План-конспект урока по физической культуре для учащихся 8-го класса "Способы регулирования физической нагрузки при выполнении физических упражнений, контроль за их взаимодействием на организм"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Тема:  «Способы регулирования физической нагрузки при выполнении физических упражнений, контроль за их воздействием на организм»

Цель:  продолжить формирование мнения о физической культуре как составной части общей культуры человека.

Задачи:

  • вооружить учащихся знаниями и умениями, необходимыми при выборе оптимального уровня двигательной активности для своего организма;
  • содействовать формированию адекватной самооценке;
  • развивать  способности владения технико-тактических действий выполняемых в условиях единоборстве;
  • расширить диапазон используемых сочетаний приёмов, в единоборстве включая многообразие обманных движений  (баскетбол).

Место проведения: спортивный зал.

Продолжительность урока: 45 мин.

Инвентарь и оборудование:

1. Гимнастические маты – 5 шт.
2. Калькулятор – 17 шт.
3. Баскетбольные мячи – 9 шт.

Методический материал:

1. Инструктивная карта определения индивидуального тренировочного  пульса (ИТП) – 17 шт. (Приложение 2)
2. График динамики пульса. – 17 шт.

Части урока

Этапы урока

Частная задача этапа

Дозировка

Организационно методические указания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1. Организационный момент

Мотивация деятельности учащихся

1 мин.

 

Подготовительная

Построение, рапорт, приветствие.

Постановка проблемы: «Дано мне тело. Что мне делать с ним, таким единым и таким моим?»
Знакомство с планом урока.

 

Активное участие в диалоге с учителем.

 

Построение в шеренгу, проверка готовности: наличие спортивной формы, ручки, калькулятора, бодрого настроения

2. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока:

3. Сообщение учащимся задачи этапа, средств и методики оценивания своего самочувствия во время занятий физической культуры.

4. Ознакомление учащихся с методом измерения индивидуальной пульсометрии, проба (1).

Достичь среднего уровня физической нагрузки согласно своего индивидуального тренировочного пульса (ИТП)

1 мин.


1 мин.



1,5 мин.

 

– Бег и разновидности бега (бег приставными шагами пр. лев. боком, бег прыжками прыжок под щитом)

 – Ходьба с выполнением упражнений на восстановление дыхания.

Выполнение заданий учителя

Выполнение заданий учителя

3 мин.

0,5 мин.

Обратить внимание на правильное дыхание, на постановку стопы при беге, правильный вдох и выдох при восстановлении дыхания.

– Организация выполнения комплекса ОРУ на месте в кругу
Коррекция действий учащихся.

Проведения комплекса  ОРУ учащимися упражнения на все группы мышц в положении стоя.

5 мин.

Наблюдение за качеством выполнения.
Обратить внимание на правильное дыхание, правильное выполнение упражнений.

Обеспечение плавного перехода от подготовительной части урока к основной с помощью слов В.Леви:

«Телу хорошо, мышцам вкусно, нервы поют песню счастья, сосуды играют победный марш, клетки ликуют и рукоплещут. Это великий миг – момент перехода усилия в трудовое удовольствие»

     
 

Замер ЧСС учащимися. Проба № 2 

 

0,5 мин.

 
 

 6. Заполнение индивидуальных графиков динамики пульса по индивидуальным показаниям.
Сообщение критериев оценивания физиологической готовности учащихся по ЧСС.

Заполнение индивидуальных листов здоровья по показателям  пробы № 2 ЧСС

2 мин

 

Основная часть урока

1. Проведение краткого инструктажа по ТБ при спортивных играх и в спортивных залах.
2. Общее руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости)
3. Наблюдение за качеством выполнения работы

Самооценка действий    

а) Совершенствование прохода – броска и индивидуальных защитных действий в условиях единоборства в сочетании с развитием быстроты.

5 мин.

