Урок математики в 1-м классе "Сложение и соответствующие случаи состава чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания о порядковом счете;
  • умение увеличивать и уменьшать числа в пределах первого десятка на несколько единиц;
  • умение сравнивать группы предметов;
  • умение складывать и вычитать числа;
  • умение решать задачи изученных видов;
  • воспитывать чувство взаимопомощи; интерес к математике.

Оборудование:

  • учебники, тетради;
  • рисунки колобка, ёжика, зайца, мышки, медведя;
  • карточки с примерами.

ХОД УРОКА

Организационный момент

1, 2 - выше голова,
3, 4 - руки шире,
5, 6 - тихо сесть,
7, 8 - лень отбросим.

Сообщение темы

- Вы любите сказки? Давайте вспомним русскую народную сказку. Отгадайте загадку: На сметане мешен,

На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Прикатился: (Колобок)

- И так как страна Математика и страна Сказок - это близкие подруги, предлагаю русскую народную сказку "Колобок" превратить в сказку математическую. Посмотрим, что из этого получится. Вспомним начало сказки и вместе с героями закрепим свои знания о сложении и соответствующих случаях состава чисел.

Рассказывание детьми начала сказки.

Дети: Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

- Испеки мне, старуха, колобок.

Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Учитель: Что было дальше?

Дети: Колобок соскочил с подоконника и покатился по дорожке.

Учитель рисует дорожку на доске.

Учитель: Катится колобок, катится, а на встречу ему:(ёжик)

Учитель: - Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня ёжик, лучше дай мне задания.

- Поможем колобку выполнить задание ёжика?

Устный счёт

- Какое число при счете идет за числом 9?

- Какое число больше, чем 8 на 2?

- Какое число больше 9 или 10?

- Какой десятый месяц года?

- Сколько пальцев на обеих руках?

- Сколько знаков надо, чтобы записать число 10? Какое это число?

Работа по учебнику

- Теперь давайте превратимся вместе с карандашом в художников и заполним таблицу.

№ 1, с. 18 - выполняется самостоятельно.

Коллективная проверка.

- Ёжик отпустил Колобка. Катится Колобок дальше и вдруг дорожка раздвоилась. Растерялся Колобок, не знает по какой дорожке ему катиться? Поможем Колобку?

Работа в тетрадях

- Откройте тетради и проложите Колобку красивую дорожку из цифр за одну минуту.

Дети пишут цифры.

- Понравилась Колобку дорожка, он прокатился по ней и остановился там, где мы пишем число.

Дети пишут число в тетрадях.

Работа над задачами

- Катится Колобок дальше, а на встречу ему:(заяц)

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня зайка, лучше задай мне задачки.

№ 3, с. 18 - выполняется на доске и в тетрадях с подробным устным объяснением.

№ 4, с. 18 - выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой в парах.

- Справился Колобок с задачками зайца и покатился дальше. А на встречу ему: (мышка).

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня мышка, лучше поиграй со мной, помоги сравнить числа.

Физ. минутка

- Мышка мыла мылом нос,
Мыла уши, мыла хвост.
Мыла так, что стало белой,
И от счастья мыло съела.

Работа в тетради

№ 6, с. 18 - устно.

- Колобок поблагодарил мышку и покатился дальше.

- Катится Колобок, а навстречу ему: (медведь).

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, медведь, лучше расскажи, как эту "шестерку" составить можно!

- Помоги разделить шесть бочонков меда между двумя медвежатами так, как тебе хочется.

Дети составляют примеры на сложение на доске. Приложение № 1.

- Закройте глаза, я вам покажу фокус.

Учитель выставляет карточки. Приложение № 2.

- Сравните. Что интересного произошло? Изменился ли ответ, после того, как числа поменялись местами? Назовите правило.

Читают правило на с. 14.

- Катится Колобок дальше, а навстречу ему: (лиса).

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, лиса, лучше в игру мою поиграй.

Игра "Продолжай - не зевай!"

Дети у доски решают примеры по рядам. Приложение № 3.

- В каких примерах надо поменять местами числа? За чем?

Дети хором проговаривают правило. Приложение № 4.

Итог

- Лиса за правильное выполнение заданий отпустила Колобка. А Колобок катился все дальше и дальше по дорожке, встречался со многими лесными жителями, узнавал много нового и свои знания передавал другим.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

- Вы действительно молодцы, справились со всеми заданиями - тем самым спасли нашего замечательного Колобка!

Работа по учебнику

- В подарок давайте нарисуем цветочек и раскрасим.

- Спасибо за урок.

Приложения.