по ходу движения автобуса, а справа девочка, которая держит сумку в левой руке. Где Артем? Обведи его красным карандашом. В какую сторону едет автобус? Нарисуй стрелку, указывающую направление его движения.

Упражнение 13.

цель: та же.

Рассмотри рисунок. В какую сторону едут паровозы?

Упражнение 14.

цель: та же.

Учащимся предлагается вспомнить и описать свой путь из дома в школу: что находится справа, слева, впереди – или остается позади на его пути. Уточняющие вопросы логопеда позволят использовать и другие предлоги и наречия (над, под, назад, выше, ниже и т.д.). Упражнение выполняется в двух вариантах.

а) Один из учащихся, вспоминая, рассказывает, другой на доске (или каждый ученик у себя в тетради) рисует эту схему движения, используя слова: «дом», «парк», «переход» и т.п. При большой упрощенности описания логопед задает уточняющие вопросы. Таким образом уточняются все неточности и ошибки, которые допускаются в ходе рассказа.

б) Учащимся предлагается описать обратный путь из школы домой. Когда один ученик рассказывает, опираясь только на свои представления, остальные контролируют правильность его движения.

Использованная литература:

  1. Елецкая О.В. Развитие и коррекция пространственно – временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. М.: Школьная Пресса., 2003.
  2. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М.: Школьная пресса., 2004.
  3. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. М.: Генезис., 2003.