Урок "Гидролиз солей"

Разделы: Химия


ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: расширить знания о химических свойствах солей; продолжить отработку метода практического и теоретического анализа веществ и процессов; дать понятие “гидролиз солей”; познакомить со случаями гидролиза, научить составлять его схемы; развивать у учащихся умение делать выводы на основе наблюдений и предсказывать результаты работы на основе теоретических знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: видеофрагмент “Гидролиз сульфата алюминия”, проектор, компьютер, экран, 3 стакана с растворами солей: NaCl, Na2CO3, AlCl3, лакмус, стакан с твердой солью (NH4)2CO3, вода, стеклянная палочка.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: набор таблиц, микролаборатория, индикаторная бумага, отпечатанные тексты: “Планы урока”, “Правила гидролиза”, “Задания к уроку “Гидролиз солей”.

ХОД УРОКА

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжаем знакомиться со свойствами солей. На уроке “Гидролиз солей” мы работаем по планам, которые лежат у вас на столах. На экране проецирую слайд “План урока”. (Приложение 1) и читаю его.

1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА

  1. Что представляют из себя соли по составу?
  2. Как они классифицируются?
  3. Приведите примеры:

а) двух средних солей, назовите их, составьте диссоциацию солей;
б) двух кислых солей, дайте им названия, составить уравнения диссоциации этих солей;
в) основные соли – пример, название, диссоциация.

4. Какие общие свойства солей вам уже известны?

И сейчас мы узнаем еще одно свойство этих веществ.

“Гидролиз солей” – запись темы в тетрадь

УЧИТЕЛЬ: С понятием “гидролиз” мы знакомы из курса биологии. Что оно означает и какое имеет значение?

УЧЕНИКИ отвечают на этот вопрос, приводя примеры гидролиза жиров, белков, углеводов и рассказывают о значении реакции гидролиза этих соединений.

УЧИТЕЛЬ : Вот и соли не просто растворяются и диссоциируют на ионы в воде, но и некоторые из них реагируют с ней. Это явление было обнаружено практически. Мы сейчас проведем эксперимент и убедимся в этом.

2. ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ

Ученик читает задание лабораторной работы, которое проецирую на экране

(Приложение 2).

УЧИТЕЛЬ: Несмотря на то, что опыт несложный, об элементарных правилах техники безопасности мы должны помнить. Работая с микрометодом, какие правила мы должны соблюдать?

Вопросы после проведения опыта:

  • Действуют ли растворы солей на индикаторы?
  • Как действуют?
  • Какую среду показывают индикаторы?
  • А раз изменился цвет, что мы можем сказать об этом процессе?
  • Идет ли реакция с H2O у некоторых солей?
  • К какому типу относится эта реакция?

3. ПОНЯТИЕ “ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ”

Даю определение реакции.

Гидролиз соли – процесс взаимодействия ионов соли с молекулами воды, в результате которого образуются слабо диссоциирующие молекулы или ионы.

УЧИТЕЛЬ: Почему в растворах солей образовалась разная среда? Для этого вспомним, чем обусловлена кислая среда в кислотах? Щелочная среда в растворах щелочей? А в солях общих ионов нет. Они разные по составу. Поэтому и результат гидролиза разный.

4. ВИДЫ ГИДРОЛИЗА СОЛЕЙ.

УЧИТЕЛЬ: Все соли по составу можно разделить на 4 группы, результат гидролиза будет зависеть от этого состава.

Мы знаем, что соли образуются в результате реакции обмена, между кислотой и основанием. И вот в зависимости от того, какая по силе кислота и основание ее образование зависит от рН среды.

Рассмотрим 4 случая и составим схемы.

В тетрадь: Схемы гидролиза солей

1. Соль образована сильным основание и сильной кислотой.

(какая это соль в нашем эксперименте, какой результат?)

Демонстрирую этот опыт. После реакции перед стаканом с раствором соли ставлю табличку: среда нейтральная.(Значит на стакане приклеена этикетка с формулой соли).

2. Соль образована сильным основанием и слабой кислотой.

(Какая это соль и какой результат?)

Демонстрирую этот опыт. После реакции перед стаканом с раствором соли ставлю табличку: среда щелочная.(Значит на стакане приклеена этикетка с формулой соли).

3. Соль образована слабым основанием и сильной кислотой.

Демонстрирую этот опыт. После реакции перед стаканом с раствором соли ставлю табличку: среда кислая.(Значит на стакане приклеена этикетка с формулой соли).

УЧИТЕЛЬ: А какой вариант состава соли мы не рассмотрели?

Приведите примеры таких солей.

4. Соль образована слабым основанием и слабой кислотой.

Демонстрирую опыт взаимодействия карботата аммония с водой. Учащиеся отмечают признаки реакции, идущей до конца: это появление запаха и выделение пузырьков газа.

Вызываю учащегося составить на доске уравнения данной реакции.

(NH4)2 СO3 + H2O > CO2 + 2NH3 · H2O

Реакция идет до конца.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите в таблицу растворимости. Какой знак стоит напротив этих солей. Что он означает?

А теперь такой вопрос:

Подвергается ли гидролизу соль Al 2 (SO4)3 ? Почему? Какая среда в растворе этой соли? По какому иону идет гидролиз?

Смотрим фрагмент

“ГИДРОЛИЗ СУЛЬФАТА АЛЮМИНИЯ”

Сравниваем предположения учащихся с просмотренным видеофрагментом. Теперь выработаем правила гидролиза.

Учитель задает учащимся вопросы:

1. С точки зрения обратимости какой это процесс – гидролиз?

2. По какому иону протекает гидролиз?

Далее учитель говорит, что гидролиз солей это слабая реакция и протекает, как правило, по I ступени.

Демонстрирую на экране слайд “Правила гидролиза”. (Приложение 3).

Закрепляем данный материал, выполняя задания по “гидролизу солей” из вариантов ЕГЭ.

I Вариант.

Задание 1.

Кислую среду имеет раствор:

1) ZnCl2; 2) Na2S; 3) СaCl2; 4) Na2SiO3.

Задание 2.

Установить соответствие между названием соли и типом гидролиза её в водном растворе

Название соли

Тип гидролиза

1) Нитрат меди (II) А) по катиону
2) Карбонат аммония Б) по аниону
3) Хлорид железа (II) В) по катиону и аниону
4) Силикат калия

1

2

3

4

       

II Вариант.

Задание 1.

Фенолфталеин становится малиновым в растворе:

1) Хлорида натрия; 2) Сульфата алюминия;

3) Силиката натрия; 4) Хлорида железа (III).

Задание 2.

Установить соответствие между составом соли и типом её гидролиза

Состав соли

Тип гидролиза

А) BeSO4 1)по катиону
Б) KNO2 2)по аниону
В)Pb(NO3)2 3)по катиону и аниону
Г)CuCl2

А

Б

В

Г

       

Выполнение заданий можно проверить у учащихся активно работающих на уроке. После этого объявить оценки и дать домашнее задание. При подведении итога урока еще раз следует сказать о значении гидролиза солей в технике и быту.