Конспект урока и презентация урока русского языка во 2-м классе по теме "В гостях у слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • организовать учебно-поисковую деятельность на уроке с целью развития творческого и системного мышления; создать условия для формирования личностных качеств: ответственности, выбор ответа, способа действия, смысла способа поведения, коммуникативности;
  • закрепить знания по теме "Имя существительное";
  • закрепить умение производить известные виды анализа; развивать умение самостоятельного использования словарей; расширить кругозор детей.

Ход урока

Презентация.

1. Вводно-мотивационный этап.

- Эмоциональный настрой на урок;

- Вводная беседа; знакомство с задачами на урок;

Когда вы приходите в гости в незнакомый дом, допустим к своему новому другу, что вы делаете? Осматриваетесь, знакомитесь с родственниками, находите что- то интересное в доме, узнаете о своем новом знакомом как можно больше? Вот и сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к слову. Постараемся узнать о нем как можно больше: что у него записано в свидетельстве о рождении, его анкетные данные, его родственников, его друзей, и повторим все, что вы знаете о частях речи.

2. Словарная работа.

Я буду произносить слова, а вы вполголоса повторяйте их за мной.

В:юга - Что общего в этих словах?
Сне: - Почему?
М:ро: - На какую тему?
М:тель
П:года

Объясните, орфограммы.

- Запишите слова в тетрадь в столбик.

Проверьте. Сравните с экраном.

3. Работа над новым словом.

Итак, мы с вами пришли в гости. Но чтобы узнать у какого слова мы с вами в гостях сегодня вы должны отгадать загадку. Внимание на экран:

-Что же это такое? А мы его можем потрогать? А как же мы узнаем, что ветер есть? (Почувствовать, услышать, увидеть.)

- А что такое ветер?

(Высказывания детей.)

- А если я сомневаюсь, куда я должна посмотреть, чтобы уточнить? (В толковый словарь.)

- Посмотрим, что же там записано. (Читаем с экрана значение слова.)

- Поставьте ударение в слове ветер.

- Есть ли в слове безударная гласная? Как ее проверить?

- Постарайтесь подобрать слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Есть ли такие слова?

А раз эта гласная не проверяется ударением, значит слово какое? (Словарное.) Да, и написание этого слова нужно запомнить.

Запишем слово:

Ветер - 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, 5 букв, 5 звуков. (полный фонетический разбор слова).

А к какой части речи относится это слово?

Запишем, все, что мы можем сказать об этом слове как о части речи:

Ветер - что?, им. сущ., неодуш., нариц., ед. ч., м. р.

4. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

5. Работа с родственными словами.

- Настало время познакомиться с родственниками слова ветер.

Мы их уже называли, подбирая проверочные слова. Назовите их еще раз. (Дети называют однокоренные слова.)

Посмотрим, что для нас выбрал компьютер:

Ветерок - Назовите общую часть слова.
Ветерочек - Назовите только имена существительные.
Ветрище - Как узнали, что это им существительные?
Ветреный - А какие сущ. отвечают на вопрос кто?
Ветряная - Образуйте с корнем -ветр- одуш. сущ. им.
Проветрить собственное.
Ветров - Кто это?

- Опишите ветер. Какой он может быть? (Легкий, мягкий, нежный, прохладный, злой, холодный, пронизывающий, игривый, сильный, слабый, северный и т.д.)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Почему?

- Запишем рядом с сущ. прилагательные. Какие нам предложит компьютер?

Ветерок легкий

Ветерочек игривый

Ветрище сильный

- Устно составьте предложения с получившимися словосочетаниями.

6. Физминутка.

Поверим, умеете ли вы дышать. Грудное и брюшное дыхание.

Дуем на полоски бумаги:

Ветер - серьезно

Ветерок - игриво

Ветерочек - нежно

Ветрище - сильно, строго. (Используйте мимику.)

7. Синтаксический разбор предложения.

- Какое слово у нас осталось в записи? (Проветрить.)

- К какой части речи относится это слово? Почему?

- А что может делать ветер? (Ветер (что делает?) Сеет, веет, дует, гонит, холодит, обдувает, играет и т.д.)

- Прочтите, пожалуйста, предложения на экране:

Ветер, ветерок, ветрище!

