Проект воспитательной программы для начальных классов "Становление коллектива"

Разделы: Классное руководство


Главное значение начальной школы - воспитательное. Дети впервые приходят в школу, поэтому возникает необходимость адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности, изучение их личностных и творческих способностей и возможностей. Необходимо из группы ребят создать коллектив, общность ребят объединенных традициями, целью и организацией, чтобы они восприняли все, что их окружает в школе, и дорожили этим.

Детей младшего школьного возраста объединяет желание быть значимыми и полезными для других. Очень важно помочь первоклассникам познакомиться друг с другом - от этого напрямую зависит самочувствие детей в школе. Им нужна забота, понимание, внимание, поэтому данная программа предлагает способом диагностики выявить у детей приоритеты интересов и потребностей ребенка, творческих способностей и склонностей каждого ученика.

За последнее десятилетие произошло одно изменение, на которое взрослые, в силу своей взрослости, не обратили внимания - коренным образом изменился мир ребенка. В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию и многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процесса. На телеэкране демонстрируются фильмы западного производства в основном это боевики со сценами убийств и насилия. Многие дети играют в компьютерные игры, где смысл игры в том, чтобы убить как можно больше не важно кого, главное набрать больше очков. Вместе с подобными фильмами и играми на нас выливается огромный поток насилия и агрессии. Известно, что агрессивные фильмы и игры заражают агрессией. Жестокость и агрессия на экране провоцируют жестокость и агрессию в жизни.

Мною замечено, что за последние несколько лет вырос процент дезадаптированных детей в школах. Совместно с психологом выявлено проявление агрессии у детей начальных классов: защитная -35%, страхи-14%, деструктивная - 16%, социальные страхи - 26%, демонстративная - 20%, страх самовыражения -30%, компенсаторная агрессия - 12%, страх взросления- 11%.

Человеку, обладающему хотя бы одним видом страха трудно реализовать себя в жизни, жить счастливой и полной жизнью. Ребенка учит то, что его окружает.

Мы провели мини анкету "Мои интересы". Из всех опрошенных детей класса: большая часть детей - отдают предпочтение мультфильмам и сказкам западного производства среди них наибольшей популярностью пользуются "Том и Джерри", "Терминатор", "Матрица", на вопрос о любимом герое, только несколько ребят назвали имена русских персонажей - дед Мороз, Аленушка, капитан Врунгель и т.д. Более 50% опрошенных детей проводят свое свободное время, за просмотром телепередач и игрой в компьютерные игры.

Дети взахлеб пересказывают содержание мультсериалов "Том и Джерри", фильмов вроде "Терминатор", "Гарри Поттер". Но не всегда могут пересказать сказку, не говоря уже о том, чтобы назвать героев русских сказок.

Забыты русские традиции и обычаи. Традиционная русская культура ненавязчиво и в интересной форме воспитывала доброту терпение. Через игру, песню, сказку ребенок учился воспринимать мир, преодолевать зло, приобретал трудовые навыки.

Фольклор является идеально доступным для ребенка носителем основных морально - этических норм, основных моделей поведения людей и типов взаимодействия между ними.

В последнее время сложилась тревожная ситуация. В связи с повышением платы за содержание в ДОУ большое количество детей приходят не подготовленные к школе, в том числе некоторые не выговаривают звуки, слова. Их речь непонятна. Такие ребятишки, как правило, стеснительны, необщительны, не принимают участие в общественной жизни коллектива. В последствии во взрослой жизни, сложившиеся в детстве комплексы, мешают молодому человеку в успешной социализации. Занятия в театральной студии помогут таким детям исправить свою речь, развить свои таланты, участвовать в жизни детского общества, самоактуализироваться.

Детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательно-образовательного воздействия.

Театральная постановка - "продукт совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех.

Разнообразие постановочных задач: сценических, актерских, оформительских - дает возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности.

Проект решает следующие проблемы:

  • Создание дружного детского коллектива.
  • Выявление талантов детей.
  • Воспитание уважения к себе и своим одноклассникам.
  • Адаптация младших школьников в школьном обществе.
  • Оказание помощи детям с дефектами речи.
  • Возрождение традиции празднования основных народных праздников.

Участники проекта: учащиеся начальных 1 и 4 классов, группа волонтеров.

Проектная группа:

  1. Координатор проекта, директор МОУ "Таскинский СДК" - Иванова Н.С.
  2. Руководитель студии и кл. руководитель - Каяшкина И.Н.
  3. Учителя литературы - Мигла Е.М., Назимкина В.В.
  4. Председатель совета класса - Бойкова Е.С.
  5. Член совета класса ученик 4 класса - Кирьянов В.

