Использование презентаций учащихся на уроках мировой художественной культуры

Разделы: МХК и ИЗО


Изменения, происходящие в современном обществе, неотвратимо изменяют цели современного образования. Необходимым результатом образования все чаще называют формирование компетенций.

Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Компетенция проявляется, по сути, в овладении субъективно новой деятельностью. Признаком того, что субъект овладел деятельностью, является тот факт, что он управляет этой деятельностью, осознавая себя в ней.

Одними из важнейших компетенций, необходимых для современного человека, являются готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов. Для их развития необходимо современное оснащение образовательного процесса компьютерной техникой, мультимедийными программами, электронными пособиями. Вошел в обиход образовательной практики термин «мультимедийный урок», на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера.

Между тем, остается не решенной методическая проблема: как эффективно организовать урок с использованием ИКТ, не превратив его в красивую иллюстрацию учебного материала, а создав качественно новую среду для развития ученика, формирования его компетенций?

Эта проблема поднималась разными авторами (например, Ацватуров Г.О. http://vio.fio.ru/vio_45/cd_site/Articles/art_1_2.htm), которые справедливо отмечают, что мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Как на любом уроке, важен перенос центра тяжести с обучения на учение. Необходимо создать обстановку творчества, взаимо- и самообучения на уроке.

Одним из методических приемов, который помогает создать такую обстановку, является создание и использование в учебном процессе ученических презентаций в среде Microsoft Office Power Point.

Я на протяжении четырех лет преподаю курс «Мировая художественная культура» в 10-11 классах. Использование электронного средства учебного назначения «История искусства. 10-11 класс» (далее ЭСУН) позволило решить проблему наглядности уроков МХК, так как оно полностью совпадает по содержанию с учебниками Мировой художественной культуры для 10-11 класса (автор Данилова Г.И). Это облегчило подготовку к урокам и позволило вводить готовые тестовые задания по каждой теме в канву уроков. Таким образом, просмотр сюжетов ЭСУН и тестирование обеспечивает репродуктивный уровень изучения мировой художественной культуры, освоения стандарта знаний.

Но важен и аналитический, творческий компонент заданий. Именно этот уровень необходим для формирования компетенций учащегося. Поэтому я предлагаю своим ученикам создавать презентации по темам учебного материала курса «Мировая художественная культура» и предоставляю им возможность представить их на уроке. Методическое мастерство учителя проявляется в способности организовать работу учащихся с разными источниками, в том числе и с ученическими презентациями.

Предлагаю сценарий урока с использованием электронного средства учебного назначения «История искусства. 10-11 класс» и ученических презентаций.

Тема урока: «Русская культура XIX века» (урок повторения и обобщения)

Цели:

  • повторить, обобщить и систематизировать представления об основных чертах российского искусства (архитектуре, живописи и музыке) XIX века;
  • формировать умение приводить примеры произведений и авторов, анализировать их особенности, формулировать свое впечатление от произведения искусства;
  • развивать информационную компетентность и стимулировать творчество учащихся через создание ученических презентаций.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор и экран.

Программное обеспечение: Microsof Power Point, Microsoft Word, Электронное средство учебного назначения «История искусства. 10-11 класс» (далее ЭСУН)

Основное содержание урока по примерной программе «Мировая художественная культура»:

Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений К.П. Брюллова.

Романтизм в живописи: образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Время урока: 90 минут.

Ход урока:

1. Вступление учителя: XIX век стал эпохой культурного взлета («золотой век искусства России»). На этом уроке мы обобщим достижения российской архитектуры, живописи и музыки XIX века.

Задание на урок: обобщите основные черты российской архитектуры, живописи и музыки XIX века (запишите в тетрадь к концу урока в виде плана).

