Урок русского языка в 4-м классе по теме "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: знакомство со случаями пунктуационного оформления предложений с прямой речью перед словами автора.

Задачи:

  • обучающая: усвоить тонкости расстановки знаков препинания в зависимости от характера предложений в прямой речи;
  • развивающая: развивать пунктуационные навыки;
  • воспитывающая: воспитывать положительные морально-волевые качества ребенка: инициативность, самостоятельность.

Оборудование:

  • словарные слова: "телефон", "телевизор", "телеграмма";
  • таблица со схемами предложений с прямой речью.

Ход урока

I. Постановка темы урока.

- Продолжаем работать с предложениями с прямой речью. Рассмотрим, где в предложении могут находиться слова автора и прямая речь.

2. Орфографическая минутка.

Комментированная запись слов с выделением орфограмм.

Честный, светить, солнце, вредитель, шкаф, выгонял, ранний.

-Соедини буквы, являющиеся орфограммами.

-Прочитай, какое получилось слово? (Телефон)

3. Словарная работа.

а)- Проговорим это слово.

- Какую особенность написания этого слова можно отметить (В слове "телефон" две непроизносимые гласные - е).

- Запишите слово в тетради.

б)- Что такое "телефон"? (Телефон - это аппарат).

- В каких целях он используется людьми? (Телефон используется для разговора людей на расстоянии).

Краткая информации об изобретении телефона и образовании этого слова. Отвечают заранее подготовленные ученики.

- Многие специалисты предпринимали попытку сделать устройство для разговора на расстоянии. Удалось это американскому ученому Александру Беллу. В 1876 году он изобрел первый телефон для практического использования.

- Слово "телефон" образовалось от греческого "теле" - вдаль, далеко; "фон" - звук.

- Назовите слова, с частью "теле", обозначающие предметы, которые могут что-то передавать на расстоянии. (Телевизор, телеграмма, телеграф, телескоп, телетайп).

в) Дежурный каждого ряда выбирает карточку с записанным на ней словом: телефон, телевизор, телеграмма, телескоп.

Задание: составить с данным словом предложение, записать в тетрадь.

Проверка: зачитайте свое предложение. (В телескоп видны дальние звезды. По телевизору передавали программу передач на завтра. Громко и настойчиво зазвенел в тишине телеграф. Я отправился на телеграф, и в мое родное село полетело срочная телеграмма. В субботу нам пришла телеграмма из Одессы.)

г)- Вы часто разговариваете по телефону?

- Много ли времени занимает ваш разговор?

- Как вы считаете, этично ли это? Почему? (На разговоры тратится время).

-Давайте попробуем сейчас воспроизвести телефонный разговор между друзьями.

К доске выходят два ученика, берут трубки телефонов.

(Примерный текст разговора:

- Здравствуй, Дима!

- Привет, Данил.

- Дима, ты выйдешь гулять?

- Я сейчас иду на занятия по английскому языку. Освобожусь через час.

- Давай встретимся через час во дворе?

- Хорошо.)

4. Актуализация знаний учащихся.

Теоретический тренинг.

- Можно ли из данного разговора составить предложение с прямой речью? (Да, можно).

- Вспомните, из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Состоит из слов автора и прямой речи).

- Что показывают слова автора? (Слова автора показывают, кому принадлежит речь).

- В чем особенность прямой речи? (Прямая речь передает дословно то, что было сказано).

- Чего не хватает для составления предложения с прямой речью в данной ситуации, в разговоре мальчиков? (Не хватает слов автора).

- Кто сможет составить предложение с прямой речью? (Дима спросил: "Ты пойдешь гулять?").

- Покажите на таблице схему, которая соответствует этому предложению. (А: "П?")

- В чем особенность знаков препинания? (Прямая речь заключается в кавычки, между прямой речью и словами автора ставится двоеточие).

5. Работа над новой темой.

Запись предложения на доске учеником.

Дима спросил: "Ты пойдешь гулять?"

- Можно ли прямую речь и слова автора поменять местами?

- Попробуйте?

Запись предложения на доске учеником.

"Ты пойдешь гулять?" - спросил Дима.

- Какое предложение по цели высказывания? (По цели высказывания это вопросительное предложение).

- Понаблюдаем: что изменилось в зависимости от последовательности слов автора и прямой речи.

-Изменился ли смысл предложения? (Нет).

- Изменилась ли интонация? (Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся несколько убыстренно и с небольшим понижением голоса).

- Покажите на таблице схему, которая соответствует данному предложению. ("П?" - а.)

Опираясь на данную схему, сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложении, где прямая речь стоит перед словами автора.

Вывод: После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак, после любого из этих знаков - тире. Слова автора в этом случае пишутся с маленькой буквы.

6. Первичное закрепление.

Чтение правила с.60.

Групповая работа

Каждой группе детей даются карточки с заданием.

Задание для 1 группы.

Замени в предложениях последовательность слов автора и прямой речи.

Волк видит: коза пасется на высокой каменной горе. Он ей и говорит: "Спускайся вниз. На сладкой траве попасешься". А козочка в ответ: "Не за тем ты, волк, меня зовешь. Ты не о моем, а о своем корме заботишься".

- Кто оказался умнее?

Задание для 2 группы.

Поставьте недостающие знаки препинания, подчеркните ошибкоопасные места.

Раз ты волк, так ты не трусь!
Закричал на волка гусь.
Чайник в комнате запел
Я готов! Я закипел!
Пей горячий чай,
Чайник выключай!
Говорит сердито братцу
Света, старшая сестра:
Подрастешь, не вздумай драться,
Например, как мы вчера!
Мне б учительницей стать!
Думает узбечка.

Задание для 3 группы.

Допишите предложения, вторую часть представьте в виде слов автора.

Может ли акула напасть на человека:

Бывали ли вы в сосновом бору:

Упрямого ничем не убедишь:

Вывод: Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью, если прямая речь стоит перед словами автора?

7. Закрепление.

С.60., упр.92 - самостоятельное выполнение.

8. Итог урока

- Какие новые знания вы получили на уроке?

- Чем будут полезны вам эти знания?