Математический КВН "Формула здоровья"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


На доске эпиграф:

«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным».

Б.Паскаль, французский учёный.

Цели игры:

  • Образовательные – сформировать умение решать нестандартные задачи,     формировать знания о ЗОЖ и умения применять  их в жизни.
  • Развивающие – развитие кругозора учащихся, мышления и логики, познавательного интереса к предмету, умения быстро ориентироваться в обстановке.
  • Воспитательные – воспитывать организованность, дисциплинированность, ответственность, воспитывать положительное отношение к ЗОЖ.

Оборудование:

  • чёрный ящик с яблоком.
  • 2 воздушных шарика и 2 ложки.
  • вырезанные из картона рыбки и цветы с вопросами.
  • две таблицы (спорт)
  • геометрические фигуры из цветной бумаги, ватман и клей.
  • таблички с зашифрованными словами
  • 2 карточки с задачей «пруд»
  • 2 карточки с задачами о продуктах.

ХОД  ИГРЫ

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о здоровье. Тема нашего КВН – «Формула здоровья». Профессор, доктор медицинских наук Ю. Змановский попытался выделить главные компоненты здоровья современного человека и определить формулу здоровья. Эта формула включает в себя 6 компонентов, краткое изложение которых сводится к следующему:

1) Положительные эмоции.
2) Рациональное питание.
3) Активный двигательный режим.
4) Закаливание и профилактика простуды.
5) Отказ от вредных привычек.
6) Отдых.

Сегодня мы более подробно остановимся на всех шести компонентах.

2. Приветствия команд

«ПУПС» – пусть ум победит силу.
«БАМ» – будем активно мыслить.

3. Разминка

Учащимся предлагается 16 вопросов по теме КВН, за один правильный ответ – 1 балл, подсчитывается количество баллов, набранных каждой командой.

  1. Что такое формула? (Запись какого-нибудь правила с помощью букв)
  2. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
  3. Из какой посуды не едят? (Из пустой)
  4. Если в колесе 10 спиц, то, сколько между ними промежутков? (10)
  5. Какая разница между числом и цифрой?
  6. Какую траву и слепые узнают? (Крапиву)
  7. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
  8. На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4? (0,5)
  9. Наука об измерении земли? (Геометрия)
  10.  Кого или что убивает капля никотина? (Лошадь)
  11.  На что похожа половина яблока? (На вторую половину)
  12.  Мера времени из трех букв. (Век, час, год)
  13.  Какого цвета полотнище олимпийского флага? (Белого)
  14.  Что произнёс Архимед, выскакивая из ванны? (Эврика)
  15.  Вундеркинд – что означает это слово? (Одаренный ребенок)
  16.  Прямоугольник с равными сторонами. (Квадрат)

Знаете ли вы, что когда мы смеёмся, то работает 15 мышц, а когда злимся, сердимся, хмурим брови – целых 42 мышцы? Я надеюсь, что вы получили положительные эмоции?

4. Конкурс капитанов (2 этапа)

1. Анкета капитанов.

Капитанам 2 раза читают вопросы анкеты: возраст, рост, цвет глаз, характер, цвет волос, костюм, вес. Капитаны должны «охарактеризовать» своего противника в указанном порядке. Капитан, давший наиболее полную характеристику, получает 5 баллов.

2. Выполнить действия цепочкой для неравенства – 4 < 8.

  1. умножьте на 2 (– 8 < 16)
  2. разделите на (– 1/4) (32 > – 64)
  3. вычтите 5    (27 >– 69)
  4. разделите на 3 (9 > – 23)
  5. прибавьте 1 (10 > – 22)
  6. разделите на – 2  (– 5 < 11)
  7. прибавьте 5 (0 < 16)

5. Поговорим о питании (3 этапа)

Знаете ли вы, что каждый из вас в год съедает пищи почти в 20 раз больше, чем вес вашего тела. Но всегда ли мы правильно питаемся? К сожалению, нет.

