Урок развития речи в подготовительном классе вспомогательной школы VIII вида

Разделы: Начальная школа


Цель.

Развивать речь учеников на основе пересказывания сказки при помощи учителя и с опорой на наглядность.

Задачи.

  1. Учить детей пересказывать сказку “Колобок” с помощью учителя и с опорой на наглядность.
  2. Развивать речь учащихся, обогащая словами– антонимами,
    корректировать выразительность речи.
  3. Воспитывать культурное поведение в кинотеатре, театре.

Ход урока

1. Организационный этап. Введение в тему урока.

Сегодня мы с вами продолжаем знакомство со сказками, будем участвовать в спектакле. А сейчас побываем в кинотеатре.

Как мы ведем себя в театре?

– Внимательно смотрите мультфильм, чтобы ответить на вопрос, какую сказку мы будем рассказывать?

(Просмотр мультфильма “Колобок” начиная с момента после субтитров до слов “…покатился Колобок”).

– Как называется сказка? (“Колобок”.)

– Мы посмотрели начало сказки “Колобок”, а теперь продолжим урок за партами.

(Дети пересаживаются за парты.)

2. Повторение пройденного.

– О чем мы посмотрели в кинотеатре?

– Расскажите начало сказки.

(Сильный ученик рассказывает начало сказки.)

3. Словарная работа.

– Алеша назвал слово… – это место, где раньше хранилась мука, крупы.

– Вспомните, как оно называется. (Амбар.)

– А у нас в интернате есть такое место? (Ответы детей.)

– Мы ходили на экскурсию по территории школы и я вам показала овощехранилище, которое можно назвать амбаром.

– Что такое сусеки?

– Это отделы, где хранятся овощи, крупы, мука.

4. Рассказывание сказки “Колобок” учителем с помощью кукол.

– Вот бабушка по амбару помела, по сусекам поскребла, набрала горсти две муки и испекла колобок. (Учитель достает Колобка – “мягкую” игрушку.)

– Вам нравится Колобок? Какой он получился?

(Дети описывают Колобка: круглый, румяный, симпатичный).

– Поставила его на окошко остыть. Надоело Колобку лежать, он и прыгнул с окошка и покатился по дорожке. Катился, катился, а навстречу ему Зайчик. (Достаю Зайчика – игрушку.)

Заяц. Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, серенький. Я тебе песенку спою.

– Помогите мне, ребята, пожалуйста.

– Поможем ему, ребята?

5. Речевая разминка.

– Чтобы запомнить слова песенки Колобка, исполним ее с движениями. Повторяем за мной. Встали все.

Я Колобок, Колобок.
По амбарам метен,
По сусекам скребем.

6. Изучение нового материала.

Задание. Подобрать антонимы.

Заяц. Я все равно тебя не отпущу, Колобок, пока не поможешь мне подобрать слова – наоборот, противоположные по смыслу.

Колобок. Помогите мне, ребята!

Заяц.

Меня зовут все, что я трус,
А я отвечу – я храбрец.
Теперь – начало – я скажу,
Ты отвечай – … конец.
Скажу я слово – высоко,
А ты ответишь – … низко.
Скажу я слово – далеко,
А ты ответишь – … близко.

Заяц. Молодцы! Беги, Колобок, дальше.

– Катится, катится Колобок, а на встречу ему Волк.

(Учитель показывает игрушку – волка).

Волк. Колобок, Колобок, Я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, Волк, мы с ребятами тебе песенку споем. Максим и Алеша, помогите мне песенку спеть.

Идите ко мне, мы сейчас ее будем петь и показывать. (Два сильных ученика говорят слова песенки Колобка, остальные ребята ее исполняют в движении.)

Волк. Я отпущу Колобка, если вы, ребята поможете ему собрать картинки из сказки.

Задание. Учащиеся собирают разного уровня сложности картинки из сказки.

            

Рис. 1                                  Рис. 2

                      

                                                                    Рис. 3                                          Рис. 4                                         Рис. 5

Волк. О чем твоя картинка?

(Пересказывание сказки 2–3 учениками среднего уровня по картинке).

Волк. Молодцы! Помогли Колобку. Беги, Колобок, дальше.

– Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь.

(Учитель показывает игрушку – медведя).

Медведь. Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, Мишка, мы с ребятами тебе песенку споем.

– Оксана и Гоша, помогите мне спеть песенку (с движениями).

(Слабого уровня ученики исполняют у своих парт с движениями).

Медведь. А теперь помогите собрать сказку из картинок, которые перепутались.

Задание. Ребята выполняют задание и пересказывают сказку по ряду сюжетных картинок.

         

Рис. 1                                   Рис. 2                             Рис. 3

        

                                                                         Рис. 4                               Рис. 5                                  Рис. 6

Медведь. Молодцы, ребята. Беги, Колобок, дальше.

– Катится, катится Колобок, а на встречу ему Лиса.

Лиса. Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок. Не ешь меня, Лисичка, я тебе песенку спою.

Лиса. Погодите, не буду я есть Колобка, если мне сказочку покажете, люблю я сказочки смотреть.

Колобок. Давайте, ребята, покажем Лисичке сказку в театре?

– Тихо встали и пошли в театр.

(Дети садятся на стульчики).

7. Беседа о поведении в общественном месте.

Как мы ведем себя в театре?

– Сидим тихо, не мешаем артистам. (Распределение ролей: сильные ученики показывают роли с большим количеством слов, средние – роли с меньшим количеством слов, слабые – добавляют слова песни Колобка.)

А я – суфлер (кто подсказывает слова артистам) и главный постановщик.

– Ребята, выступили на сцене и садимся на свои стульчики, не мешаем другим артистам.

(На сцене “домик” и “деревья”.)

8. Выступление детей. Творческое задание.

– Ребята, конец у сказки грустный. Давайте придумаем счастливое окончание сказки, чтобы Лисичка не съела Колобка.

(Показ картинки со всеми животными: зайцем, медведем, волком).

Рис. 12

– Кто сможет выручить Колобка из беды? А как?

9. Итог урока.

– Кто из героев сказки вам больше всего понравился? А тебе, тебе... Почему?

10. Домашнее задание.

– Нарисуйте любимого героя из сказки “Колобок”.