Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Чтение слов и предложений с буквой Д, д. Профессии людей"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление навыков чтения с опорой на гласные; формирование плавного осознанного слогового чтения; повторение парных согласных; чтение слов и предложений с изученными буквами.
  • развитие речи, памяти, мышления и внимания, фонематического слуха; обогащение словарного запаса.
  • воспитание интереса к чтению, к уроку, уважению к людям разных профессий.

Оборудование: игрушка Буратино, книга А.Толстого «Золотой ключик», карточки слогов, стихи о профессиях, картинки доктора и повара, ключики-призы, мешочек с буквами.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Сегодня к нам на урок пришёл герой сказки А.Толстого «Золотой ключик».

Кто он вы скажите, отгадав загадку:

У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный           .
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это?.. (Буратино).

- Правильно. Папа Карло отправил своего сынишку в школу. Он пришёл к нам, чтобы научиться красиво, правильно читать, развивать внимание, речь, мышление, познакомиться с новыми словами, которые обозначают профессии людей.

2. Повторение парных согласных.

а) Игра «Чудесный мешочек» (лото).

- Буратино пришёл не с пустыми руками. Он принёс чудесный мешочек и предлагает узнать какие буквы в нём.(б, п, д, т, з, с).

Дети узнают их на ощупь и ставят парами.

- Какие это буквы?

б) Работа с лентой букв.

- А теперь давайте покажем Буратино, где на ленте памяти будет стоять буква Дд?

в) Чтение слогов с парными согласными Д-Т.

- А теперь Буратино предлагает почитать слоги.

На доске карточки слогов:

да

до

ды

ду

де

ди

та

то

ты

ту

те

ти

Дети читают их хором.

- В каких слогах согласные звучат мягко? Почему?

3. Физ. минутка «Буратино».

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развёл -
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на мысочки стать.

4. Составление слов из слогов. Игра «Собери слова».

- Буратино очень торопился к нам на урок, упал и рассыпал слоги слов. Давайте поможем ему собрать слова.

На доске:

Конст

му

 

 

 

 зы

тор

 

 

 

рук

кант

Дети собирают слова и читают их хором.

- Кто такой конструктор? А музыкант?

5. Чтение столбиков слов.

а) Игра «Кто внимательный».

- Буратино благодарит вас за помощь и предлагает поиграть в игру «Кто внимательный?»

На доске напечатаны слова:

Ти ма

 

ра бо та

Ди мА

 

раб о та ет

Дети читают каждый столбик.

  • Чем являются слова первой пары? Как догадались?
  • Чем похожи эти слова? Чем отличаются?
  • Что общего в словах второй пары?
  • Как из слова работа получилось слово работает?
  • Какие это слова? (родственные)

б) Чтение столбиков слов на стр.113.

- А теперь вместе с Буратино прочитаем слова в учебнике на стр. 113.

- Есть ли среди этих слов слова, имеющие одно и тоже значение? (труд, работа)

6. Физ. минутка для глаз.

- Буратино решил стать художником. Он нарисовал солнышко, дерево, скамейку.

Дети глазами «рисуют» эти предметы.

7. Чтение текста на стр.113.

- Скажите, кто был по профессии папа Карло?

- Назовите другие профессии людей.

- На земле очень много разных профессий. Большинство людей любят свою профессию и стараются работать хорошо. Мастеров своего дела любят и уважают, стараются быть на них похожими. О профессиях пишут писатели и слагают стихи поэты. Сейчас мы в этом убедимся.

- Прочитайте шёпотом название текста на стр. 113.

- Какое название текста?

- Прочитаем его. (Дети читают текст вслух.)

- Где работает папа Тимы? Кто он?

- Кем работает мама Димы? А папа?

- Кто брат Насти?

8. Чтение стихов о разных профессиях.

- Дома ваши одноклассники подготовили стихи. Давайте вместе с Буратино послушаем их. О ком эти стихи?

Зовут его, когда больны,-
Заботы так его нужны.
Уверенно он в дом войдёт,
К больному близко подойдёт,
Пощупает: горяч ли лоб,
Достанет свой фонендоскоп,
Прослушает, заглянет в рот,
Рецепт оставит и уйдёт.
Больному легче станет вдруг.
Скажите, кто же этот друг? (Доктор).

На противне котлеты купаются в жирке,
Рассольник ароматный кипит в большом бачке,
Шумит овощерезка- готовится салат,
Наш повар очень любит готовить для ребят. (Повар).

Дети складывают названия профессий в кассе.

9. Работа с рисунком на стр. 113.

- О профессиях не только пишут рассказы и стихи, но людей разных профессий изображают на картинах.

- Посмотрите на рисунок на стр. 113.Люди каких профессий здесь изображены?

- Кто такой художник? лётчик? слесарь? Составьте о них предложения.

10. Работа над пословицей на стр.113.

- О труде людей написаны не только стихи и рассказы, но и придуманы пословицы. Одну из них давайте прочитаем и объясним её Буратино.

11. Итог урока.

Чем занимались на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Буратино и я благодарим за хорошую работу и дарим каждому золотой ключик. Мы надеемся, что этот ключик подойдёт ко всем замкам дверей страны Знаний.