Урок литературы в 5-м классе с синхронизированным изучением истории, литературы и ИЗО «Путешествие Энея в "Энеиде" Вергилия»

Разделы: Литература


Тема: "Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои приплыл..."

(Путешествие Энея, троянского героя, в "Энеиде" Вергилия).

Цели:

1) учебные:

- понятие о тематике и сюжете поэмы древнеримского поэта Публия Вергилия Марона "Энеида";

- применение в новых условиях знаний мифологии и литературы древней Греции;

- обучение первичному сопоставительному анализу эпизодов из поэм "Одиссея" и "Энеида";

2) развивающие:

- формирование интеллектуальных чувств (любознательности), интеллектуальных умений (мыслительных операций сравнения, сопоставления, анализа, классификации, обобщения);

- развитие самостоятельности мышления и творческого начала в умственной деятельности учащихся;

3) воспитывающие:

- формирование культуры речи, расширение кругозора, воспитание эстетического вкуса

Оборудование:

- хрестоматия "Литература древнего мира" энциклопедии из серии "Я познаю мир";

- аппликации "Мифология древней Греции", карточки-информаторы "Боги древнего Рима";

- творческие работы учащихся (изображения богов и героев, их атрибутов, планы-схемы путешествия Энея);

- фрагменты кинофильма "Одиссея";

- компьютерный диск "МХК. Древний Рим";

- компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок (показываю отрывок из фильма "Одиссея": корабли, отплывающие от Трои, безграничное море вокруг:)

:Закроем на минуту глаза и представим, что у нас под ногами шаткая палуба, в лицо летят соленые брызги: Над головой - ярко-голубое южное небо, вокруг - густо-синее Средиземное море. Обернитесь. Что за развалины дымятся вдалеке? Да, это побежденная Троя. А куда же мы плывем? На милую Итаку? Или в далекую Италию?..

II. Объявление темы, целеполагание.

Сегодня мы продолжим путешествие по поэме Вергилия "Энеида". А чтобы не потеряться на ее просторах, вспомним и систематизируем то, что нам известно из древнеримской мифологии и литературы. Отберем только тот материал, который нам может пригодиться.

III. Актуализация.

1. Сегодня мы плывем на трех кораблях, т. е. делимся на три экипажа.

Две группы сейчас получат карточки, которые нужно систематизировать. Определите, по какому принципу вы это будете делать. Карточки нужно закрепить на доске по выбранной вами системе и прокомментировать.

  • Задание № 1.

Карточки с именами и названиями: Одиссей, аргонавты, Тесей, Геракл, Персей, Парис, Прометей, лабиринт Минотавра, троянский конь, яблоко раздора, немейский лев, золотое руно, голова Медузы Горгоны.

  • Задание № 2.

Карточки с именами: Гермес, Афродита, Гера, Плутон, Арес, Диана, Юпитер, Гефест, Артемида, Марс, Вулкан, Зевс, Венера, Юнона, Аид, Янус, Меркурий.

(Участники первой группы должны найти соотношение: имя героя и его деяние, участники второй - имена греческих и соответствующих римских богов. Причем в каждой подборке есть одна лишняя карточка, это Прометей и Янус).

Третья же группа готовится определить, изображения каких богов и героев появятся на экране. Можно воспользоваться записями и рисунками в тетрадях.

2. Пока на доске крепят карточки, послушаем наших знатоков древнегреческой литературы и древнеримской мифологии. Они подготовили для каждой группы два вопроса по темам:

а) "Илиада",

б) "Одиссея",

в) древнеримские боги, которые не имели "пары" в древнегреческой мифологии.

3. Проверим результаты работы у доски. Все ли сделано верно? По какому принципу вы совершили распределение имен и названий?

IV. Анализ и сопоставительный анализ эпизодов из "Энеиды" и "Одиссеи".

1. На экране мы видим изображение Троянского коня. Троянский конь - Одиссей - такое соотнесение показала нам первая команда. Эта "пара" и поможет нам двинуться дальше.

- Какое отношение они имеют к "Энеиде"?

- Почему так называется эта поэма?

- Кто такой Эней?

- На кого из гомеровских героев он похож?

2. Чтение и анализ отрывка "Эней на острове циклопов".

- "Солнце зашло между тем, и покинул ветер усталых.

С верного сбившись пути, к берегам циклопов плывем мы:"

Вспомните, что произошло с Одиссеем, когда путешественники прибыли на остров?

- А кого встретил Эней? Прочтите отрывок. Что это за человек?

"Тут из чащи лесной незнакомец странного вида

Вдруг появился - худой, изможденный, в рубище жалком:"

- Как он описывает циклопа?

": Хозяин - ростом до неба:
С виду ужасен для всех и глух к человеческой речи,
Кровью и плотью людей Циклоп насыщается злобный:"

- А каково описание этого чудовища в "Одиссее"? Прочтем. С чем сравнивает его Гомер?

"Муж великанского роста в пещере той жил; одиноко
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился;
Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона;
Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен
Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,
Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно:"

- Как же теперь выглядит Полифем?

":Высокой громадой
Двигался он средь овец, направляясь на берег знакомый.
Зренья лишенный Циклоп, безобразный, чудовищно страшный,
Ствол сосновый держал, им, как посохом, щупал дорогу:"

- Что с ним произошло? Как он изменился? Каким мы его представляем?

- Как видите, этот эпизод приключением не назовешь. Но куда же дальше поплывут Эней и его спутники?

Энею в сновидении явился образ его отца, который советует ему сойти в царство мертвых, где он сможет увидеть будущее: свой род и город, что будет ему дан.

V. Домашнее задание.

Итак, главное приключение Энея еще впереди. У вас на столах планы-схемы "Эней в царстве мертвых". Пользуясь ими, выполните одно из заданий по выбору:

  • подготовить краткий рассказ о путешествии Энея,
  • подробно пересказать самый запомнившийся эпизод,
  • сравнить два посещения царства мертвых (Одиссея и Энея).

VI. Обобщение.

- Объясните смысл названия урока.

- В чем, по-вашему, можно увидеть связь между литературой Греции и Рима?

- Были ли для вас новые сведения и впечатления на уроке?

Презентация.