Создание единого речевого пространства в ДОУ (организация работы с персоналом)

Разделы: Работа с дошкольниками


Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает познавать мир, понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Но на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период созданы благоприятные условия для развития устной речи. Но надо признать, что в нашем обществе существует равнодушие к родному языку.

Наблюдая за нашими детьми и их родителями, мы вынуждены были признать, что папы и мамы не заботятся о том, как научить ребенка правильно и красиво говорить на родном языке, почувствовать его силу, богатство, особенности, красоту, испытать чувство гордости. В разговоре детей и родителей можно было услышать такие слова, как «клёво», «ты чё пацан», «вали», «отвянь», «не приставай» и другие более грубые.

Очевидно, что назрел момент, когда требовалось привлечь внимание всех участников образовательного процесса к родному языку.

В детских садах речевое развитие детей находилось и находится под контролем педагогов ДОУ. Проводится большая работа с детьми по развитию речи.

Одной из самых важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является обучение родному языку, развитие речи, речевое общение. Дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Становление речевого общения ребенка с взрослым начинается с эмоционального общения. В эмоциональном общении с взрослым ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова. Общение взрослого с детьми имеет коммуникативное значение и дидактический аспект. От искусства взрослого выступать интересным собеседником зависит содержательность, эмоциональность, контекстность общения детей со сверстниками.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Язык и речь представляют собой единение психического развития, а именно развитие мышления, воображения, памяти и эмоций.

Поэтому очень важно, чтобы общение детей в этот период проходило со взрослыми, которые готовы к этому.

Из всех сотрудников детского сада только педагоги являются специалистами по данному вопросу. Поэтому вместе с педагогами мы провели мониторинг речевого развития в семьях путем наблюдений, бесед, анкетирования и др. Кроме этого, был проведен анализ работы по организации речевого развития с детьми ДОУ. А также организация занятий с детьми, создание предметно-развивающей среды в помещениях, литературных центров в группах, организация работы с родителями воспитанников.

Педагогам было предложено проанализировать речь младших воспитателей и техперсонала при общении с детьми. При подведении итогов мы определили причины, которые тормозят работу по речевому развитию детей в ДОУ. Среди них:

  • младшие воспитатели и техперсонал не умеет общаться с детьми (их этому нигде не учили);
  • нет интереса к работе с детьми;
  • незнание элементарных потешек, стихов, песенок, то есть речевого материала;
  • проблемы в общении в целом, то есть отсутствие знаний культуры общения;
  • отсутствие коммуникативных способностей у большинства.

Было решено организовать работу по культуре общения со всем персоналом ДОУ. При планировании мы определили группы, с которыми будет организована работа в течение 2 лет.

I. С коллективом сотрудников:

1.1 Производственные совещания

1.1.1 Имидж детского сада

1.1.2 Культурологический аспект содержания дошкольного образования

1.1.3 Создание и поддержание в коллективе традиций взаимной и индивидуальной творческой деятельности, как значимой для коллектива ценности

1.1.4 Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ

При подготовке и проведении данных мероприятий мы приглашали практических психологов, преподавателей Восточно-Сибирской Государственной Академии Культуры и Искусств, Бурятского Государственного Университета

1.2 Организована работа с персоналом по ЗОЖ

1.2.1 Совместные с детьми походы в лес, к реке, где отрабатывается культура общения

1.2.2 Совместные с детьми «Дни здоровья» 1 раз в квартал

День мяча;

День народных игр;

Зимние забавы;

Игры – эстафеты.

1.2.3 Ежеквартально проводятся «Час вопросов и ответов» (когда каждый может задать интересующий его вопрос и получить ответ от заведующего ДОУ, бухгалтера и др.)

1.2.4 Организована работа салона «Свет мой зеркальце, скажи!» Это встречи с докторами, визажистами, парикмахером, косметологом и др.

1.2.5 Организована работа литературного салона «Сирень», где происходят встречи с поэзией Марины Цветаевой, Ларисы Рубальской, Сергея Есенина, Русских поэтов 18 – 19 века «У природы нет плохой погоды»

1.2.6 Зеркальце, скажи Были проведены конкурсы, где можно было презентовать свои поделки, читать стихи:

Наши руки не знают скуки;

Необычный костюм;

Свет мой зеркальце, скажи;

Весна, цветы, любовь;

Мисс Сказка;

А ну-ка, девушки!

1.2.7 Создана фольклорная группа «Рябинушка», в работе которой принимают участие сотрудники и дети. Выступления группы проходят не только в детском саду, но и в солдатских клубах, в Гарнизонном Доме Офицеров.

Народная песня – это произведение не только музыкального, но и словесного искусства. Исполнение, слушание народных песен – это и эмоциональный заряд, единение человека с природой, его любовь к ней, уважение к семье, к человеку, это память к прошлому. Поколения не уходят бесследно: остается накопленный опыт, традиции, язык, фольклор, литература.

II. С младшими воспитателями и другим техническим персоналом были организованы и проведены:

2.1 Курсовая подготовка по темам

Ох, и богат русский язык;

Говорим правильно;

Учись говорить выразительно;

Обращение;

Власть советов;

Фольклор и мы;

Требования русского этикета;

Давайте говорить друг другу комплименты;

Шутка шутке – рознь;

Как общаться с детьми. Речь взрослого.

2.2 Цикл практических занятий с психологом по теме «Научись любить себя»

2.3 Конкурс для младших воспитателей «Сказки, песенки, потешки».

III.

3.1 Для педагогов ДОУ был организован и проведен курс занятий:

3.1.1 Искусство общения;

3.1.2 Требования русского этикета;

3.1.3 Выбор адекватной формы общения;

3.1.4 Управление общением;

3.1.5 Учимся шутить;

3.1.6 О пользе упрека;

3.1.7 В защиту пессимизма;

3.1.8 Давайте говорить друг другу комплименты

3.2 Проведены семинары – практикумы, где моделировалось проведение мероприятий для родителей, умение работать с аудиторией:

Сам себе режиссер;

Проведение родительского собрания;

Разрешите Вам сказать, рассказать!

IV. Для родителей

4.1 Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Наши родители являются постоянными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.

V. Для детей дополнительно была организована работа театр-студии «Арлекино». Дети с удовольствием участвуют в постановках спектаклей, в конкурсах чтецов. Были поставлены сказки «Морозко», «Бременские музыканты» (вместе с родителями), «Стрекоза и муравей», «Теремок», «Золушка», «Зимовье зверей» и др.

В подготовительной группе работает кружок «Репортер». Дети не только знакомятся с профессиями, но и сами выпускают газету «Природа глазами детей». Проводят спецрепортажи на разные темы.

В результате введения в практику всех мероприятий наметились следующие тенденции:

  • уменьшилась текучесть кадров среди младших воспитателей и техперсонала;
  • проявление интереса к деятельности педагогов с детьми;
  • появилась согласованность в работе педагогического и технического персонала;
  • научило наших педагогов работать с аудиторией, моделировать проведение различных мероприятий;
  • улучшились взаимоотношения в коллективе;
  • вырос творческий потенциал каждого сотрудника.

В настоящее время начинает работу театр-студия для сотрудников, которая готовит премьеру спектакля Л. Филатова «Про Федота - стрельца» для сотрудников, а для детей – премьеру спектакля «Огонь – друг, огонь – враг».