Ученическое самоуправление

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Еще четверть века тому назад каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организаций, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество, которое, в свою очередь, предъявляет новые требования к школам. Готовы ли мы сегодня к демократизации учебно-воспитательного процесса? Опыт показывает, что в школах, где педагоги, ученики и родители готовы к таким переменам, существует реально действующее ученическое самоуправление.

Самоуправление в школе находится в непрерывном развитии. Но этот путь состоит из выявления и решения множества вопросов. Что скрывается за самим словом “самоуправление”? Где заканчивается игра и начинается деятельность, направленная на самореализацию учащихся в интересах своего коллектива? Какие полномочия нужны органам ученического самоуправления.

На некоторые вопросы мы предлагаем найти ответы в нашем проекте “Ученическое самоуправление”.

Цель: создание условий для формирования активной позиции учащихся через обновление содержания, форм и методов ученического самоуправления.

Основные задачи, решаемые внедрением проекта:

  • Повышение роли классного и общешкольного коллектива в формировании ученического самоуправления.
  • Расширение арсенала форм работы ученического самоуправления.
  • Воспитание актива и обучение его методике организаторской работы.

Ожидаемые результаты:

  • Основным структурным элементом ученического самоуправления является первичный коллектив (класс, общешкольный коллектив).
  • Большинство учащихся, активные участники самоуправленческой деятельности, обладает достаточным арсеналом форм работы.
  • Большинство актива обучено методике организаторской работы, поэтому может применить опыт на практике.

Обоснование актуальности.

Бурмакинская школа с 1996 года строит и развивает свою воспитательную систему, опираясь на программу “Востребованное воспитание”. Одно из направлений данной программы – повышение роли ученического самоуправления.

Мы рассматриваем самоуправление не как вседозволенность, а как участие школьников в управлении собственными делами.

В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности своего коллектива, организации этой деятельности, в анализе работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

Мы давно заметили и принимаем как должное то, что ребята сами, без особых проблем, определяют, кто будет капитаном команды. Сами скажут, кто должен войти в состав сборной класса на викторине “Что, где, когда?”, кому представлять класс в конкурсе “На лучшую поделку”.

Наши ученики (по итогам опроса) понимают сущность самоуправления и определяют ее как:

– управление жизнью класса, школы;

– решение задач, самостоятельно поставленных перед коллективом;

– организация дел для своего класса, школы, а значит, и для себя;

– школа ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Радует, что дети понимают сущность правильно, но на деле не всегда получается так, как надо. Поэтому данный проект “Ученическое самоуправление” позволит нам обновить содержание, активизировать работу в данном направлении.

“Новизна” проекта.

“Три пути ведут к знанию:

Путь размышления – это путь самый благодарный, путь подражания – это путь самый легкий, путь опыта – это путь самый горький”. (Конфуций).

Мы выбираем третий путь. “Новизна” данного проекта, на наш взгляд, заключается в отработке нового содержания, форм, методов ученического самоуправления в следующих положениях:

  • Основным структурным элементом ученического самоуправления является первичный коллектив – класс и общеученический коллектив школы.
  • Необходимо обладать арсеналом форм работы, которые ставят наших детей в позицию активного участника самоуправленческой деятельности.
  • Существенное значение для дальнейшего развития самоуправления приобретает воспитание актива и обучение его методике и технике организаторской работы.

Содержание:

Основной структурный элемент ученического самоуправления является первичный коллектив – класс и общеученический коллектив школы.

Класс является центром воспитательной работы, основой школьного самоуправления. Самоуправление в классе формируется в определенную систему благодаря функционированию микроколлективов (звенья, содружества, звездочки). Ребят разбиваем по микроколлективом по разным принципам: дружба, местожительство, интересы, характер деятельности. Кстати, завершающим систему и важным ее компонентом является поручение. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально значимую деятельность. В числе принципов, которые лежат в основе системы поручений – преемственность (обогащающийся из года в год опыт социальной деятельности), последовательность, (постепенное усложнение содержания характера заданий), массовость, (участие в делах коллектива каждого воспитанника).

Обычно в первичных коллективах преобладают индивидуальные поручения, но наиболее эффективными в воспитательной работе являются групповые и коллективные.

Общешкольный ученический коллектив имеет структуру, подобную структуре классных коллективов. В школьном коллективе функционирует высший орган (у нас это Большой звездный совет), есть исполнительные органы (Совет больших звезд), действует большая армия уполномоченных органов (выборный актив).

Одной из задач органов самоуправления – вместе с педагогическим коллективом формировать морально-этический климат в школе, специальную атмосферу, т.е. дух школы!

Как свидетельствует опыт развития ученического самоуправления, многие школы имеют свой девиз (таковой есть и у нас – “Образование сегодня – наше благополучие завтра”), законы (закон правды, закон добра, закон заботы, закон памяти, закон уважения, закон свободы, закон смелости, закон чести), клятву (вступающего в детскую организацию “Вселенная детства”), Устав ДПО (где прописаны права и обязанности членов организации), свой орган печати (газета “Первый шаг”).

Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.

Необходимо обладать арсеналом форм работы, которые ставят наших детей в позицию активного участника самоуправленческой деятельности.

Коллективное планирование. Мы активно используем методику коллективного планирования, для этого проводим конкурс на лучшее предложение в план, анкетирование по изучению мнений учащихся, тематические задания по планированию, публичную защиту проектов и предложений, банк идей интересных предложений, разведку интересных дел и др. При выборе любой формы работы следует помнить, что планировать за ребят нельзя. Сам процесс планирования является процессом воспитания.

Следующей важной формой привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности является собрание. Очень ответственно относимся к пропаганде темы собрания (через газету, листовки), изучаем общественное мнение (через анкетирование, интервью), готовим творческий доклад. Кульминационным моментом собрания является дискуссии. Могут быть изложены коллективные точки зрения, точки зрения отдельных групп, индивидуальные.

Совет дела – создание групп для выполнения творческих поручений. Деятельность таких мини-групп строится по логической цепочке: планирование и подготовка конкретного дела; организация и проведение; анализ и оценка; принятие решений о дальнейшем деятельности. В коллективе столько советов, сколько и дел.

Ученический референдум проводится в период между общешкольными собраниями. На референдум выносятся вопросы, по которым собрание и конференция не смогли принять решение.

Дежурство по школе. Это наиболее распространенный вид самоуправленческой деятельности, привлечение самих детей к борьбе за культуру поведения и четкий распорядок.

  • Дежурство по школе организуется согласно графика.
  • Продолжительность дежурства 1 неделя.
  • Дежурная линейка в 7.20ч., ежедневно.
  • Смена дежурства 1 раз в неделю – суббота.
  • Ответственный дежурный отчитывается по итогам дежурства на общешкольной линейке в понедельник в 7.45ч.
  • В дежурном классе назначается ответственный дежурный.

Каждый ученик, который принимает участие в коллективных формах работы, может пользоваться определенными правилами: “Чтобы решение было верным, необходимо дать четкий ответ на 5 вопросов: Зачем? Кто? Когда? Где? Каким образом?”

Существенное значение для дальнейшего развития самоуправления приобретает воспитание актива и обучение его методике и технике организаторской работы.

Мы считаем, что лидеров в детском коллективе следует не искать, а воспитывать. Для этого каждого ребенка периодически ставим в условия функций вожака, например, командира класса, старшего друга малышей, организатора конкретного дела. Используем разнообразные методы выдвижения учащихся для выполнения функций лидера: назначение (не знают друг друга), выборы (знают друг друга и могут подойти объективно), очередность (большинство обладает организаторскими навыками), перемещение (изменение обязанностей: от исполнительной к
организаторской). Проводим мероприятия, которые способствуют обучению актива:

Школа “Лидер” (проводится под руководством вожатой, которая по совместительству является психологом). Организуется для актива учащихся, проводится 1 раз в месяц, тематика разноплановая.

Коммунарский сбор – элемент коллективного творческого воспитания, хорошая традиция нашей школы, которая продолжается 19 лет.

  • На 2 дня школа превращается в улей, где встречаются учащиеся 5-11 классов, за один сбор мы обучаем до 50 человек учащихся, педагогов.
  • Тематика сборов разноплановая.
  • Отряды разновозрастные. (12-15 человек. 3 отряда).
  • Командир и комиссар – учащиеся старших классов.
  • Весь день расписан по минутам (одно дело на день главное, обучающие мастер-классы).
  • Выпускники, которые прошли школу – проводят мастер-классы.

Продолжительность реализации проекта 3 года.

1 этап (2005-2006гг.) – подготовительный,
2 этап (2006-2008гг.) – практический,
3 этап (2008г.) – заключительный.

Объем финансирования.

В рамках тарификации и использования ресурсов надтарифного фонда, согласно Положению о поощрении педагогического и ученического коллективов.

Промежуточные результаты.

В классных коллективах выстраивается своя система самоуправления.

В общешкольном ученическом коллективе оптимальная структура органов самоуправления.

Используем в работе следующие методики:

  • Уровень воспитанности учащихся (Е.Н.Степанов)
  • Уровень удовлетворенности школьной жизнью (А.А.Андреев).
  • Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И.Рожков).
  • Методика “Экзаменуем лидера” (пособие “Учить самодеятельности Л.Г.Садакова).

В перспективе мы видим, что в школе выстроена система ученического самоуправления, которая очень логично впишется в программу воспитания “Школа социального успеха”. Стержневой идеей мы считаем формирование и саморазвития личности ученика, ориентированного на социальный успех, выделили три эффективные пути: творчество, социальность действий, лидерство.