2. Вспомним основные стили искусства XIX века, которые повлияли на русское искусство того времени:

Задание: Определите понятие по его признакам (устно):

  • стиль в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв. Обращался к античному наследию как к идеальному образцу, сочетающий строгость линий, мягкую пластику, нежность отделки (классицизм).
  • ("поздний классицизм") (от франц. empire - империя) стиль в архитектуре и декоративном искусстве, характерный для первой трети XIX в. Завершил развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы, богатый декор (ампир).
  • символ художественного направления, характеризующегося стремлением сохранить и развить высшие традиции и наиболее совершенные образы искусства, в первой половине XIX в. исчерпал свои возможности, став оплотом отжившего классицизма (академизм).
  • возникает в конце 18 века как идейное и художественное направление. Это время, когда на смену рационализму приходит идеализм, художники смотрели на прошлое с печалью, но и будущее им виделось не менее трагическим. Основным становилось чувство, а не разум, глубочайший интерес к человеку, его миру (романтизм).
  • художественное направление середины XIX века, целью которого было объективное отображение действительности (реализм).
  • художественное направление, зародившееся во французской живописи 60-х гг. XIX века с появления картины Э. Мане, отражает непосредственность и свежесть восприятия жизни, игру света и неожиданные ракурсы фигур (импрессионизм).

3. Какой из этих стилей был характерен для архитектуры XIX века в России?

Выполнение теста (устно, индивидуально) по теме «Шедевры классицизма в архитектуре России» (используем тесты ЭСУН «История искусства. 10-11 класс»).

4. Какие стили преобладали в русской живописи XIX века? Вспомним некоторых художников и особенности их творчества.

Представление ученических презентаций «Карл Брюллов», «Орест Кипренский», «Передвижники» (результат домашней работы по выбору учащихся).

5. Кроме представленных художников Россия в XIX веке была прославлена многими замечательными талантами. Давайте вспомним о них.

Работа учащихся с тестами о русских художниках (письменно на листах, индивидуально):

ТЕСТЫ:

