Урок химии "Кислород, оксиды", 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Вид урока: сюжетно-ролевой с элементами драматизации.

Цель урока:

1. 1. Повторить свойства кислорода, состав оксидов.
  2. 2. Показать значение кислорода в природе и жизни человека.

Задачи урока:

1. Представить кислород в виде “одушевленного” персонажа и провести поэтапное “расследование” его свойств.
  2. Акцентировать внимание учащихся на связь исторических событий, биохимических свойств, раскрывающих возможности и значение кислорода.
  3. Развивать и укреплять у учащихся навыки химического эксперимента.
  4. Способствовать развитию у учащихся логики, сообразительности, находчивости, а также актерских и других способностей, через которые пробудить интерес к химии.
  5. Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.
  6. Воспитывать у учащихся культуру речи, поведения.

Оборудование и реактивы: раствор перекиси водорода, MnO2, лучинка, спички, паспорт кислорода, к/ф “Кислород”, набор слайдов, карточки с заданиями.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. На этом уроке мы поговорим об очень важном для жизни на нашей планете химическом элементе и его соединениях. А что это за элемент вы поймете, посмотрев маленькую сценку “Странная болезнь мистера Х”.

Раздается стук, входит мистер Х и подходит к доктору Ватсону и Шерлоку Холмсу.

Мистер Х: Уважаемый мистер Холмс, я много о Вас слышал и решил, что только Вы сможете мне помочь в этой ситуации.

Холмс: Я Вас внимательно слушаю.

Мистер Х: Видите ли, мистер Холмс, десять дней назад, проснувшись утром, я обнаружил, что не знаю, кто я. Это просто ужасно! Я не в состоянии что-либо вспомнить о себе, и от этого пребываю в отчаянии! Умоляю, сэр, помогите мне, пожалуйста!

Холмс: Успокойтесь. Мне кажется, что Вам будет полезно познакомиться с моим другом, доктором Ватсоном.

Ватсон, по-моему, то, что случилось с мистером, больше по вашей врачебной части, это болезнь, которая называется амнезией, она проявляется потерей памяти.

Ватсон: О. сэр, от Вас веет таким холодом! Ваша температура ниже минус 219 градусов. Вы представляете собою холодный синий лед. Присаживайтесь, у нас здесь тепло, Вы сейчас согреетесь.

Мистер Х: Я чувствую, как у меня повышается температура, и превращаюсь в голубую жидкость (из синих варежек течет голубая жидкость). Мне становиться жарко.

Ватсон: Ваша температура ещё повысилась, и Вы превратились в бесцветный газ. (Мистер Х снимает синюю шапочку, синие очки и синие перчатки). Вам лучше?

Мистер Х: Я чувствую, что ко мне начинает возвращаться память.

Холмс: Чтобы Вам помочь, мы спросим о Вас у историков.

1-ый историк: Человечеству Вы известны с начала XVII века. Вас открыл изобретатель подводных лодок Дреббел. Но результаты его были засекречены из-за военной направленности, а поэтому они не были известны современникам.

2-ой историк: В 1750 году М. В. Ломоносов доказал, что Вы входите в состав воздуха.

3-й историк: Вас, независимо друг от друга, открыли одновременно два известных химика XVIII века – англичанин Джозеф Пристли и швед Карл Шееле. А имя Вам дал французский ученый Антуан Лавуазье.

Холмс: Спасибо. Дальше нам необходимо поговорить с биологами.

1-й биолог: Ваше имя хорошо известно всем жителям нашей планеты. Вы самый распространенный на Земле элемент. Без пищи и воды люди могут прожить несколько суток, а без Вас – несколько минут.

2-й биолог: В сутки через легкие человека проходит Вас приблизительно 800 литров. Но, к сожалению, за последние 100 лет Вас уничтожено 240 млрд. тонн и выброшено взамен 360 млрд. тонн углекислого газа. Конечно, Ваше содержание еще велико, но все же стоит задуматься над этим жителям нашей планеты уже сейчас.

Член химического кружка:

Если развитие человеческого общества не пойдет по другому пути, то, по прогнозам экологов, в середине XXI века произойдет экологический взрыв: будут отравлены вода, воздух, земля и растения. Это приведет к вырождению животных, а в конечном итоге и человека.

