Детский сад и семья – единое образовательное пространство

Разделы: Работа с дошкольниками


Трудно растить детей в сложном современном мире. Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

В настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений к работе с семьей.

Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.

Анализируя социальный статус семьи, все чаще коллектив педагогов сталкивается с проблемой низкого образовательного уровня родителей (25% имеют среднее и неполное среднее образование). Родители не владеют, в достаточной мере, педагогическими знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей и осуществляют воспитание своих детей вслепую, интуитивно. Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Решений вопроса взаимодействия семьи с образовательным учреждением может быть множество. В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. С этого учебного года наше дошкольное учреждение пошло по пути структурно-функциональной модели взаимодействия с семьей.

Приложение

 Эффективно организованное сотрудничество даёт импульс построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости с хорошим настроением, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут определить психологический климат семьи

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей с показом фрагментов работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Важно уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед. Родительские собрания создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор, а нетрадиционная методика их проведения может повысить интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличить явку (многие стали посещать собрания семьями), активизировать родителей на решение проблем воспитания.  

Темы родительских собраний: нетрадиционная методика Ясельная группа

“О здоровье — всерьез”

“Зачем детям нужна мама?”

“Об упрямстве и капризах”.

“Игра — не забава”.

Младшая группа

“Будем знакомы”.

“О гигиене и правилах хорошего тона за столом”.

“О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма”.

“Истоки доброты”.

Средняя группа

“Мужская рука” — собрание отцов.

“Путь к здоровью, силе, бодрости”.
“Пока не поздно” — о воспитании любви к природе.
“О любви к живому”.

Старшая группа

“Труд — лучший воспитатель”.
“Семейные традиции”.
“Азы воспитанности”.
“О слове, о речи, о культуре общения”.

Подготовительная группа

“Помочь учиться”.
“О воспитании интереса к чтению”.
“Искусство хвалить”.
Собрание бабушек и дедушек.

Родительские конференции. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы – динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, – все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между воспитателем и родителями. Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей воспитанника можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма и помнить: “Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается – солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца” (В.А. Сухомлинский)

Вся вышеуказанная работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.

Использованная литература:

  1. Детский сад и семья, под редакцией Т.А. Марковой. М. 1981
  2. Островская Л.Ф.Педагогические знания – родителям. М. 1983
  3. О воспитании дошкольников в семье. Сост. Т.А. Марковой, Л.Ф. Островская М. 1983
  4. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества с семьей дошкольника М.,1994
  5. Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. М.,2003 г.
  6. А. Спиваковская Психотерапия: игра, детство, семья. М.2000 г.
  7. Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков Семейный диагноз и семейная психотерапия. С-П. 2003
  8. “Как мы работаем с родителями”, И. Григорьева, Л.Козлова ж. Дошкольное воспитание №9, 1998
  9. “Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей” Т. Данилина ж. Дошкольное воспитание №1, №2 2000
  10. “Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями” Т. Доронова ж. Дошкольное воспитание №1, 2004