Ты чего по свету рыщешь?

- К кому обращаются? Запишите в тетрадь второе предложение. Какое это предложение? Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения, главные члены предложения. Чем выражены главные члены предложения.

- А есть в этом предложении имя существительное? (по свету - свет - направление.)

8. Работа в парах.

Возьмите листочки, которые лежат у вас на партах. Выпишите из отрывков глаголы, которые показывают действия ветра.

№1

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит:
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту:

№2

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.

Кто знает, кому принадлежат это строки? Из каких они произведений?

9. Работа с фразеологическими оборотами.

- Однажды ветерок до меня донес разговор двух мальчиков. Один другому говорил, что он прокатился с ветерком на своем портфеле.

- Это как? (Очень быстро.)

- А другой мальчик ему говорит: "Да у тебя ветер в голове".

- А это как? (Так говорят о несерьезном человеке.)

- А я шла и думала: "А не бросают ли они слова на ветер". (Говорят без пользы, необдуманно.)

- Кто из героев лит. произведений бросал слова на ветер? А это хорошо?

10. Игра - Физминутка.

Ветерок - ветрище.

- А я теперь закрою глаза и сосчитаю до 3, а вы за это время залезьте под парты и внимательно слушайте, что будет. (Дети прячутся под парты.)

- Ой, а где же мои дети? Их что ветром сдуло со своих мест?

- Что это значит? (Внезапно исчезнуть.) Учитель стоит один, как ветер в поле.

- Закрою я сейчас глаза, сосчитаю до трех, и, наверное, появятся мои дети, и тихо сядут на свои места.

- Каким это ветром вас занесло? (Неожиданное появление, прибытие.)

- Как называются все те выражения, о которых мы сейчас с вами говорили? (Фразеологизмы.)

11. Работа с синонимами.

- А вот в гости к ветру зашли его друзья. Давайте посмотрим на них. (Показ слайдов и видеофрагмента.)

- Вы узнали их?

- Ветер приятен человеку, он ему помогает. Но может приносить и беду, если усилится. (Можно зачитать отрывок из рассказа "Удивительные ветры" В.Мезенцева. Окружающий мир. Пособие для учителя 2 класс).

Смерч

Вихрь

Буря

Ураган

- Что обозначают эти слова? (Значение из толкового словаря узнаем. Дети работают самостоятельно в парах, каждая пара ищет свое слово и зачитывает).

12. Работа в парах.

- Расположите друзей по мере увеличения их силы. (Ветер, вихрь, буря, ураган, смерч.)

- Проверьте, так ли у вас получилось. (Проверка по экрану.)

13. Итог урока.

- Ну, вот и подходит к концу наш урок. Как говориться: "В гостях хорошо, а дома лучше".

- Как вы думаете, решили ли мы задачи, поставленные в начале урока?

- Пополнился ли ваш багаж знаний после урока? Я очень рада.

- У нас с вами была еще и учебная задача: повторить части речи. Вот сейчас мы и проверим, как вы усвоили эту тему.

14. Проверочная работа.

  Сущ. Гл.
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    

Слова: дует, ветер, вихрь, гонит, воет, смерч.

Что у вас получилось? (цифра "5".)

15. Домашнее задание.

- Посмотрите у каждого из вас есть текст:

Родился ______________ в середине Атлантического океана. Был он маленький и ласковый. Игриво перелетал он с волны на волну, набирался силы. И поднялся наш __________ высоко в небо. Стал нежно играть с маленькими облачками, собирать их в кучку - тучку. Долго ему пришлось гоняться за ними. И не заметил он, как превратился в сильный __________, который несёт тучу над океаном. Злит его, что туча тяжелеет и медленно, как черепаха, ползет она по небу. От злости раздуло его. И вот он уже колкий и пронизывающий ___________. Полетел он к берегам далекого острова.

А по пути :

Задание:

  • прочитай текст;
  • вставь пропущенные слова;
  • придумай окончание истории.

16. Рефлексия урока.

- У каждого есть листочек. Напишите на нем цифру:

1 - если вам было интересно;

2 - если вам было интересно, но трудно;

3 - если вы ничего не поняли, вам было неинтересно;

4 - вы не знаете, что можно сказать об уроке.

Всем большое спасибо!!!

Презентация.