"Как сделать уроки чтения интересными?"

Разделы: Начальная школа


Современная жизнь требует от человека, вступающего в нее, качественного образования, высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания окружающего мира, сознательного, творческого подхода к природе, обществу.

В Концепции модернизации образования РФ перед теоретиками и практиками школы поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий, системы дидактических средств, в целях повышения познавательной активности детей в учебном процессе. Как известно, учебный процесс протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если учитель использует в своей работе различные методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования условно подразделяют на подгруппы: методы эмоционального стимулирования; методы развития познавательного интереса; методы формирования ответственности и обязательности; методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Знание методов стимулирования познавательной активности особенно важно на начальном этапе обучения. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создает благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности. Когда учиться интересно - учиться легко. Поэтому каждый учитель задумывается: «Что можно и нужно сделать, чтобы дети с большим желанием шли в школу? Как сформировать и направить их стремление к овладению знаний?»

Эти вопросы задавала себе и я. В результате изучения психолого-педагогической литературы, опыта учителей и его анализа, я пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к учению можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. Ведь то, что привлекает детей, заставляет их размышлять, сосредоточиваться, легче запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения. Недаром Ш.А. Амонашвили в своих работах отмечал, что «педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни, чтобы этот процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями».

Одним из главных учебных предметов в начальной школе я считаю литературное чтение. Ведь хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем звене. Без чтения человек не может постичь окружающий мир. Поэтому каждый учитель стремиться, чтобы чтение было самым любимым для детей уроком.

Дети идут в школу с огромным желанием научиться в первую очередь читать. Поэтому уже с первых уроков я начинаю знакомство с буквами. На первом уроке обучения грамоте мы знакомимся с волшебной страной «Букварией» и ее жителями: гномиками Тимом и Томом, маленькими феями Иришкой и Настенькой, человечком Ударение. Далее идет блоковое изучение букв. При работе над каждой буквой работаем над артикуляцией, разучиваем стихотворения на изученные буквы. Таким образом, к началу букварного периода дети практически знакомы со всеми буквами алфавита. К моменту знакомства с согласными дети неплохо умеют классифицировать гласные и согласные буквы. Именно в этот момент начинается процесс обучения чтению.

Каждый урок начинаю с разминки. В процессе разминки большое внимание уделяю работе над дикцией, четкому произношению слов и фраз. Здесь мне помогают чистоговорки, скороговорки. В скороговорках нужно преодолеть все трудные звукосочетания. Очень важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких – либо затруднений и оговорок. Работая над скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, интонации с помощью заданий: «Прочитай скороговорку с удивлением, с радостью, с возмущением». В разминку также входят чтение открытых и закрытых слогов, составление слов по слоговой таблице, игровые приемы «Доскажи словечко», «Слог потерялся», «Слоговая туча», «Угадай, какая буква пропущена», «День-ночь» и другие. Очень помогает в работе сборник игровых упражнений В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение».

Чтобы прочитать слоги-слияния с изученным согласным звуком, повторяем гласные с помощью пособия, показывающего артикуляцию при произнесении гласных. Затем перед гласным в кармашек помещается изучаемый согласный звук, буквы «берутся за ручки» - читаем полученные слоги-слияния. С помощью этого пособия проводим игру «Угадай по моим губам, к произнесению, какого слога я приготовилась».

Дети приходят в 1 класс с довольно скромным запасом слов. С первых шагов учу детей выражать свои мысли точно, ясно, в меру громким голосом. Пополнять словарный запас слов помогают пословицы, поговорки. На своих уроках применяю некоторые приемы и методы, разработанные в пособии Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие на уроках обучения грамоте».

Игры, игровые приемы, загадки, ребусы, кроссворды, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать. Но самое главное, чтобы работа велась систематически и регулярно.

Приведу пример одного из уроков.

Урок литературного чтения в 1 классе 

Тема: «Чтение слогов, слов и текстов с буквами М, м»

Цели:

  1. учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные буквы; формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений;
  2. развивать фонематический слух, внимание, память, умение работать с текстом, четко отвечать на поставленные вопросы;
  3. воспитывать стремление к здоровому образу жизни, правильному и рациональному питанию.

Оборудование: предметные рисунки, разрезная азбука, «Русская азбука» В.Г. Горецкий

Ход урока.

1. Организация на работу.

Приветствие, проверка готовности класса и учащихся к уроку, настрой на хорошую работу.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

а) Актуализация знаний учащихся

На доске помещены рисунки следующих предметов: кот, кит, машина, мяч, дом, дерево.