Цели:

  1. Оказание психолого-педагогической помощи учащимся для успешной адаптации в школьном обществе.
  2. Воспитание творческой личности и творческого коллектива.

Задачи:

1года обучения:

  • выявление и исправление дефектов речи (консультации логопеда), обучение актерскому мастерству;
  • выявление причины дезадаптированного поведения (беседы с психологом, тесты) и коррекция поведения (разработка индивидуальной программы)

2 года обучения.

  • Обучение актерскому мастерству.
  • Постановка спектаклей, сказок, театрализованных фольклорных праздников.

3 года обучения

  • проведение совместных фольклорных праздников с творческими коллективами села.
  • совершенствование системы творческой театральной деятельности группы.

Сроки реализации проекта. 2007 год сентябрь - 2010год май.

Место реализации проекта: МОУ "ТСОШ№6"

Занятия проходят еженедельно. В среду и четверг с 15.00 до17.00 часов.

Первый час занятия на развитие актерского мастерства, культуры речи, ритмопластики, знакомства с основами театральной культуры. Второй час - работа над спектаклем, инсценирование, изготовление костюмов и декораций.

Прогнозируемые результаты проекта:

  • Развитие талантов.
  • Разумное использование своего досуга.
  • Самооценка.
  • Адаптация в обществе.
  • Самостоятельность.
  • Исправление дефектов речи.
  • Становление коллектива.

"Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов." А. И. Герцен.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

Проект осуществляется театральной студией "Волшебное слово". Мы живем с небольшом селе и многие, увидев проект, скажут, что школа это не развлекательный центр, а учебное заведение и главная цель - получить знания. Я категорически не согласна с таким мнением. Студия - это место в школе, где можно проявить способности, пообщаться с друзьями. Многие дети в студии из неблагополучных семей, их материальное положение достаточно тяжелое. Куда пойти ребенку, чем заняться? Здесь тепло, уютно, и их всегда ждут. Рассчитан проект на вовлечение в театральную деятельность детей со слабой памятью, вниманием, дезадаптированных, с дефектами речи. В студию приходят дети, у которых вообще нет никаких артистических способностей, но и им всегда найдется занятие. Занятия проходят в игровой форме. Детям преподаются такие курсы как актерское мастерство, сценическая пластика, сценическая речь.

Руководителем театральной студии совместно с психологом школы и логопедом, для дезадаптированных детей и детей с дефектами речи, разрабатывается индивидуальная программа с учетом их психологических и речевых особенностей.

Участники проекта принимают активное участие в традиционных школьных мероприятиях - празднование Рождества, Масленицы, Пасхи.
В перспективе работы театральной студии "Волшебное слово" предполагается:

  1. Совместные проведение фольклорных праздников с другими детскими объединениями.
  2. Расширение деятельности студии - работа с детьми не только класса, но и школы.
  3. Создание центра психолого-педагогической поддержки детей.

ЦЕЛЬ: воспитание творческой личности и творческого коллектива.

ЗАДАЧИ:

1 года обучения:

  • обучение навыкам актерского мастерства.
  • формирование умений и навыков работы в малых группах, постановка спектаклей, сказок.
  • воспитание культуры речи.

2 года обучения:

  • воспитание чувства сопереживания проблемам друзей и близких.
  • формирование стремления попробовать свои силы в различных ролях.

3 года обучения:

  • воспитание потребности в деятельности на пользу людям.
  • развитие эстетического вкуса, потребностей в самовыражении средствами театрального искусства.
  • совершенствование системы творческой театральной деятельности группы.

Цель: оказание психолого-педагогической помощи учащимся начального и среднего звена для успешной адаптации в школьном обществе.

ЗАДАЧИ:

1 года обучения:

  • выявление и исправление дефектов речи (консультации логопеда),
  • выявление причины дезадаптированного поведения (беседы с психологом, тесты) и коррекция поведения (разработка индивидуальной программы)

2 года обучения:

  • развитие активности, инициативы, самостоятельности.
  • формирование духовно-нравственных качеств личности.
  • воспитание целостного миропонимания, современного мировоззрения.