Наиболее грозный предвестник возможной катастрофы – изменение состава атмосферы. Причем на изменение ее состава влияют выброс ядовитых веществ в результате отсутствия или неэффективной работы очистительных сооружений промышленных предприятий, использование человеком различного вида транспорта с двигателем внутреннего сгорания, реактивным двигателем; изменяют ее состав, к сожалению, не в лучшую сторону и другие “продукты” цивилизации.

Например, автомобильный транспорт является одним из наиболее мощных загрязнителей атмосферы. В выхлопных газах двигателей содержатся оксиды углерода, азота, серы, продукты неполного сгорания бензина.

Членами нашего химического кружка было установлено, что в течение часа мимо нашей школы проезжает около 320 автомобилей в летнее время и около 260 автомобилей в зимнее. В то время как санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток автотранспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 автомобилей в час. Напрашивается вывод о регулировании (сокращении) потока автомобилей. Однако только одними запретительными мерами проблему не решишь. Нужны более эффективные и цивилизованные методы. Например, необходимо автотранспорт переводить на экологически чистое топливо. А это задача ближайшего будущего, т. е. наша и ваша.

3-й биолог: Главные Ваши поставщики в атмосферу – морские водоросли, растения, которые выделяют Вас в результате процесса фотосинтеза.

4-й биолог: Вы, как химический элемент, образуете еще одно вещество – озон, который образует озоновый слой на высоте 15 – 30 км, защищающий нашу планету от губительного ультрафиолетового излучения.

Небольшое количество озона образуется при работе ксерокса. В малых концентрациях озон благоприятно действует на организм человека, создавая ощущение свежести. При больших концентрациях его в воздухе он раздражает дыхательные пути, вызывает кашель и головокружение.

Озон убивает микроорганизмы, поэтому его используют для дезинфекции помещений и на водоочистительных станциях.

Холмс: Сэр, Вы довольны своей ролью и значением? А чтобы Вы узнали свое полное имя, мы обратимся к химикам.

Химик: Уважаемый сэр! Разрешите мне проделать опыт по Вашему получению и доказать Ваше присутствие (получает кислород из перекиси водорода) Ваше имя – кислород.

2-й химик: Вы отличаетесь высокой химической активностью, взаимодействуете с большинством элементов, кроме золота, платины, криптона, ксенона, галогенов. А также вступаете в реакции со сложными веществами. В результате этих реакций образуются оксиды.

3-й химик: У нас есть видео кадры, показывающие как еще можно получить кислород и его взаимодействие с простыми веществами (просмотр к/ф).

Холмс: Уважаемый сэр, нами установлено Ваше имя – кислород, по научному – оксигениум. Мы вручаем Вам “паспорт” с подробными данными, чтобы Вы не забывали свое имя. В нем записано, что вы элемент 2 малого периода 6 группы, главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева, химический знак – О, порядковый номер – 8, относительная атомная масса – 16, неметалл, в соединениях проявляете валентность – II. (Вручает кислороду его паспорт).

(Ученик читает стихотворение на фоне слайдов):

Из атомов мир создавала Природа,
Два атома легких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды…

Стал кислород чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород,
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения,
Жизнь появилась: дыханье, горение…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере…

Огонь добывали при помощи трения,
Хотя и не знали причины горения…
Роль Кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье.

Учитель: По высказыванию Берцелиуса “ Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия”. Сейчас мы проверим, а что вы знаете о нем:

1. Перед Вами на доске уравнения получения кислорода:

а) 2Н2О2 –> 2Н2О + О2;
б) КМпО4 –> К2МпО4 + МпО2 + О2;
в) 2КNO3 –> 2KNO2 + O2.

В каком из них неправильно расставлены коэффициенты?

Какое условие необходимо для того, чтобы реакция с перекисью водорода протекала быстрее?

Какие вещества называются катализаторами?

Из какого вещества вы на практическом занятии получали кислород?

2. Дана реакция в общем виде:

4А + 5О2 = 2А2О5.

Какое вещество может сгорать по такой схеме?

а) Сера; б) Алюминий; в) Калий; г) Фосфор.

3. Вы смотрели кадры взаимодействия кислорода с серой и фосфором. Давайте напишем эти уравнения реакций. (На доске записыватся уравнения реакций).

Как называются образовавшиеся вещества?

Что называется оксидами?

4. Перед Вами на столах лежат листочки химического тренажёра. <Таблица1>. Работаем с I и II вариантами. Отвечаем на 1, 2 и 3 вопросы для первых пяти оксидов.

