Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Осенние изменения в лесу в растительном мире"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания детей об изменениях растительного мира осенью;
  • дать представления, почему осенью листья изменяют окраску и опадают, почему листопад нужен лесу;
  • познакомить с хитростями природы по распространению семян;
  • раскрыть причинно - следственные связи между живой и неживой природой осенью.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Сейчас, не покидая наш класс, мы отправимся в осенний лес. Улыбнитесь друг другу, сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьте мышцы лица, шеи. Расслабьте мышцы рук и ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится спокойным, ровным, свободным. (Включаю грамзапись Чайковского "Времена года")

По дороге в лес я расскажу вам сказку. Слушайте! Сошлись как- то вместе четыре волшебника - живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует?

И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. Взялась за волшебную кисть осень, разрисовала она кроны деревьев всеми оттенками. Красный, жёлтый, бурый, золотистый, багряный, пятнистый ложится на землю лист. Укрывает её тёплым лоскутным одеялом. Среди разноцветного, пёстрого убранства берёз и осин солидно выглядят тёмные ели и сосны. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья рябин.

Откройте глаза.

2. Актуализация темы.

Что же такое осень? (картины осенних пейзажей города Колпашево и района) (приложение №1)

Множество перемен происходит в природе осенью. И самые заметные из них - осеннее раскрашивание листвы, листопад.

Послушайте, каким увидели листопад Б. Трофимов и Н. Сладков (Читают ученики)

Красный, жёлтый, бурый, золотистый, жёлто-зелёный, пятнистый ложится на землю лист. Укрывает ее тёплым лоскутным одеялом. Солнышко светит ярко, но греет уже не так, как летом. Пришла осень. Однако в лесу стало даже веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками - от зелёных до пурпурных. Трепещут ярко красные осинки, золотеют берёзки. Среди разноцветного, пёстрого убранства берёз и осин ещё солиднее, чем летом, выглядят тёмно-синие ельники и сосняки. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники.

Б. Трофимов

Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит - закружится пёстрый смерч. А если тяжёлый косач (тетерев) с лёту вломится в ветви - хлынет сверкающий водопад.

По колено в листьях деревья стоят. Ёлочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались.

Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.

Н. Сладков.

Послушайте, каким увидела листопад наша ученица. (Читает сочинение).

3. Постановка проблемы.

Приход осени в лиственном и смешанном лесу виден сразу. В растительном мире происходит переход от летнего активного состояния к зимнему периоду покоя. Теряют зелёный цвет листья, а затем отрываются от веток и падают на землю.

- На парте у каждого лежат осенние листья. Рассмотрите их. Какие цвета вы видите? Листья пестреют разными красками.

- В чём причина изменения цвета листьев?

- Если мы подёргаем зелёный листочек, его не так - то легко оторвать. А осенью он падает сам. Почему это происходит?

- Представьте дерево с листьями зимой под снегом. Что произойдёт с деревом? Почему листопад нужен лесу?

Учитель открывает запись на доске с вопросами, на которые ответят дети в ходе урока.

Почему листья меняют окраску?

Почему листья опадают?

Нужен ли листопад лесу?

4. Давайте начнём решать эти проблемы и дадим научные ответы на эти вопросы.

Открытие детьми новых знаний.

- Почему листья изменяют окраску осенью?

(Выступления детей).

Причина изменения цвета листьев в том, что в них есть красящие вещества, которые проявляются в зависимости от количества тепла и света. Летом самым активным является зелёное вещество - хлорофилл. Под действием солнечного света хлорофилл из воды и углекислого газа воздуха образует питательные вещества для растения, а в воздух выделяет кислород, которым мы дышим. Осенью хлорофилл разрушается, проявляются жёлтые и красные вещества, и начинает меняться окраска листьев. Потом они начинают опадать.

Из каких источников получили информацию?

Игра. "Угадай, с какого растения лист?"

- Почему с деревьев осенью листья опадают? (Ответы детей).

Происходит это потому, что в конце лета в месте прикрепления черешка к ветке образуется прослойка из мёртвых тканей. Листок отделяется от дерева, и начинается листопад.

- Бывает ли листопад у хвойных растений?

- Почему листопад нужен лесу? (Ответы детей)

- Что образуется на растениях осенью?

- Какие хитрости придумала природа, чтобы распространить семена по Земле?

(Читает ученик)

Ждут помощников.

Деревья, кусты и травы спешат устроить свое потомство.

С ветвей клёна свешиваются парочки крылаток, они уже разъединились и ждут, когда их сорвёт и подхватит ветер.

Ветра поджидают и травы: бодяк, на высоких стеблях которого из сухих корзинок выставляются пышные кисти сероватых шелковистых волосков; рогоз, поднимающий над болотной травой свои стебли с верхушкой в коричневой шубке; ястребинка, пушистые шарики которой в ясный день готовы разлететься от малейшего дуновения. И множество других трав, плодики которых снабжены короткими или длинными, простыми или перистыми волосками.

На опустевших полях, по обочинам дорог и канав поджидают, но уже не ветра, а четвероногих и двуногих: лопух с сухими крючковатыми корзинками, туго набитыми гранёными семенами, череда с трёхрогими плодами, так охотно прокалывающими чулки, и цепкий подмаренник, мелкие круглые плодики которого так вцепляются и закатываются в платье, что их можно отрвать только с клочками шерстинок.

И водяные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они из водоёма в водоём...

Н. Павлова.

Рассмотрите рисунок и сделайте вывод, как распространяются плоды и семена дикорастущих растений. (приложение №2)

Игра. "Чей ряд быстрее нарядит осенние деревья в нашем лесу", (карточки с листьями и плодами различных деревьев нужно прикрепить правильно к размещённым на доске деревьям).

5. Подведение итога новых знаний.

Ребята, посмотрите, сколько много научных ответов мы получили в осеннем лесу. А как светло и нарядно стало в классе от осенних листьев! Так давайте же возьмёмся за руки - человек и природа и скажем друг другу: Берегите природу!

Поделитесь впечатлениями об уроке. Что важного для себя узнали? Кто из детей на уроке вам сегодня подарил знания?

6. Домашнее задание.

Организуйте игру "Я загадал растение". Вы называете признаки загаданного вами растения, а одноклассники отгадывают. Соберите побольше семян разных растений. Ими вы будете зимой подкармливать птиц.

Приложение1. приложение 2.