1) Конкурс «Чёрный ящик».

То, что лежит в чёрном ящике, имеет отношение к теме нашего КВН. Просим команды   по очереди задавать вопросы, на которые мы будем отвечать «да» или «нет». Угадавшая команда получает 2 балла. В чёрном ящике лежит яблоко.
Мы узнали, что в ящике находится яблоко. Старая английская пословица гласит «Одно яблоко в день – и забудешь про докторов»

2) Задачи. Команды получают 4 задачи о продуктах, решают их, за правильный ответ – 2 балла.

1. Качан капусты на 4/5 кг тяжелее  4/5 этого кочана. Сколько весит кочан? (4 кг)
Знаете ли вы, что в овощах содержатся соли калия, железа, органические кислоты, витамин С и бета-каротины. А капуста самая полезная из всех овощей.

2. Три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней, если они будут нести такое же количество яиц за один и тот же промежуток времени (48 яиц)
Знаете ли вы, что еженедельное потребление яиц 3 – 4 штуки. Яйца содержат белок, витамины, жиры. Все компоненты яйца хорошо усваиваются. Но увлекаться яйцами не следует из-за высокого содержания в них холестерина.

3. Напишите 100 шестью одинаковыми цифрами (99 99/99)
Знаете ли вы, что ежедневное потребление кондитерских изделий не должно превышать 100 грамм в расчёте на сахар, причём сюда же входит и сахар, содержащийся в ягодах, соках и других продуктах.

4. Масса бидона с молоком 32 кг, без молока – 2 кг. Какова масса бидона, заполненного наполовину? (17)
Знаете ли вы, что результаты исследования учёных показали, что ежедневный приём молока уменьшает риск возникновения кариеса.

3) «Разгадай слово» (за одно слово 1 балл)

КИВИ + ШПОН = ШИПОВНИК
ЛИКО + ГУБА = ГОЛУБИКА
БУКА + КЛИН = КЛУБНИКА
КУРС + БАНИ = БРУСНИКА
ДОН + ГРИВА = ВИНОГРАД
ТИНА + КОСЯК = КОСТЯНИКА
ИРАН + ЧЕК = ЧЕРНИКА
НИЗ + ЯМА + ЛЕК = ЗЕМЛЯНИКА
МИНОР + СОДА = СМОРОДИНА
ШРАМ + ОКО = МОРОШКА

6. Спортивно-интеллектуальная эстафета

А теперь поговорим о движении. Занятия спортом, физкультурой считаются одним из главных условий поддержания здоровья человека. Давайте сейчас немного подвигаемся.
Команды должны преодолеть маршрут с воздушным шариком на ложке и выполнить интеллектуальное задание – проанализировать числовые закономерности и продолжить ряд двумя числами:

2, 3, 4, 5, 6, 7 … (8, 9 …)
6, 9, 12, 15, 18, 21 … (24, 27 …)
1, 2, 4, 8, 16, 32 … (64, 128 …)
4, 5, 8, 9, 12, 13 … (16, 17 …)
10, 5, 12, 6, 14, 7 … (16, 8 …)
2, 6, 3, 7, 4, 8 … (5, 9 …)
32, 29, 27, 24, 22, 19 … (17, 14 …)

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, дополнительный балл  за скорость выполнения задания.

7. Математический эрудит

  Геометрическая фигура Математический термин Вид спорта
   С      
   П      
   О      
   Р      
   Т      

Командам предлагается заполнить таблицу (за каждое слово – 1 балл)

8. Игра со зрителями

Пока команды заполняют таблицу, проводится игра со зрителями. На доске изображён пруд, имеющий форму квадрата, в вершинах которого растут 4 дуба. В пруду плавают рыбки, а вокруг него растут цветы, на которых написаны вопросы. Зрители по одному подходят к доске, ловят рыбку или срывают цветок, отвечают на вопрос. За правильный ответ – приз.