Таблица 1

SO3

MgO

NO

Задания:

1. Определите валентность элементов, образующих оксиды.
  2. Определите, какие из оксидов вашего варианта образованы элементами-металлами (элементами-неметаллами).
  3. Назовите оксиды вашего варианта.
  4. Выберите и назовите формулы кислотных (основных) оксидов.
  5. Выберите формулы оксидов металлов, проявляющих валентность от одного до трёх. Составьте уравнения реакции получения этих оксидов.
  6. Выберите формулы оксидов, способных вступать во взаимодействие с водой с образованием солей. Дайте им названия.
  7. Какие из оксидов вашего варианта способны вступать во взаимодействие с раствором серной кислоты (соляной кислоты, гидроксида натрия)? Составьте уравнения соответствующих химических реакций.
  8. Составьте уравнения реакций получения оснований из оксидов вашего варианта.
  9. Выберите формулы амфотерных оксидов, назовите их.
  10. Составьте уравнения реакций амфотерных оксидов вашего варианта с растворами гидроксида калия и соляной кислоты.

5. Игра: “Меткий стрелок”. (На доске написаны формулы)

Выпишите формулы веществ, которые попадут в цель. Назовите их: <Рисунок 1>

img1.jpg (38589 bytes)

Рисунок 1

6. Поймайте “химических рыбок” на “крючок валентности”, используя формулы кислородных соединений: <Рисунок2>

Рисунок 2

7. Игра: “Пятый лишний”.

Докажите, что выбранный вами “лишний” оксид отличается от четырех других:

8. Задача: “Быстрый счет”.

Сколько молекул СО2 содержится в 1 моль?

Сколько атомов кислорода содержится в 1 моль СО2?

Какой объём займут 0,1 моль кислорода?

Общее число молекул кислорода: 12 ? 1026. Определить:

а) количество кислорода;
б) массу кислорода;
в) объём кислорода.

9. Игра: “Телеграмма “Что это было?”.

К нам поступила телеграмма: “Пропали вещества, вместо них появились многоточия”. Текст этой телеграммы перед Вами. Напишите пропавшие вещества и расставьте коэффициенты. Делая выбор помните: задание А – 3 балла, Б – 4 балла, С – 5 баллов.

А) I вариант

Мg + ..… = МgО

..... + О2 = СаО

Н2 +….. = Н2О

S + .…. = SO2

….. + О2 = СО2

Na + .…. = Na2O

Zп + ….. = ZпО

N2 + .…. = NО

Б)

C) I вариант

Напишите уравнения реакций горения в кислороде: а) серы; б) алюминия; в) сероводорода Н2S.

II вариант

Напишите уравнения реакций горения в кислороде: а) магния; б) фосфора; в) этилена С2Н4.

10. На столах у вас находится таблица с данными по растворимости кислорода в воде при нормальном давлении и различных температурах. <Таблица2>

Таблица2

Температура, С0

0

10

15

20

25

30

100

Растворимость (объёмы О2 на 100 объёмов воды)

4,9

3,8

3,4

3,8

2,8

2,6

1,7

Работая с таблицей, определите, где больше численность рыб: в северных или южных морях и почему?

а) В северных;
б) В южных;
в) Одинаковая.

11. При длительной работе ксерокса в помещении стал ощущаться запах озона. Что необходимо при этом сделать:

а) Прекратить работу до следующего утра;
б) Проветрить помещение;
в) Продолжать работать дальше.

Холмс: Юные джентльмены, члены клуба “Юный химик”, что Вы можете сказать о нашем госте, что Вы поняли из сегодняшнего урока?

1-й джентльмен:

Он – самый главный элемент
И нет других тут мнений:
Очень уж велик процент
Его соединений.

2-й джентльмен:

Он – кислород, да и озон,
Входит в состав растений,
Он есть и в воздухе, и в нас,
Везде – его владенья.

Учитель: Вот и подходит к концу наш урок, и я уверена в том, что Вы обогатили свои знания о свойствах кислорода. На последующих уроках мы продолжим знакомство с его соединениями. Домашнее задание.

Список использованной литературы.

1. Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. Волгоград Учитель, 2002.
  2. Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия 9 класс М. Оникс 21 век , 2005.
  3. Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии М. Школьная Пресса. 2002.
  4. Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия 8 класс М. Астрель, 2006.
  5. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8 – 9 классы. Ростов-на-Дону Феникс, 2002.
  6. Титова И.М. Малый химический тренажёр М. Вентана-Граф, 2001.