-Назовите изображенные на доске предметы, постарайтесь их запомнить.

-Закройте глаза. (учитель делает 3 перестановки).

-Откройте глаза. В какой последовательности были изображены предметы первоначально? Какие предметы поменяли свои места?

Учитель распределяет изображенные предметы на 2 группы.

В 1-ой группе: кит, кот, машина. Во 2-ой группе: мяч, дом, дерево.

-Найдите «лишнее» слово в 1-ой группе, во 2-ой группе (машина, мяч).

-По какому признаку вы исключили эти слова?

б) Формулирование целей урока совместно с учащимися.

-Произнесем первые звуки «лишних» слов. Сформулируем тему сегодняшнего урока. (Слово машина начинается со звука [м], слово мяч - со звука [м`], значит тема сегодняшнего урока – «Чтение слогов, слов и текстов с буквой «м».) В соответствии с темой урока сформулируем цели урока.

в) Фонетическая зарядка:

  • чистоговорки:
    МА-ма-ма – дома я сама.
    Му-му-му – молоко кому?
    Мо-мо-мо - едим эскимо.
    Мы-мы-мы – прочитали мы.
    Ми-ми-ми – поем ноту ми.

-Какой слог лишний? Почему? Чей это слог – Тима или Тома? Придумайте слова, начинающиеся на этот слог.

  • игра «День-ночь»:
    На наборном полотне поочередно выставляются слова: рамы мыло – лопата.

  • работа над скороговоркой:
    Кот молоко лакал,
    А Боря булку в молоко макал.

-Кто молоко лакал?

-Кто булку в молоко макал?

-Что делал кот?

-Что Боря макал в молоко? (при ответе на вопросы дети прочитывают скороговорку с логическим ударением на нужном слове)

3. Изучение нового материала.

1) Чтение текстов на с.91:

а) чтение текста «Мурка» «цепочкой».

-Какие имена собственные есть в тексте?

б) словарная работа:

-В этом тексте встречается словарное слово молоко.

-Сколько слогов в этом слове?(3)

-Назовите 1-ый слог (мо), 2-ой (ло), 3-ий (ко).

-Что интересного заметили? (в каждом слоге буква о).

-Словарное слово молоко пишется с тремя буквами о.

-Молоко – очень важный продукт. В нем содержатся многие полезные элементы, в том числе кальций. Недостаток кальция в организме приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника, переломам костей, кариесу и многим другим болезням. Чтобы этого не случилось нужно пить молоко, хотя бы два стакана в день.

Если хочешь стать здоровым, жизнерадостным, веселым,

Пей парное молоко – силу нам дает оно!

в) чтение текста «Кролики» жужжащим чтением;

г) чтение – разведка:

-Найдите предложения, в которых говорится:

-Что у Максима в сарае?

-Чем кормил Максим кроликов?

-Что сделала Ира?

-Сколько раз в тексте употребляется слово кролики?

-Назовите слова с буквой «м».

Физминутка

Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами.
Раз, два три, четыре-
Потянулись, наклонились-
Хорошо мы потрудились.

д) чтение текста «Мама» парами.

-Прочитайте последнее предложение, соблюдая интонацию.

-Какую песенку спела мама?

2) Словесное рисование по рис. на с.92.

-Прочитайте слова и расскажите, какую картинку нарисовал веселый художник.

4. Первичная проверка понимания нового материала.

Игра «Любопытный учитель»

-Я буду задавать вопросы, вы можете отвечать только лишь с помощью слов со звуками [м] и [м`].

-Что ты любишь из еды? (мороженое, молоко)

-Куда ты любишь ходить? (в музей)

-Куда вы собираетесь поехать летом? (на море)

-Какой вид транспорта предпочитаешь? (машина)

-Какие ты знаешь профессии, специальности? (маляр, милиционер, медсестра).

5. Закрепление и применение знаний.

а) печатание слов.

-Я буду читать загадку, а вы будете в тетради печатать отгадку:

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (мел)

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)

Над рекой поперек,
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине,
Он ходить позволил мне. (мост)

Какой это мастер на стекла нанес,
И листья, и травы, и заросли роз. (мороз)

б) работа над схемами слов

-К любому слову составьте схему, подготовьтесь проанализировать слово по схеме.

6. Подведение итогов урока.

Учитель даёт характеристику работы всего класса на уроке, а также отдельных учащихся.

7. Рефлексия.

На доске:

     

При выходе из класса учащиеся ставят «+» около любой рожицы, выражая свое отношение к уроку.