  1. Русский художник, проживший короткую и нелёгкую жизнь. Годы жизни: 1860-1900. Был большим другом А. П. Чехова, учился у В. Д. Поленова и А. К. Саврасова. Его ранний пейзаж «Осенний день. Сокольники» был отмечен П. М. Третьяковым и попал в его знаменитую коллекцию. Он был тонким и нежным поэтом русской природы и перенёс в свои полотна и ликующую праздничность золотой осени, и тревожную печаль хмурого дня. Он сумел по-новому передать свет, воздух, жизнь природы. В его «пейзажах настроений» отразилась сложная духовная жизнь человека того времени, его тревога, его мечты и надежды. Написанная художником в 1892 году картина «Владимирка» - шедевр русской и мировой живописи.
  2. Великий русский художник-реалист. Жил с 1844 по 1930 год. В его произведениях отразилась жизнь различных слоев русского общества, увиденная проницательным взором художника-реалиста, проповедника идей свободолюбия. В своей первой картине «Бурлаки» он с потрясающей правдивостью показал бесчеловечность труда, на который обречён народ. В то же время эта картина проникнута оптимизмом и верой в народные силы. Его картина «Не ждали», изображающая возвратившегося домой ссыльного, его живописное полотно «Арест пропагандиста» - произведения с прочувствованными и подробно разработанными человеческими характерами, глубоко психологические. Среди его произведений на исторические темы лучшие - «Иван Грозный» и «Запорожцы».
  3. Один из крупнейших русских художников. Ученик И. Е. Репина, друг М. Горького. Жил с 1865 по 1911 год. Уже в детстве проявил необыкновенные способности к рисованию. Ему было двадцать два года, когда он написал свою известную картину «Девочка с персиками». Большую известность принесли ему портреты.
  4. Для этого гениального художника XIX в. искусство, по словам Герцена, было «нравственным подвигом, священнодействием». Он родился в 1806 году в семье профессора Петербургской Академии художеств и умер в 1858 году, всю свою творческую жизнь, отдав, по сути, созданию одной картины. Его знаменитая картина, написанная в Риме плод колоссальных, почти двадцатилетних трудов, должна была отразить извечную мечту человечества о счастье, ожидание неизбежного и долгожданного освобождения. Он мечтал о новом искусстве, освобождённом от рутины, соединившем «рафаэлевскую технику с идеями новой цивилизации». В своём творчестве он отказывается от избитых академических приёмов и в основу живописи кладёт непосредственное впечатление от натуры. Свыше трёхсот подготовительных этюдов к картине занимают целый зал в Третьяковской галерее, и среди них такие шедевры русского искусства, как «Голова раба», «Купающиеся мальчики», «Камни в воде», в которых органически слиты живой свежий цвет и классически прекрасная форма.
  5. Об этом русском художнике первой половины девятнадцатого века (годы жизни: 1799 - 1852) писал А. С. Пушкин, обширные восторженные статьи посвящал ему Н. В. Гоголь. Он выкупил из неволи молодого Тараса Шевченко. Он благожелательно и чутко следил за первыми успехами начинающего П. А. Федотова. Картина «Гибель Помпеи», написанная за одиннадцать месяцев в Риме, принесла внеевропейскую славу не только молодому мастеру, но и всему русскому искусству. Воспитанник петербургской Академии художеств, уже в ученические годы он превзошёл своих учителей. Оставаясь в пределах академизма, он с виртуозностью подлинного гения противопоставил сухости и безжизненности вырождающегося классицизма всё красочное богатство живой действительности.
  6. Великий мастер русской исторической живописи. Жил с 1848 по 1916 год. В его произведениях чаще всего изображаются такие события из русской истории XVII и XVIII веков, в которых сталкиваются большие силы и проявляется народная помощь. За первой его исторической картиной «Утро стрелецкой казни» последовал целый ряд блестящих произведений. Он написал изгнанного Меньшикова с дочерьми, боярыню Морозову, завоевателя Сибири Ермака, Суворова и Степана Разина. Он был членом Товарищества передвижников, которое было создано русскими художниками реалистами.
  7. Великий русский пейзажист второй половины XIX века. Жил с 1832 по 1898 год. После долгих лет учения в Москве, затем в петербургской Академии художеств, в Германии и Швеции всю свою творческую жизнь посвящает изображению русской природы. Он забирается в самые глухие чащи, наблюдая жизнь с леса. С тщательностью исследователя он зарисовывает листья, цветы и травы, однако образ русской природы, созданный им, всегда эпичен, монументален и величав. Он был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, и демократизм своих убеждений сохранил до конца жизни. Глубоко оптимистический, жизнеутверждающий образ русского леса он создаёт в последней своей большой картине «Корабельная роща», необыкновенно цельной и монументальной по композиции, выполненной в мажорной красочной гамме, как бы пронизанной солнечным светом.

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ:

  1. И.И. Левитан
  2. И.Е. Репин
  3. В.А. Серов
  4. А.А. Иванов
  5. К.П. Брюллов
  6. В.И. Суриков
  7. И.И. Шишкин

6. XIX век принес славу российской музыкальной школе.

Просмотр и выполнение заданий из презентации «Русская музыка XIX века» (Приложение 1).

7. Обобщение материала урока «Основные черты российской архитектуры, живописи и музыки XIX века»: выступление учеников на основе записей в тетради.

8. Оценивание работы на уроке: индивидуальные тесты и план в тетради (письменная работа, выполненная всеми учащимися), представленные презентации (творческая работа отдельных учащихся по их выбору), лучшие устные ответы отдельных учащихся по тестам ЭСУН «История искусства. 10-11 класс» и заданиям в презентации «Русская музыка XIX века».

Домашнее задание: написать эссе «Мне нравится это произведение» по теме урока.

Приложение.

Список литературы и источников:

  • Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От XVII века до современности : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2007. – 399 с.
  • Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт 18-19 вв.: Учеб. Пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.
  • Электронное средство учебного назначения «История искусства. 10-11 класс»/Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Кирилл и Мефодий», ООО «Дрофа», ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2003.
  • CD «Мировая художественная культура» Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 классы.