 

Упражнения для совершенствования

1. «Направь дриблера»

Проводится в коридоре вдоль площадки с последующим соревнованием в быстроте перемещений. В исходном положении нападающий  с мячом занимает
позицию у лицевой линии лицом к противоположному щиту, защитник располагается перед ним на расстоянии 1-1,5 м в защитной стойке. По сигналу  нападающий начинает движение вперед зигзагообразно изменяя направление движения в пределах обозначенного коридора шириной 2-3 м.  Задача защитника противодействовать проходу дриблера, перемещаясь приставными шагами спиной вперед. Достигнув противоположной лицевой линии, игроки продвигаются вдоль неё прыжками на обеих ногах с преодолением гимнастической скамейки. При этом нападающий не прекращает ведение мяча. Затем противоборствующие игроки меняются.

1. Развитие  точности и глубинных процессов мышления.
2. Совершенствование индивидуальных технико тактическихдействий в преодолевающем режиме, а также развитие углубленного изучения тактики игры.

 

Задание выполняется при передвижении по ходу часовой стрелки и против него. Смену направления производить после трех повторений задания каждого занимающего и защитника.
Выполнять бросковые упражнения без снижения скорости и не нарушая правил передвижения с мячом, согласовывая работу рук и ног.
Упражнение выполнять в соревновании между игроками каждой паре: за победу в быстроте перемещений начислять 1 очко.
Задача нападающего – вести мяч  и завершать атаку дальней от соперника рукой, укрывая мяч                 туловищем и свободной рукой, в момент обыгрыша защитника.
Защитник при передвижении в коридоре должен стремиться занять позицию с выставленной вперед ногой вплотную к границам коридора, акцентировано пересекая возможность прохода дриблера вперед и направляя его к другой границе; постоянно держать дистанцию вытянутой вперед рукой, быстро пласируя на согнутых ногах; в ситуации активного противоборства теснить нападающего в сторону его слабейшей руки, сохранять позицию

 

 б) Совершенствование индивидуальных технико-тактических действий в нападении и в защите в условиях игрового единоборства в сочетании с развитием скоростно-силовой выносливости

 

5 мин.

 
 

Ориентировать занимающихся на быстрое реагирование адекватными действиями в ответ на сигналы партнёров, эффективное освобождение от опеки защитника и использованием обманных движений, обыгрывание соперника на максимальной скорости и рационального завершения атаки

Прыжки на месте с высоким подниманием бедер с последующей борьбой за мяч, передачей на ориентир партнёру, получением обратной передачи, атакой противоположной корзины в единоборстве 1 х 1 серией ловли – передач мяча в одном прыжке.

 

 

Количество прыжков, предваряющих игровое единоборство, варьировать от 5 – 10. Ловлю – передачу мяча в одном прыжке выполнять одной или двумя руками серийно по 4-6 раз.

В защите стремиться без промедления восстанавливать позицию между нападающим и своим щитом, теснить атакующего к боковой линии в сторону его слабейшей руки.

 

4. Ориентировать учащихся  на применение изученных технико – тактических действий без каких либо ограничений: использовать сильные свои  стороны  и слабые соперника.

Двухсторонняя учебная игра 5 х 5.
С выбыванием проигравшей команды

 

5 + 5 мин.

Обратить внимание на защитные действия игроков.

Заключительная часть

1. Самостоятельная работа по индивидуальной карте

Заполнение графика «Динамики пульса пробы» № 3

 

1 мин.

 

 

2. Релаксационные упражнения на расслабления мышц. (Приложение 1)
Оказание психологической поддержки с помощью медитации

 

3 мин.

 
 

 

Заполнение графика «динамики пульса»  пробы  № 4 ЧСС

 

 

 
 

Активизация и направление  работы учащихся, коррекция ответов учащихся, обобщение ответов.

Предлагают варианты решения проблемы на основе анализа своей работы на предшествующих этапах работы

Формирование вывода по решению проблемы, название темы урока.

2,5 мин.

 

 

3. Подведение итогов урока

 

1 мин.

Построение в одну шеренгу.

 

4. Домашнее задание:  сделать расчет «Определение индивидуального тренировочного пульса» упражнения на гибкость. Отжимание от пола (д), подтягивание на турнике (ю)

 

0,5 мин.

 

Использованная литература:

  1. Д.И. Нестеровский. Научно методический журнал, «Физическая культура в школе» № 4, 1999 год.
  2. Д.И. Нестеровский. Научно методический журнал, «Физическая культура в школе» № 5, 1999 год.
  3. Л.Анн. «Психологический тренинг с подростками», Питер, 2005 год.