Урок изобразительного искусства на тему "Ажурные ограды" по программе Б.М. Неменского, 3-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 3


Тип урока: урок по ознакомлению с новым материалом.

Вид: учебно-трудовой практикум

Задачи:

1.Развитие у ребят умения видеть и ценить труд художников, создавших неповторимый облик городов.

2.Формирование художественно-творческой активности учащихся. Участие детей в создании макетов оград для нашего города.

3. Формировать навыки работы с ножницами и бумагой, грамотный подход к композиции, умение сочетать крупные и средние формы.

Задание: проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, пастель.

Зрительный ряд: презентация, пособия, выполненные учителем, лучшие детские работы, фотографии с примерами ажурных решеток, а так же их природными аналогами.

Содержание и ход урока

1. Организационный момент. Готовим своё рабочее место.

2. Просмотр презентации и беседа.

Сегодня мы продолжим путешествие по улицам нашего города. После знакомства с парками, бульварами, скверами отправляемся на встречу с ажурными оградами - изящным искусством русских литейных дел мастеров.

Вы, наверное, ребята встречали на улицах разных городов невзрачные, угрюмые заборы из бетонных плит или сплошных досок? А заборы состоятельных людей "новых русских"? Красный кирпич, новые добротные доски. Вам такие заборы нравятся?

Дети отвечают по-разному, но мы приходим к выводу, что может быть это и удобно, но вот красоты нашим улицам не прибавляет.

А теперь посмотрите на ажурные ограды, которые кажутся тончайшим кружевом из металла. Такие ограды необычайно красивы, легки и изящны. Они придают особый сказочный образ тому зданию, около которого располагаются.

Педагог задает ребятам новый вопрос: "знаете ли вы, что означает слово "ажурный"?"

Ответы детей.

- Говорите, это то, что в дырочках (учитель берет лист бумаги и вырезает в нем несколько отверстий). Так что же это, по-вашему, можно назвать ажурным?

Дети смеются и приходят к мнению, что нет.

- А ну-ка, взгляните на это колечко, (это может быть любое ажурное украшение). Какое оно? Можно назвать его ажурным? С чем можно его сравнить?

Опять звучат ответы детей. Слышны разные прилагательные: красивое, нежное, резное. Кто-то из ребят сравнивает его с расписными от мороза окнами.

Педагог с ребятами дискутирует и, все приходят к выводу, что ажурный предмет - это вовсе не дырявый, а сквозной, кружевной, с тончайшими сцеплениями удивительного по красоте орнамента.

Учитель показывает ребятам фотографии с деревянным кружевом наличников, карнизов. Дети любуются изящной красотой надомных украшений.

Посмотрите, как переплелись тончайшие металлические прутья в виде вьющихся растений. Они тянутся вверх, обвивают невидимые нити, цепляются друг за друга. Какие знакомые мотивы!

Вопрос детям: "Как вы думаете, кто подсказал художнику такой причудливый узор?"

Ответы звучат разные, но учитель потихоньку приводит их к выводу, что все художники и наши "Братья-Мастера" учатся у природы. Паутина, замысловатые морозы на стекле - все это и легло в основу наших ажурных резных оград. Попробуйте рассмотреть крылышко стрекозы и паутинку. Как сцепились между собой тончайшие нити и жесткие перегородочки! Это сцепление и сделало хрупкие творения природы очень прочными.

3. Практическая часть урока. Сегодня на уроке мы попробуем вырезать из простого листа бумаги макет будущих оград. Сообщение темы детям.

Фоном нашей будущей композиции будет служить простой лист цветного картона. Лучше если картон будет матовым. Надо напомнить ребятам о принципе контраста: светлое на темном засияет по особому и наоборот темные цвета более солидно будут смотреться на светлом картоне. Итак, с цветом каждый из вас определился, приступаем к работе.

А.Складываем белый или цветной лист бумаги пополам в длину. Разрезаем.

Б. Делаем "гармошку" (в 3 классе все дети это умеют делать, но учителю лучше все это продемонстрировать). В данном случае использую светло-зеленую бумагу (кобальт зеленый светлый).

Обратить внимание детей на то, что необходимо оставить перемычки иначе конструкция распадется. Учитель предлагает ученикам украсить верх решетки.

В. Вырезав наше "кружево", откладываем его в сторону. Далее придумываем здание на фоне, которого располагаются наши ограды, и изображаем любыми художественными средствами. А вот теперь нашу ограду можно и приклеить.

4. Подводим итог: хотите, чтобы в нашем городе не было бы скучных заборов? Конечно же, нет! Главное вовремя рассмотреть у природы сказочные мотивы и свои фантазии воплотить в жизнь и пусть пока на эскизе!

Все работы интересны по-своему. В каждом эскизе есть, что-то особое. Все ребята молодцы. Педагог выставляет оценки и благодарит детей за ту радость, которую они подарили своими работами.

5. За 2-3 минуты до конца урока происходит объяснение домашнего задания: вместе с родителями поискать и присмотреться к интересным ажурным конструкциям (мосты, ограды, ворота), рассказать об увиденном на следующем уроке. Обратить внимание на фонари в скверах и около ДК "Октябрь" (имеется ввиду наш родной город Электросталь).

Литература.

  1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства - М.: Просвещение, 1991.
  2. Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. четырехлет. Нач. шк. / Под ред. Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2003.
  3. Искусство вокруг нас. Методическая разработка к программе "Изобразительное искусство и художественный труд". - М.:Ротапринт НИИ школ МНО РСФСР, 1990.
  4. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. /Под ред. Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2005.