Разработка урока "Безопасность и движение" (урок физики с элементами ОБЖ)

Разделы: Физика, ОБЖ, Общепедагогические технологии


Краткая аннотация урока:

Класс, профиль: 9, общеобразовательный

Тема: Кинематика

Тема урока: Решение задач по теме «Безопасность и движение»

Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала

Цель урока: Формирование у учащихся прочного знания основных понятий кинематики, кинематических законов движения и умения применять их в конкретных ситуациях.

Задачи урока:

  • Актуализировать знания учащихся, полученные в ходе изучения темы «Механическое движение» раздела «Кинематика» курса физики, темы «Безопасность на дорогах» курса предмета ОБЖ.
  • Закрепить навыки применений законов кинематики при решении текстовых и графических задач практического содержания.
  • Развивать творческое мышление, пространственное воображение, монологическую речь, практические навыки работы на компьютере.
  • Воспитывать чувство коллективизма и ответственности за принятие индивидуальных и общих решений, формировать навыки групповой и индивидуальной работы.
  • Продолжить работу по здоровьесбережению.

Приобретаемые навыки детей:

  • умение применять законы кинематики при решении задач;
  • навыки работы на компьютере при организации поиска информации и её введении;
  • умение работать с цифровыми ресурсами – тестами;
  • навыки работы с сайтом в Интернете, поиска информации, получение результата;
  • умение работать в группе и индивидуально, отстаивать своё мнение, представлять полученную информацию.

Формы организации детей: индивидуальная и групповая работа с печатными источниками, цифровыми ресурсами, фронтальный и индивидуальный опрос.

Форма организации педагога: ведение дискуссии, консультирование, организация опроса, контроль за оцениванием работы.

Технологические особенности

Технические условия: работа организуется в компьютерном кабинете.

Используемое оборудование:

1) Оборудование, материалы, ресурсы:

  • визитки с ролью (руководитель, теоретик, аналитик, практик) - по кол-ву учащихся (приложение 1)
  • визитки команд (4 шт.)
  • компьютеры (9 шт.), подключённые в локальную сеть с выходом в Интернет
  • мультимедиапроектор, интерактивная доска
  • презентация к уроку «Безопасность и движение» (по желанию)
  • раздаточный материал «Тема – в формула» (приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5)
  • лист достижений команды (4 шт.) (приложение 6)
  • раздаточный материал «Движение в задачах о безопасности» (приложение 7)
  • раздаточный материал «Задание на дом» (Word) (приложение 8)
  • канцелярские принадлежности

2) Цифровые ресурсы из Единой коллекции ЦОР:

  • CD «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» (N 22687);
  • справочный материал «Равномерное движение», «Равнопеременное движение», «Прямолинейное движение» (CD «Физика 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий» (N 22686);
  • Выражение для мгновенного ускорения тела» (№ 102856), «Выражение для мгновенной скорости тела» (№ 103595), «Определение скорости тела по графику зависимости перемещения от времени (1)» (№ 102865), «Перемещение и путь автомобиля» (№103308) «Определение пути и перемещения тела по графику зависимости его скорости от времени» (№ 102488), «Путь, пройденный автомобилем при разгоне» (№ 101106), «Определение пути, пройденного автомобилем, по графику зависимости его скорости от времени» (№ 100342), «Определение скорости пешехода по графику зависимости пройденного пути от времени» (№ 101852), «Зависимость направления ускорения от сил, действующих на тело, и его скорости» (№102057), «Сближение машин к перекрестку» (№101694), «Путь тела, двигающегося с переменной скоростью» (№ 102899), «Зависимость скорости тела от равнодействующей сил, приложенных к телу» (№ 103726) и «Задача по физике № 1075» (№ 117089).

Подготовительный этап: Учащиеся класса заранее делятся на 4 группы (по психологической совместимости, с разнообразным уровнем знаний). В каждой группе выбирается руководитель – наиболее подготовленный ученик, который координирует работу группы, консультирует членов группы, заполняет лист достижений команды. Остальные учащиеся делятся на 3 части: теоретиков, которые подготавливают «домашнее задание» - раздаточный справочный материал для всех команд (характеристики механического движения тела (обозначения, единицы измерения); равномерное прямолинейное движение; равнопеременное движение; причины изменения движения тела), аналитиков и практиков. При подготовке учащимися – «теоретиками» домашнего задания рекомендовалось использовать цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции ЦОР: CD «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» (N 22687), CD «Физика 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий» (N 22686) и др.

К началу урока на компьютерах загружается главная страница сайта Единой коллекции ЦОР.

ХОД УРОКА

1. Актуализация теоретических знаний учащихся по темам раздела «Кинематика».

Учитель: – Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторяем и обобщаем свои знания по теме «Механическое движение». Поэтому я рада видеть вас живыми и здоровыми на уроке. Не удивляйтесь, что я с этого начала наш урок: здоровье каждого из вас – самое главное для меня и других учителей. Как вы думаете, что общего может быть между нашим здоровьем и темой «Механическое движение»?

