Дебаты (10—11-е классы)

Разделы: Администрирование школы


Цель:

  1. Объяснить сущность молодёжной субкультуры, назвать основные её черты.
  2. Формирование  отношения старшеклассников  к проблемам современного общества, в том числе, молодежной субкультуры , способы их решения, оценивание своей деятельности.
  3. Продолжить формирование  аналитического мышления, формулирования  и изложения  своей точки зрения, расширения кругозора.
  4. Организовать  совместную деятельность, партнерские отношения обучающих и педагогов;
  5. Формирование критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции.

Состав участников:

  • обучающиеся 9,10,11 классов;
  • классные руководители;
  • психолог;
  • социальный педагог;
  • администрация школы.

Условия проведения:

  1. Проведение дебатов по выявленной проблеме;
  2. Сопровождение дебатов презентацией.

Ожидаемые результаты:

  • широкое обсуждение проблемы со стороны всех участников.

Сегодня я предлагаю вам принять участие в дебатах «Молодёжная субкультура как педагогический феномен». (слайд №1,2) В обсуждении данной проблемы вместе с вами примут участие и педагоги школы.
Дебаты - эффективное средство развития обучающихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества.
Давайте познакомимся с алгоритмом проведения дебатов:

  • понятие «дебаты» (слайд №3);
  • принципы дебатов (слайд №4);
  • алгоритм выступления (слайд №5);
  • в помощь выступающему (слайд №6).

Начать разговор о молодёжных субкультурах нужно с понятия культуры (слайд №7) и субкультуры (слайд 8-9).
Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Общая причина образования молодёжных субкультур – недовольство жизнью, а в социологическом аспекте – кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава неформальных объединений. Действительно, казалось бы, самые обиженные жизнью – пенсионеры – не спешат на «тусовки» – там чисто молодёжная гегемония. А дело в том, что «люди, кому за 50» уже занимают предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего никак нельзя сказать о «новом поколении».
2 июня 2008 года  в Госдуме России состоялись парламентские слушания, на которых обсуждалась «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного  воспитания детей в РФ и защиты их нравственности». Особую нетерпимость разработчики проявили к эмо и готам. По степени общественной опасности они приравнены к скинхедам, футбольным фанатам. Он вызвал много критики
-Какие вы знаете субкультуры?
Слайд № 10-11.
Сегодня мы коснёмся лишь нескольких музыкальных субкультур. Ребята нам расскажут о своём видении субкультуры, расскажут, почему их привлекает данная субкультура. Вы можете выражать свою точку зрения.
Готы  (слайд № 12-14)- представляет 11б
Эмо (слайд  № 15-19) – представляет 11а
Панки (слайд №20)- представляет 10кл
Рэпперы (слайд №№ 21-22) – Семёнов Э. 11б
Итак, мы увидели, что молодежная контркультура требует сознательного отказа от системы традиционных ценностей и замены их контрценностями — свободой самовыражения, личной причастностью к новому стилю жизни, установкой на ликвидацию репрессивных и регламентирующих моментов человеческих взаимоотношений, полным доверием к спонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения, невербальным способам общения. Ее основной девиз — счастье человека, понимаемое как свобода от внешних условностей, добропорядочности. Стержень любой молодежной субкультуры — это уличный стиль. Некоторые субкультуры (в том числе рэп и хип-хоп) имеют национальные и социальные корни и, по сути своей, изначально являлись порождением «криминализированных трущоб». Сленг — одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком — пропуск в группу.
Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в   содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации   и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен  и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичное  (кинематограф, театр, музыка, литература, изобразительное искусство,      реальная жизнь?), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию.
- С какими из приведённых ниже характеристик молодёжной культуры  вы согласны и почему?
Молодёжная культура –это:

  • поиск возбуждения, автономии, индивидуальности;
  • стремление создавать новое, а не просто принимать имеющееся;
  • особые одежда, музыка, досуг, которые поощряются коммерчески?

            На одном из сайтов, я прочитала следующие строки: «…Захожу на готический сайт и вижу только покалеченные души.. у всех либо проблемы в личной жизни, либо абсолютно пофигистическое отношение к жизни и просто лишь желание выделиться из толпы приводит их в "готическое общество"...
Что вы думаете об этом? Есть ли у вас друзья-готы, эмо или представители других субкультур и что вы можете о них сказать?
Каково общество — такова и молодежь,  следовательно, и молодежная субкультура.
-Нужно и можно ли разграничивать разные виды культур?
Слайд № 23.
Наше общество состоит из различных социальных групп, отличающихся как по количеству входящих в нее индивидов, так и по характеру групповой направленности. Конфликт субкультур дает шанс и для обнаружения оригинальных самобытных проявлений, и, соответственно, для подавления или поддержки оппозиционных ориентаций. Многие молодежные стили смешались, неразбериха в использовании понятий «молодежные культуры», «субкультуры», «контркультуры» отражает не только сложную историю их российской адаптации, но и смешение соответствующих явлений на современных молодежных сценах
Переходный возраст - это очень сложный процесс, а то,  что ребенок выбрал именно этот путь в конкретном отрезке своей жизни,  виноваты только мы - взрослые, которые рядом. Им не хватает любви, семейного благополучия и т.д. и они ищут этого на стороне... Не вижу ничего дурного в  неформальных группировках. Зачастую именно там и находятся думающие подростки. Но нельзя сказать, что только  взрослые. Подростки уже имеют некоторую долю нравственной ответственности за свой выбор. Не надо у них этого отнимать. Им это не понравится.
Надо им разъяснять - что верно, а что нет. Другое дело, что разъяснять это надо по-умному, т.е. учитывая особенности их возраста и восприятия. И не враждовать с ними, а быть друзьями, завоевать их доверие. Нам надо быть рядом и не в коем случае не отталкивать их!