Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: формирование и закрепление знаний.

Цели урока:

образовательная: учить объяснять правописание падежных окончаний имён прилагательных с помощью таблицы; закрепить навыки определения грамматических признаков прилагательного;

коррекционно-развивающая: формировать грамматический строй речи учащихся, через составление словосочетаний, согласование слов в словосочетании; обогащать словарный запас, через объяснение переносного значения крылатых выражений; развивать функции мышления: анализ и синтез, словесно-логическое мышление, через умение читать схему правила, умения работать по алгоритму, самостоятельно осуществлять перенос полученных знаний в новые языковые условия;

воспитательная: воспитывать навыки самоконтроля при решении орфографических задач.

Оборудование: карточки для таблицы; карточки для индивидуальной работы, компьютер, иллюстрация птицы (иволги), весенней природы.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Орфографическая минутка:

В..сеннее со..нце, п..св…тлело в л..су, з…леная трава, л..сная поляна.

(Выполнение задания на карточках, один учащийся работает у доски.)

Выборочная проверка. (Опорная таблица (алгоритм проверки орфограммы) для объяснения на столах).

– Скажите, о каком времени года можно составить предложения с данными словосочетаниями (Весна).

Учащиеся устно составляют 3-4 предложения по теме. Для опоры можно предложить картину с изображением весенней природы.

III. Объявление темы урока. Актуализация опорных знаний.

– Мы изучали склонение имён прилагательных женского рода. Что значит склонение? (изменение прилагательного по падежам)

– Вспомним, какие окончания имеют прилагательные женского рода в разных падежах.

Полный ответ учащегося (2-3) с направляющей помощью учителя по таблице, заранее подготовленной на доске.

– Со словами какой части речи согласуются прилагательные? (с существительным)

– Как нужно определить род, число, падеж прилагательного? (по существительному)

– Какое окончание (ударное или безударное) прилагательного требует проверки? Как правильно определить окончание прилагательного? (Задать вопрос от существительного, по окончанию вопроса определи окончание прилагательного: “что в вопросе, то в ответе”.

Сегодня на уроке тренируемся в определении падежа и падежного окончания имени прилагательного женского рода.

IV. Формирование и закрепление знаний и умений.

Работа с текстом (карточки для индивидуальной работы).

– Подтвердим наши знания примерами.

– Прослушайте текст и скажите о ком он?

Лексическая работа: скрытная (не обнаруживающая себя явно, живущая тайно); иллюстрация птицы иволги.

Иволга

Из всех лесных музыкантов иволга – самая скрытная и красивая птица. Живёт иволга в берёзовой роще. Она встречается на солнечной опушке и липовой аллее. Весной иволга появляется поздно. Рощи уже одеты зелёной листвой. Тому, кто не слышал громкую песню иволги, трудно найти её гнездо. Не всегда удаётся близко увидеть и саму чудесную птицу. Лишь иногда на лесной поляне блеснёт она яркой головкой.

Задание к тексту:

1 и 2 группа

Выпиши словосочетания существительное с прилагательным, поставь вопрос от существительного, выдели окончание; определи падеж прилагательного.

Образец: птица (какая?) скрытная, красивая.

Индивидуальная помощь учащимся (3 гр).

Карточка-помощница

  1. Поставь вопрос от выделенного существительного к прилагательному, с которым оно согласуется.
  2. По окончанию вопроса определи окончание прилагательного.
  3. По существительному (задавая к нему падежный вопрос) определи падеж прилагательного.

Проверка записей в тетради (Рисунок 1)

– Записали вы правильно, проверим, как вы умеете рассуждать.

Устное рассуждение по схеме в учебнике на с. 199.

– Откройте учебники, пользуясь схемой, рассуждайте о прилагательном (скрытная птица, в берёзовой роще, на солнечной опушке) – 2-3 учащихся рассуждают вслух по схеме.

V. Закрепление.

Работа у доски.

-Предлагаю вам прочитать данные словосочетания, которые употреблены в переносном смысле:

(какой?) ЖИВ… БЕСЕДЫ

(какую?) ЗЕЛЁН…. УЛИЦУ

(какой?) ДЕРЕВЯНН… ПОХОДКОЙ

-Кода так говорят? (разбирается переносное значение выражений)

Задание:

Вставь пропущенные окончания, определи падеж. Опора на таблицу (падежные окончания имён прилагательных ж.р.)

Проверка на доске (3 учащихся выполняют задание и объясняют при проверке).

Работа с учебником.

С.206, упр.№6 Выпиши словосочетание с прилагательным ж.р., объясни правописание окончания.

VI. Домашнее задание.

Прочтите на доске пословицы и поговорки. Предлагаю вам вставить пропущенные окончания в прилагательных, объяснить его написание, определить падеж. Образцом рассуждения вам будет служить работа в классе.

Родился под счастлив…. звездой.

В добр…. беседе всяк ума наберётся.

Кратк… речь слушать хорошо, под долг… речь думать хорошо.

На уроке разбираются значения выражений. Учителем предлагается образец выполнения, основываясь на одной из пословиц.

VII. Подведение итогов. Выставление мотивированных оценок.

– Как определить грамматические признаки прилагательного? (по существительному)

– Как определить безударное окончание прилагательного? (по окончанию вопроса – “что в вопросе, то в ответе”)

Рисунок 1