Игра "Самый умный ученик" для учащихся 8-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Внеклассная работа по любому из школьных предметов всегда вызывает интерес учащихся, но разработка игры, подбор материала и ее организация требует большой творческой работы от преподавателя. Может быть, поэтому предметные недели в большинстве случаев проходят без особой заинтересованности учащихся. Учителями нашей школы было предложено проведение мероприятия, охватывающего все предметы школьного курса. Основой для разработки и организации этого мероприятия стала телевизионная игра "Самый умный".

Игра походила в два этапа. На первом этапе по всем предметам были проведены отборочные туры, с целью выявления "самых умных" учащихся по предмету. Второй этап заключительный проходил по параллелям (в каждой параллели было отобрано по 12 участников).

Цели:

обучающие:

  • обобщение и систематизация знаний по всем предметам;
  • проверка общего уровня эрудиции;

развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развивать у учащихся самостоятельность в принятии решения;

воспитательные:

  • способствовать воспитанию у учащихся внимательности, целеустремленности;
  • воспитание уважения к сопернику.

Оборудование

Два компьютера, два мультимедийных проектора, два экрана (один - для отображения вопросов игры, второй - для турнирной таблицы), карточки с номерами от 1 до 4 для каждого участника, чистые листы и маркеры (для каждого участника).

Ход игры

Организационный момент

Вступительное слово директора школы. Награждение "самых умных" участников по предмету.

Первый тур

Это тур состоит из 18 обязательных и 5 дополнительных вопросов по всем предметам. К каждому вопросу предлагается 4 варианта ответа, участник должен выбрать правильный и поднять табличку с его номером. Вопросы отображаются на экран с помощью проектора (Приложение 1). Ведущий зачитывает вопрос, а затем и правильный вариант ответа (по нажатию в любом месте слайда на экране выделяется правильный вариант ответа). В турнирной таблице (Приложение 2) фиксируется, кто ответил правильно. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл.

Подведение итогов 1 тура (Из 12 участников игру продолжают только 6, набравших наибольшее количество баллов)

Дешифровщик

Участникам предлагается разгадать зашифрованное слово (слайд 26, Приложение 1), записать его на листке и поднят свой ответ первым. Итоги этого конкурса определят последовательность, в которой участники будут отвечать на вопросы второго тура.

Второй тур

Во втором туре участники должны дать как можно больше правильных ответов за 1 минуту по предмету, который они выбрали. У каждого игрока будет возможность дважды пойти это испытание, т.е. выбрать две темы. Перечень предметов: информатика, история, математика, литература, география, биология, английский язык, спорт, химия, физика, русский язык, секрет (детское кино). Темы второго тура и вопросы к ним отображаются на экран с помощью проектора (Приложение 1). В турнирной таблице (Приложение 2) фиксируются правильные ответы. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. Задача ведущего прочитать вопросы как можно быстрее.

Подведение итогов 2 тура (Из 6 участников игру продолжают только 3, набравших наибольшее количество баллов)

Дешифровщик

Участникам предлагается разгадать зашифрованное слово (слайд 221, Приложение 1), записать его на листке и поднят свой ответ первым. Итоги этого конкурса определят последовательность, в которой участники будут отвечать на вопросы третьего тура.

Третий тур

На экране появляется табло из 36 ячеек (Приложение 1). Каждая ячейка имеет порядковый номер, а по нажатию кнопки "показать" ячейки становятся цветными. Участникам дается 20 секунд для запоминания своих ячеек. У первого игрока ячейки красного цвета, у второго - синего и у третьего - желтого. Затем ребята по очереди называют номер ячейки, и ведущий задает вопрос. Если цвет ячейки совпадает с цветом игрока, то ему задается вопрос его специальной темы, иначе ведущий задает вопрос соперника или из темы "общие вопросы" (если ячейка белого цвета). В турнирной таблице (Приложение 2) фиксируется, кто ответил правильно. За каждый правильный ответ своей темы участник получает 2 балла, за правильный ответ на вопрос из темы соперника - 3 балла, а за ответ на "общие вопросы" - 1 балл.

Перед началом игры каждый участник выбрал специальную тему, по которой ему будут заданы вопросы в третьем туре. Преподавателями школы было составлено по 9 вопросов для каждого игрока и 9 вопросов для раздела "общие вопросы".