3 года обучения:

  • воспитание нравственных межличностных отношений в коллективе.
  • воспитание умения слушать и понимать окружающий мир, природу.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

  • Нетрадиционная работа со сказкой - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески его преобразовывать.
  • Драматическая психоэлевация - коррекция поведения через занятия в театральной студии. Успешной деятельностью этого метода считается сгладить недостатки ребенка, сделать его душевный мир более гармоничным.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Проект реализуется второй год. Дети, посещающие театральную студию, умеют: придумывать сказки, истории и сами участвуют в их постановке на сцене, совместно с родителями придумывают костюмы для своих героев, выступают на праздниках в качестве ведущих. За время существования студии у детей наблюдается улучшение эмоционально - волевой сферы, раскрепощение. Они стали общительней, активно участвуют в общественной жизни школы и класса. Отношения в коллективе стали более дружелюбными, дети чувствуют ответственность за товарищей. Родители заинтересованы в деятельности классного коллектива, помогают в изготовлении костюмов, декораций, вживаются в роль ребенка, помогают учить тексты. За участие в отчетном районном фестивале детского творчества, проходившем в районном центре "Радуга", все участники проекта отмечены дипломами. Дети на выходе из начальной школы в среднее звено, становятся дружным, сплоченным коллективом.

Реализация проекта:

Этапы проекта Мероприятия Ответственный Сроки
1 Погружение в проект 1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Руководитель студии, члены совета класса. октябрь 2007
Организационное родительское собрание (с приглашением администрации школы, координаторов проекта). классный руководитель, координатор проекта октябрь 2007
Входное анкетирование родителей руководитель проекта октябрь 2007
Входное анкетирование учащихся. руководитель проекта октябрь 2007
2 Реализация проекта Актерская грамота. Развитие слухового, зрительного внимания. Развитие памяти, наблюдательности, фантазии, выдержки. Умения свободно перемещаться в пространстве. Умения перевоплощаться. руководитель проекта,

координатор,

учителя литературы

ноябрь 2007 - апрель 20010
Ритмопластика. Развитие умения ориентироваться в пространстве, напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером. Тренировать дыхание. Действовать с воображаемым предметом. руководитель проекта. ноябрь 2007 - апрель 20010
Культура и техника речи. Развитие правильного речевого дыхания, грамотной артикуляции, расширение диапазона голоса. руководитель проекта. ноябрь 2007 - апрель 20010
Основы театральной культуры. Знакомство с историей села, театра, культурным наследием. руководитель проекта ноябрь 2007 - апрель 20010
3 Подведение итогов Работа над спектаклем. Совместная творческая деятельность. Инсценирование. руководитель проекта,

координатор, родители

В течение года
Выходное анкетирование родителей руководитель проекта Ежегодно апрель
Выходное анкетирование участников студии руководитель проекта Ежегодно апрель
Участие в районном фестивале детского творчества. Праздник закрытия проекта. руководитель проекта Ежегодно май
    Отчетная презентация проекта (в программе Power Point) руководитель проекта, члены совета дела Апрель 2010

ЗАНЯТИЕ ПО КУЛЬТУРЕ И ТЕХНИКЕ РЕЧИ.

ТЕМА: ДИКЦИЯ

ЦЕЛЬ:

  • уточнить артикуляцию и отработать четкое произнесение гласных звуков;
  • формировать умение детей пользоваться силой голоса, умения и
  • навыки выделять голосом ударный звук, изменять темп речи;
  • учить на слух воспринимать стихотворный текст, развивать слуховое
  • восприятие, внимание и память, выделять заданный звук.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Дыхательная гимнастика. Развитие речевого дыхания.

Первое упражнение: И.п. спина прямая, руки перед собой, вдох через нос, выдох - через рот.

Второе упражнение: И.п. рука на животе. Вдох -живот втянуть, выдох - надуть.

Третье упражнение: И.п. руки на плечах, согнуть в локтях. Вдох руки в вверх, выдох - вниз.

Четвертое упражнение: И.п. спина прямая. Вдох через нос- выдох "потушим свечку", "понюхаем цветок" и т.д

Артикуляционная разминка. Формирование речевого голоса.

На доске написана скороговорка "Сеня вез сена воз", читаем с логическим ударением на каждое слово.

Развитие мимической выразительности. Передать мимикой эмоциональное состояние зайчика из сказки "Заячья избушка".

ОСНОВНОЙ ЭТАП.

Интегрированная отработка и закрепление согласных звуков "сь", "зь".

Используется скороговорка: У Зины в корзине бузина,

А у Ксении много сирени.

-Какие звуки я выделила голосом?

-Произнесите эти звуки, четко артикулируя.

-Произнесите слова со звуками "сь" и "зь", которые вы запомнили.

-Выделите ударный слог в слове бузина.

-Скажите о Зине тихо, а о Ксении громко и наоборот.

-Произнесите скороговорку грустно, весело.

-Задайте вопрос, выделяя голосом слово Зины. Ответьте, выделяя голосом слово Зины, и наоборот.

Аналогичная работа проводится со всеми словами скороговорки

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

-Что делали на занятии?

-Что запомнилось и понравилось?