/Далее следуют высказывания мнений учащихся по данному вопросу; учитель наводящими вопросами может направлять детей к формулировке вывода./

Учитель: – Знание законов движения тел может помочь предугадывать возникновение ситуаций, опасных для жизни человека, например, возникающих при дорожном движении и др.

Для того чтобы закрепить и обобщить наши знания мы разделились на команды – исследовательские лаборатории, в каждой из которых есть руководитель, группы теоретиков, аналитиков и практиков. Ваша слаженная работа поможет команде достичь наилучших результатов в работе на уроке и безопасности в жизни.

Блок 1. «ТЕОРЕТИКИ»

Учитель: – Сейчас группы теоретиков от каждой команды представят нам результаты своей домашней исследовательской работы: дидактическое наглядное пособие – справочный материал по определённой теме (например, 1) характеристики механического движения тела (обозначения, единицы измерения); 2) равномерное прямолинейное движение; 3) равнопеременное движение; 4) причины изменения движения тела).

/Выступление «теоретиков» с домашним заданием. Работы оцениваются и заполняется пункт № 1 листа достижений команды. Созданные материалы раздаются командам. Также учащимся можно выдать заранее подготовленный справочный материал «Равномерное движение», «Равнопеременное движение», «Прямолинейное движение», подготовленный с помощью CD «Физика 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий» (N 22686)/.

Блок 2. «РУКОВОДИТЕЛИ КОМАНД»

Учитель: – Если на плечах есть голова, то можно избежать опасности в жизни в наших командах такой «головой» являются руководители команд. Они помогут нашим командам продвинуться дальше в работе с максимальным ускорением, которое они определят, выполнив задание № 1: займите место за компьютером команды, найдите на сайте Единой коллекции ЦОР задачи «Определение пути и перемещения тела по графику зависимости его скорости от времени» (№ 102488)

Задание: График зависимости скорости υ от времени t при прямолинейном движении тела изображен на рис. 1.1.2. Определите путь l и перемещение s на участке, где тело двигалось с максимальным ускорением.

/Индивидуальная работа руководителей команд за компьютером. Работа оценивается, заполняется пункт № 2 листа достижений./

2. Закрепление практических навыков учащихся при решении задач.

Блок 3. «АНАЛИТИКИ»

Учитель: – В каждой команде есть группа «аналитиков», основная задача которых прогнозировать события и объяснять причины, по которым это может произойти. Им предстоит проанализировать данные, представленные в задании № 2: найдите на сайте Единой коллекции ЦОР задачи «Определение скорости тела по графику зависимости перемещения от времени (1)» (№ 102865) и «Перемещение и путь автомобиля» (№103308)

Содержание задач: 1) На рисунке представлены три графика зависимости пройденного пути от времени. Какое из тел двигалось с большей скоростью?
2) Автомобиль трижды проехал вокруг Москвы по кольцевой дороге, длина которой 109 км, и вернулся в исходную точку. Чему равны пройденный автомобилем путь l и модуль его перемещения s?

/Аналитики работают за вторыми компьютерами команды. Работа оценивается, заполняется пункт № 3 листа достижений/.

Блок 4. «Практики»

Учитель: – Пока наши руководители и аналитики выполняют задание, нашим практикам необходимо определить путь, пройденный автомобилем при разгоне. Внимание на экран!

Задание № 3: На рисунке изображен график зависимости скорости прямолинейного движения автомобиля от времени. Определите путь, пройденный автомобилем за промежуток времени от 0 до 4 с.

/На центральном компьютере загружается ресурс «Путь, пройденный автомобилем при разгоне» (№ 101106). Учащиеся работают в группах. Решение сравнивается и оценивается введением ответов в графы ресурса; заполняется пункт № 4 листа достижений/.

Учитель: – Вся команда в сборе. Но это не надолго. Сейчас нашим практикам предстоит разделиться: одна часть займётся определением пути, пройденного автомобилем, по графику зависимости его скорости от времени (задание № 4), а другая – определением скорости пешехода по графику зависимости пройденного пути от времени (задание № 5). Задание вы найдёте на сайте Единой коллекции ЦОР. Ваши задачи «Определение пути, пройденного автомобилем, по графику зависимости его скорости от времени» (№ 100342) и «Определение скорости пешехода по графику зависимости пройденного пути от времени» (№ 101852).

Задание № 4: На рисунке представлен график зависимости модуля скорости автомобиля от времени. Какой путь пройден автомобилем за 5 с?

Задание № 5: На рисунке представлен график зависимости пройденного пешеходом пути от времени. Определите по этому графику скорость пешехода через 3 с после начала движения.

Учитель: – Все остальные в это времяпоработают с векторами. Внимание на экран! Новая задача.

