Урок литературного чтения в 3-м классе по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обеспечение целостного восприятия и понимания текста;
  • осмысление заглавия произведения;
  • формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту,
  • давать характеристику героям произведения;
  • развитие творческих способностей, связной речи, памяти;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.

Ход урока

1. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Будем мы трудиться,
Грамотно читать учиться.

II. Речевая разминка.

(Приложение 1.)

– Прочитайте загадки “жужжащим” чтением. Отгадайте их. (Текст с загадками у каждого ученика.)

1. Вдоль по речке, по водице.
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет. (Утка с утятами). (Приложение 2)

2. Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает.
По-человечьи плавает. (Лягушка.) (Приложение 3)

– Прочитаем загадки орфографически (так как записано); затем орфоэпически; в медленном темпе; скороговоркой.

III. Введение в тему.

1.) Предварительная беседа.

– Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей.)

– Как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке? Расшифруйте.

Л г к – п т ш ств н ц

– Прочитайте имя, отчество и фамилию автора.

ЦВСЕТВОЭЛОД ГМЫИЯХАЙРЛЖОУВЫИЧ ЕГЫДАЮРШЮИН

Назовите тему урока. (Приложение 4)

– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.

Познакомимся с …..

Учиться составлять…..

Выделять главную… текста и … части

Озаглавливать….

Отвечать на… и … их своим товарищам (Приложение 5)

2) Ученик рассказывает о писателе. (На доске портрет.) (Приложение 6)

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)

Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Когда ему минуло девять лет, он был привезен матерью в Петербург и определен в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.

Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.

В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он учредил даже вместе с несколькими товарищами общество составления библиотеки: на добровольные пожертвования приобретались книги. В тоже время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных журналах.

Сказка “Лягушка– путешественница” написана в 1878 году.

IV. Знакомство со сказкой “Лягушка-путешественница”

1) Вводная беседа. Осмысливание заголовка.

– Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.)

2) Чтение сказки по частям, составление плана.

– Откройте учебник на странице 188.

Игра “Прятки” (Учитель читает начало части, а дети отыскивают.)

1 часть. Жила– была на свете лягушка – квакушка.

2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

3 часть. И она шлепнулась с сучка, на который было, снова влезла.

4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”

5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.

6 часть. Она скоро вынырнула из воды и тот час же опять сгоряча закричала во все горло.

а) Чтение первой части сказки учителем. (Приложение 7)

Ответьте на вопросы:

– Где жила лягушка?

– Как жилось лягушке в болоте?

– О чем она думала, когда сидела на сучке?

– Чем наслаждалась лягушка?

Что самое главное в этой части? Озаглавьте.

Д. Лягушка наслаждалась теплым дождиком.

б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.

– Кого увидела лягушка?

– Куда летели утки?

– Почему лягушка решилась лететь на юг.

Выделение главной мысли. Озаглавливание.

Д.Лягушка вступает в разговор с утками.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Однажды в осеннюю пору
Утки летели на юг,
Устали, решили всей стаей
На озере отдохнуть.
Жила-была в нем лягушка.
Ловила мошек квакушка
Любила прыгать, скакать.
Под мелким дождиком отдыхать.
Утки летели на юг.
С ними летел новый друг.
Им была наша лягушка
Хвастливая квакушка.

– Как вы думаете, что будет дальше?

в). Чтение третьей части детьми по “цепочке”

– Расскажите, какой способ передвижения придумала себе лягушка?

– Оправдались ли ваши предположения?

– Что заставило уток согласиться с предложением новой знакомой?

Что главное в этой части? Придумайте название.

Д. Лягушка отправилась в путешествие.

г) Чтение четвертой части в парах.

– Почему она просила уток лететь ближе к земле?

Озаглавливание.

Д. Удивление людей.

– Как вы думаете, что произойдет в сказке дальше?

д) Чтение пятой и шестой части самостоятельно про себя.

– Придумайте вопросы, задайте их своим товарищам.

Найдите главную мысль каждой части. Озаглавьте.

Д. 5 часть. Результат самовосхваления.

6 часть. Хвастливые рассказы путешественницы.

Проверка самостоятельной работы.

Чтение составленного плана.

V. Словарная работа (Работа в парах, используют словари).

Объясните значение слов и выражений, заполните таблицу. (Приложение 8)

VI. Обобщающая беседа.

– Почему так печально закончилась удивительная история лягушки?

– Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда теплых стран?

-Что вам понравилось в поведении и характере лягушки?

– Какие высказывания лягушки не вызывают твоего одобрения?

– Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки– лягушки?

– Назовите, или прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль текста

Д.– Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю.

VII. Домашнее задание.

1 группа.

1) Подготовить подробный пересказ по плану, составленному на уроке.
2) Проиллюстрировать 1,2 части сказки.

2 группа.

1) Подготовить пересказ сказки от имени лягушки.
2) Проиллюстрировать 3,4 части сказки.

3 группа.

1) Создать свой вариант развития сюжета сказки.
2) Проиллюстрировать 3,4 части сказки.

VIII. Итог урока.

1) Прочитай на доске пословицы.

Назови, которая пословица выражает главную мысль сказки. Объясните свой выбор.

  • Смелость города берет.
  • Хвастовство само себя наказывает.

2) Составление синквейна про лягушку. (Приложение 9)

Проверка работы.

3) – Что нового узнал на уроке?

– Чему научился?

– Достиг ли цели урока?

– Что у тебя получилось?

– Над чем еще надо поработать?