Вопросы на цветах:

  • 6 штук картофелин сварятся за 30 мин. За сколько минут сварится одна картофелина?
  • У двух носорогов два рога. Сколько рогов у 100 носорогов?
  • Наименьшее простое число.
  • Какой месяц «короче» всех?
  • Половина какой буквы дает название военной части?
  • В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии?
  • Сколько будет, если полсотни разделить на половину?
  • Что тяжелее: 1 кг. пуха или 1 кг. стали?
  • Какое целое число делится без остатка на любое целое число?

Вопросы на рыбках:

  • Чем врачи фиксируют место перелома?
  • Почему ромашка считается лекарственным растением?
  • Какое лекарство дарят нам пчёлы?
  • От какого латинского слова происходит слово «витамин»?
  • Для чего нужна сера, которая образуется в ушах?
  • Что полезно есть при простуде?
  • Сердце – это орган или мышца?
  • В древности зубных врачей не было, и зубы никто не лечил. Если зубы болели, их попросту вырывали. Кто этим занимался?

9. А теперь поговорим о спорте и здоровом образе жизни.

Командам предстоит из геометрических фигур, заранее вырезанных из цветной бумаги, собрать на бумаге  картину на тему ЗОЖ и представить её на суд жюри.

10.  Задача «Пруд» – за правильное решение 2 балла.

– Ребята, рыбок мы выловили, цветы сорвали, остались лишь дубы около пруда. Мы предлагаем вам решить следующую задачу.
Имеется квадратный пруд. По углам его близ воды растут 4 старых дуба. Пруд понадобилось увеличить, сохранив квадратную форму. Но старых дубов трогать не желают. Можно ли увеличить площадь пруда, сохранив квадратную форму?

Рисунок 1

И причём так увеличить, чтобы 4 дуба, оставаясь на своих местах, не были затоплены водой, а стояли у берегов нового пруда?

11. «Рассуждалки»

(по две каждой команде, ответ с 1-й  попытки 4 балла, со 2-й – 3 балла, с 3-й – 2 балла, с 4-й – 1 балл)

1.  СОН

а) Функциональное состояние организма.
б) Характеризуется снижением обменных процессов в организме, общим расслаблением.
в) Потребность в нём с возрастом значительно уменьшается.

у новорожденного      21-23 ч.
в 4 года                        12 ч.
в 8-10 лет                    10 ч.
в 15-16 лет                  9 ч.
у взрослого                  6-8 ч.

г) Бывают «вещие»

2.   ВИТАМИНЫ

а) Способны увеличивать запас бодрости и трудоспособности.
б) Усиливают сопротивляемость организма болезням.
в) Содержатся в растительной и животной пище, но больше всего их в свежих фруктах и зелени.
г) Продаются в аптеке, многие мамы покупают их своим детям.

3.  УРАВНЕНИЯ

а) Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаёшь.
б) Иногда задачи решаются только с его помощью.
в) Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть. Может один, а может больше. И только у некоторых нет и корней.
г) Во 2-м классе они – простые, в 7-м – линейные, в 8-м – квадратные, а в   10-м – тригонометрические.

4. ТЕОРЕМА ПИФАГОРА

а) Она названа по фамилии учёного. Учёный этот известный, его знают даже те, кто ее ещё не изучал.
б) В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с детства, а потом снова в школе её изучают. И мы узнаём из неё о сторонах этой фигуры.
в) Её нужно доказывать. А зачем? Ведь он её доказал уже давным-давно.
г) А над самим учёным часто смеются, говорят, что у него штаны – во все стороны равны.

12. Жюри подводит итоги

– Всем спасибо. Вы все сегодня молодцы. Говорят, что здоровье за деньги не купишь. Давайте в жизни применять ту формулу здоровья, о которой мы сегодня говорили. Будьте здоровы!