Урок литературного чтения. Иван Соколов-Микитов «Листопадничек»

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Развитие читательского учения, такого как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам.
  • Достижение понимания текста на уровне содержания.
  • Достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - "чтение между строк").

Ход урока

1. Организационный момент. Введение в урок.

- На доске запись:

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. И так далее по тексту.

- Прочитайте этот отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них.

- Кому из известных вам писателей оно принадлежит?

Этими словами заканчивает автобиографический рассказ-воспоминание о своём детстве Михаил Пришвин "Моя Родина".

-А почему этот рассказ включён в тему "Люби всё живое?"

-А какую же тайну раскрыл, какое маленькое открытие сделал другой автор, с произведением которого мы сегодня познакомимся.

2. Работа с текстом до чтения:

-Откройте учебник на странице 60.

-Прочитайте фамилию автора, заглавие произведения, рассмотрите иллюстрацию к тексту и выскажите свои предположения о героях произведения, теме текста, развитии действия.

-Послушайте стихотворение, которое поможет ещё точнее определить сюжет произведения:

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат.

-Прочитайте с доски про себя, а затем вслух слова: осыпался, родились, называют, смотрели, разгуливают, учатся летать.

-Уточните свои предположения, которые вы сделали, когда не читали эти слова.

3. Работа с текстом во время чтения:

-Прочитайте про себя текст и проверьте, а так ли вы думали, а оно как вышло?

-Подтвердились ли ваши гипотезы?

-Чтение вслух по абзацам с комментариями 1 часть произведения:

-Когда родились зайчата?

-Как называют их охотники?

-Почему?

-Чем занимались зайчата каждое утро?

-Как понять долговязые журавлята? /высокие, нескладные, худощавые/

-О чём мечтал самый маленький зайчонок?

-Как же можно озаглавить эту часть? /Мечта Листопадничка/

Чтение 2 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:

-Почему журавли стали собираться к отлёту в тёплые страны?

-Что слышалось зайчатам в крике журавлей?

-Чем же в это время занимались другие звери?

-Как стало в лесу?

-Почему забеспокоились зайчата?

-Что сделала зайчиха мама?

-Как приняли объяснение мамы зайчата?

-А самого маленького зайчонка мама убедила своим ответом?

-Что он сделал?

-Почему?

-Как же можно озаглавить эту часть?/ Подготовка животных к зиме/

Чтение 3 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:

-Кого встретил зайчонок во время путешествия?

-Чем занимались бобры?

-Что такое плотина? /Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды/

-Какой вопрос при встрече с бобрами задал Листопадничек?

-Какой получил ответ?

-Что такое хатка?

-Найдите ответ на вопрос в словаре в конце книги и прочитайте. Страница 216 учебник.

-Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам?

-Что ответили бобры?

-Что пообещал Листопадничек бобрам?

-А как вы думаете, сможет ли зайчонок научиться плавать?

-Почему?

-Краткое сообщение об устройстве лап, хвоста у бобров.

-Что увидел зайчонок в хатке бобров?

-Как события разворачивались дальше?

-Ходко - как? /Быстро, скоро/

-Что же произошло с зайчонком?

-Как можно озаглавить эту часть? /Зайчонок в хатке бобров/

Работа с 4 фрагментом произведения:

-Почему затосковал зайчонок в хатке бобров?

-Какое решение он принял?

-О чём спросили его бобры?

-Что он им ответил?

-Как поступили бобры?

-Почему зайчонку пришлось остаться в хатке бобров на зиму?

-Как восприняли окончательное решение зайчонка бобры?

-Как можно озаглавить эту часть? /Пришлось остаться на зиму!/

Работа с 5 фрагментом произведения:

-Чем же занимался зайчонок в хатке бобров?

-Что такое охапка? /Количество веток, умещающихся в обхвате рук/

-По силам ли была работа?

-Какой ужин был предложен зайчонку?

-Понравился ли ему этот ужин?

-Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал?

-Прочитайте!

-Кого встретил он у норы?

-Обрадовался ли зайчонок встрече?

-Как вы понимаете слова: не робей? /не трусь/ и тумак? /удар/

-Как события разворачивались дальше?

-Какие ещё звери наведывались к норе?

-Как относился к гостям Листопадничек?

-Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму?

-Как можно озаглавить 5 часть произведения?

Работа над 6 фрагментом произведения:

-Что случилось весной на реке?

-Как поступили бобрята?

-А зайчонок?

-Почему же не поплыл наш зайчонок?

-Что предложил ему бобр?

-Вылетел как пуля - это как?

-Что значит волей - неволей?

-Как оказался зайчонок на родном болоте?

-Как приняла зайчонка мать?

-О чём рассказал зайчонок утром своим собратьям?

-А как вы думаете, какой же был зайчонок?

Характеристика героя произведения:

Страница 67 учебника задание №7:

-Выберите слова, которые подходят нашему герою.

/Любознательный, любопытный, смелый, легкомысленный, боязливый, решительный, беспокойный./.

-Дополните свой ответ!

-Как же можно озаглавить эту часть? /Наконец - то дома!/

4. Работа с текстом после чтения:

-Как вы думаете, а почему автор именно так закончил историю про зайчонка?

-Что он хотел сказать своим читателям? /Гипотезы ребят/

Работа в группах:

Что бы совсем точно дать ответ на мой вопрос, поработаем в группах с пословицами.

-Выберите самую точную пословицу к теме нашего произведения.

-Обоснуйте свой ответ.

Пословицы:

  1. Чья горница, тем и кормится.
  2. Всякий кулик своё болото хвалит.
  3. И крот в своём углу зоркий.
  4. В гостях хорошо, а дома лучше!
  5. На своей улочке и курочка храбра.
  6. В своём болоте и лягушка поёт.
  7. Чьё поле, того и воля.
  8. Рад бы душой, да хлеб - то чужой.

Дети выбирают самую точную пословицу: В гостях хорошо, а дома лучше!

-Понял ли это зайчонок?

-Как вы думаете, а почему автор так подробно описал нам жизнь осенних зайчат? Откуда столько знаний? /Гипотезы детей/

-А хотите узнать, чем занимался автор до того, как начал писать различные произведения?

Биография автора.

Родился Иван Сергеевич в 1892 году под городом Калугою. В лесной конторе купцов Коншиных. Его отец работал у этих купцов приказчиком по лесному делу. Мать крестьянка Калужской губернии. Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда! Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась "Заячья газета". Здесь они учились писать друг у друга. В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь - полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране. Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

-Давайте ещё раз вернёмся к названию произведения.

-Почему автор дал такое название рассказу?

-Можно ли его озаглавить иначе? Объясните!

-Почему это произведение вошло в раздел "Люби живое"?

- Посмотрите на 1 иллюстрацию к тексту и найдите в тексте отрывок, который к ней подходит.

-Зачитайте его!

-Найдите отрывок из текста ко 2 иллюстрации.

-Зачитайте его!

-Какие профессии освоили бобры?

-С кем сравнивает их автор?

-А произведение, которое мы читали рассказ или сказка?

-А понравилась вам сказка?

-А вы хотели бы её продолжить?

Творческое д/задание.

-Давайте представим, что погостил зайчонок у бобров, не совсем понравилось ему у них. Погостил он дома. И снова решил попутешествовать. Ведь он был очень любознательный! С кем он встретится, у кого погостит, мы узнаем завтра. Это и будет ваше д/задание.

-Продолжите сказку!

-Ребята, сегодняшний наш урок я хочу закончить стихотворением Михаила Дудина "Берегите землю!"

Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на листьях повилики.
На травинках солнечные блики.
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем.
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!