Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из главных задач, стоящих перед воспитателями, является воспитание здорового подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, а рост и развитие детского организма требует бережного к нему отношения и щадящих нагрузок.

К сожалению, за последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Особую тревогу вызывает рост числа детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопие, деформация грудной клетки и нижних конечностей. По данным Здравоохранения отмечается неблагоприятная динамика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей: по республике в целом 1.224 ребенка, в Казани - 449 (37 %), в Набережных Челнах 389 детей (32 %),в городе Нижнекамске 106 детей ( 9%).

В детском саду №87 функционирует 8 общеразвивающих групп и 4 группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Из 240 детей 63(26%) ребенка посещают специализированные группы. К сожалению, ежегодно растет количество и детей-инвалидов с данной патологией (с 4х в 2007 году до 12 детей в 2008 г.). Педагогическим коллективом детского сада №87 были проанализированы программы, реализующие идеи о сохранении здоровья ребенка, изучен накопленный опыт по данной проблеме в других городах Республики и Российской Федерации. И в 2006 году разработали оздоровительную программу «В стране Здоровячков», в которой содержится план действий ее реализации по оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского.

Для решения этой проблемы детский сад в своей деятельности поставил следующие приоритетные задачи:

  • формирование базы данных о здоровье детей, мониторинг состояния здоровья и психического развития детей при поступлении в ДОУ и до выпуска в школу;
  • создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности;
  • взаимодействие с родителями.

В детском саду созданы оптимальные условия для реабилитации и оздоровления ребенка: весь комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий дети получают в зале лечебной физкультуры, в малом тренажерном зале, массажном кабинете, кабинете парафинолечения, физиопроцедурном кабинете, в спортивном зале и бассейне.

Два - три раза в год дети получают массаж <Рисунок1>, тепловое лечение с азокиритом <Рисунок2>, электролечение по назначению врача, с ними проводятся индивидуальные и групповые занятия лечебной гимнастикой, занятия на сложных тренажера: силовом и гребном, велотренажере, беговой дорожке. Оздоровительный эффект дает посещение ингалятория, бассейна, галокамеры и гидормассажных ванн.

В детском саду воспитатели реализуют следующие здоровьесберегающие технологии:

  • корригирующая гимнастика
  • комплексы упражнений на развитие мелкой моторики
  • гимнастика для глаз
  • пальчиковая гимнастика
  • дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой
  • упражнения с простейшими тренажерами <Рисунок3>
  • спортивные игры и упражнения
  • ортопедические минутки
  • гимнастика пробуждения

и закаливание по методу Г.Н. Сперанского в сочетании с корригирующей дорожкой.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в эмоциональной и социальной поддержке. Поэтому педагогом-психологом и логопедом проводится работа, направленная на развитие их коммуникативных способностей, уверенности в себе с применением игротерапии, сказкотерапии, релаксации, логоритмики.

Мониторинг состояния здоровья проводим по результатам диагностики, которые фиксируются в паспорте здоровья. Благодаря проводимой работе, повысилась заинтересованность и информированность воспитателей и родителей по снижению заболеваемости и повышения индекса здоровья детей. Незначительное повышение заболевания связано с увеличением количества детей-инвалидов.

Состояние здоровья детей по детскому саду оценивается по заболеваемости в случаях, пропуском одним ребенком, пропущенных дней по болезни, индекса здоровья. Индекс здоровья детей за 3 последних года остался на прежнем уровне- 2006 г. - 49,7%, 2007 г. - 50%, 2008 г. - 50%.Проводимая лечебно-оздоровительная и коррекционная работа дает свои положительные результаты – ежегодно увеличивается процент детей с улучшением.

Исходя из анализа состояния здоровья выпускников, произошло увеличение количества детей, сохранивших вторую группу здоровья с 90% 2007 г. до 92% 2008 г.

Положительных результатов в решении проблемы сохранения здоровья ребенка можно достичь при согласованных действиях детского сада и семьи.

В нашем детском саду проводятся разнообразные её формы. Это выпуск валеологической газеты, родительские практикумы, клуб по интересам. Совместно с родителями каждая группа формирует свои традиции, которые способствуют созданию эмоционального благополучия: добрые дела, сладкий вечер, встреча с интересными людьми, утро радостных встреч и др.

Приоритетными задачами на перспективу считаем:

  • Повышение уровня профилактики респираторных и других заболеваний, которое включает:
    • Снижение количества часто болеющих детей
    • Повышение индекса здоровья
    • Уменьшение числа дней, пропущенных по болезни одним ребенком в год
  • Повышение уровня теоретических знаний родителей по формированию основ здорового образа жизни
  • Улучшение качества работы интегрированной медико-психолого-педагогической службы сопровождения в детском саду
  • Улучшение материально-технической базы

Только при слаженной совместной работе коллектива и родителей мы достигнем желаемого результата - воспитаем здорового, физически крепкого и гармонично развитого ребенка.

Фото 1
Фото 2
Фото 3