Вопросы для третьего тура

Фамилия имя игрока

Специальная тема "История России. Петр I"

  1. В одном из указов Петра I написано, что "власть монаха самодержавна и сам бог повиливает ей повиноваться на совесть". Какое государственное управление характеризуется этим отрывком из царского указа? (Самодержавная монархия)
  2. Назовите имя и фамилию матери Петра I. (Наталья Нарышкина)
  3. Кто был первым учителем Петра I? (Дьяк Н. Зотов)
  4. Как назывались "потешные" полки маленького Петра I? (Семеновский, Преображенский)
  5. Как называлось высшее правительственное учреждение созданное в 1711году? (Правительствующий Сенат)
  6. Реформа 1718-1720 г упразднила громоздкие приказы и ввела : (Коллегии)
  7. Сколько классов чиновников было определено в Табели о рангах? (14 классов)
  8. Петр I провел реформу городского управления и дал право посадскому населению выбирать глав городов. Как они назывались? (Бурмистры)
  9. Перед каким сражением был зачитан приказ Петра I "Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы промышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество". (Полтавская битва)

Фамилия имя игрока

Специальная тема "Опорно-двигательная система"

  1. Назовите кости предплечья (Локтевая и лучевая)
  2. Назовите кости голени (Большая берцовая и малая берцовая)
  3. Назовите единственную кость черепа, имеющую подвижное соединение с другими (Нижняя челюсть)
  4. Сколько костей включают все фаланги пальцев одной руки? (14)
  5. Какие кости составляют пояс нижних конечностей? (Тазовые)
  6. Назовите самую крупную трубчатую кость человека (Бедренная)
  7. Как называется неподвижное соединение костей? (Шов)
  8. Сколько позвонков в шейном отделе позвоночника? (7)
  9. Сколько пар ребер у человека (12 пар)

Фамилия имя игрока

Специальная тема "Органы чувств"

  1. Как называется наружная оболочка глазного яблока? (Белковая или склера)
  2. Назовите отверстие в центре радужной оболочки глаза (Зрачок)
  3. Это абсолютно прозрачная двояковыпуклая линза глаза, способная менять свою кривизну. (Хрусталик)
  4. Так называются рецепторы сетчатки глаза, способные воспринимать цвет. (Колбочки)
  5. Что включает в себя наружное ухо? (Ушную раковину и наружный слуховой проход)
  6. Чем отделено наружное ухо от среднего? (Барабанной перепонкой)
  7. Как называется проход, соединяющий носовую полость и полость среднего уха? (Евстахиева труба)
  8. Назовите три слуховые косточки среднего уха (Молоточек, стремечко (стремя) и наковальня)
  9. Из чего состоит вестибулярный аппарат человека? (Из двух мешочков и трех полукружных каналов)

Специальная тема: Общие вопросы

  1. Какое из семи чудес света существует до сих пор? (Египетские пирамиды)
  2. В каком городе находится Эйфелева башня? (Париж)
  3. Самый крупный действующий вулкан на Камчатке? (Ключевская сопка)
  4. Первый учебник первоклассника (Букварь)
  5. Самое распространенное средство коммуникации. (Телефон)
  6. Автор учебника по геометрии (Атаносян)
  7. У какой рыбы несколько рядов зубов? (Акула)
  8. Самый крупный заповедник Камчатки (Кроноцкий заповедник)
  9. Это и женское имя, и цветок с шипами (Роза)

Подведение итогов 3 тура и всей игры

Игрок, набравший набольшее количество баллов, становится победителем.

Заключительное слово директора школы. Награждение победителя статуэткой совы и почетной грамотой. Все участники игры награждаются сладкими призами.

Рекомендации

Перед проведением игры рекомендую посмотреть телепередачу на канале СТС "Самый умный". Презентация с игрой (Приложение 1) содержит макросы для слайда 3 тура (табло с ячейками). Для активизации макросов необходимо выполнить следующие действия: В основном меню программы MS PowerPoint выбрать пункт Сервис -> Макрос -> Безопасность. В открывшемся окне выбрать тип безопасности "Средняя". Запустите программы заново и все макросы будут активированы.