Задание № 6: К перекрестку приближаются грузовая машина со скоростью v1 = 10 м/с и легковая машина со скоростью v2 = 20 м/с (см. рис.). Какое направление имеет вектор скорости легковой машины в системе отсчета, связанной с грузовиком?

/На центральном компьютере загружается ресурс «Сближение машин к перекрестку» (№101694). Учащиеся работают в группах. Решение задания № 6 сравнивается и оценивается введением ответов в графы ресурса; заполняется пункт № 5 листа достижений./

Блок 5. «СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ»

/Практики представляют результаты своих решений./

Учитель: – В задачах заданий № 4 и № 5 наши практики рассмотрели отдельно движение автомобиля и пешехода. Но в жизни автомобиль и пешеход могут оказаться недалеко друг от друга, их траектории могут пересечься. И поэтому они могут стать действующими лицами одной истории. В газетах часто пишут, что каждую минуту на дороге погибает человек, а сколько среди них детей. Вот мы с вами и рассмотрим случай, когда зазевавшийся мальчик Назар шёл через дорогу, по которой ехал на своём автомобиле некий Иван Иванович. В качестве известных условий используем данные заданий № 4 и № 5.

Задание № 7: Мальчик Назар шёл из школы со скоростью 1 м/с напрямик через дорогу. Не подозревая об этом по дороге ехал Иван Иванович на своём автомобиле со скоростью 20 м/с. Определите:

  • произойдет ли столкновение Назара и автомобиля, если Назар находился на расстоянии 20 м, а автомобиль - на расстоянии 400 м от точки пересечения траекторий?
  • Определите какой будет тормозной путь автомобиля за последние 5 минут, если максимально возможное ускорение - 2 м/с2.

/Учащиеся решают «Задачу о Назаре и Иване Ивановиче» индивидуально, решение обсуждают в группах, результаты оцениваются и вносятся в пункт № 6./

Учитель: – Вот видите, ребята, как важно быть внимательными на дороге, чтобы сохранить своё здоровье.

А мы продолжаем. Кто не любит детективы, с погонями, перестрелками. Захватывающая, интереснейшая работа оперативников… Но ведь их труд при этом очен опасен, и не только от вооружённого сопротивления бандитов. Вновь опасность на дорогах… Для успешного завершения операции за рулём автомобиля всегда должен находится настоящий водитель-профессионал. Именно с таким профессионалом мы и встречаемся в «Задаче о МВД».

Задание № 8: Оперативники МВД после длительной погони догнали и задержали грабителей банка, пытавшихся скрыться с места преступления. Из дежурной части МВД в направлении вслед за грабителями отправилась автомашина оперативников со скоростью υ1 = 35 м/с. Первоначально оперативники находились от машины грабителей на расстоянии 1,4 км. Оперативники выехали сразу же после сигнала из банка, одновременно с грабителями, двигавшимися со скоростью υ2 = 30 м/с. Через какое время t после своего оперативники догонят преступников?

/Учащиеся записывают условие «Задачи о МВД», решают её индивидуально, решение обсуждают в группах. По итогам решения задачи подводятся итоги работы команд, заполняется пункт № 7 листа достижений./

3. Задание на дом.

Учитель: – Молодцы ребята! Сегодня вы потрудились на славу. Ваши исследовательские лаборатории сегодня показали всё, что знают и чему научились, и теперь пора дать вам задание на дом. Вам необходимо найти на сайте Единой коллекции ЦОР задания «Путь тела, двигающегося с переменной скоростью» (№ 102899), «Зависимость скорости тела от равнодействующей сил, приложенных к телу» (№ 103726) и «Задача по физике № 1075» (№ 117089). Решение представляете в тетрадях в письменном виде. Успехов!

/Учащимся, не имеющим доступ в Интернет, предлагаются раздаточные материалы «Задание на дом»./

Задания:

1) «Путь тела, двигающегося с переменной скоростью» (№ 102899)

Тело движется прямолинейно. На рисунке представлен график зависимости проекции скорости тела на ось x от времени. За какой промежуток времени пройден максимальный путь?

2) «Зависимость скорости тела от равнодействующей сил, приложенных к телу» (№ 103726)

На рисунке представлен график зависимости от времени равнодействующей всех сил, действующий на движущееся прямолинейно тело. На каком интервале времени скорость возрастала?

3) «Задача по физике № 1075» (№ 117089)

Школьники побывали в музее-имении Л. Н. Толстого «Ясная поляна» и возвращались в Рязань на автобусах, которые ехали со скоростью v1 = 70 км/ч. Пошёл дождь, и водители снизили скорость до v2 = 60км/ч . Когда дождь кончился, до Рязани оставалось проехать s = 40 км. Автобусы поехали со скоростью v3 = 75 км/ч и въехали в Рязань в точно запланированное время. Сколько времени шёл дождь? Чему равна средняя скорость автобуса? Для упрощения считайте, что автобусы в пути не останавливались.  

4. Подведение итогов урока. Подсчёт баллов команд. Выставление отметок.