Интеллектуальный марафон для всех

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В последнее время словосочетание «работа с одаренными детьми» стало одним из обязательных при анализе работы любой школы. Сейчас выходит очень много педагогической литературы про такую работу. Но, до сих пор остается непонятным, о каких детях идет речь. Интуитивно хочется отнести к такой группе тех, кто отличается в учебе отличными познаниями, кто побеждает на различных олимпиадах, конкурсах проектно-исследовательских работ. Но опыт показывает, что этих критериев недостаточно или они должны быть совершенно другими. Тогда о ком нас спрашивают при отчетности?

Мне наиболее близка концепция Б.Т. Теплова, согласно которой «одаренность – не просто сумма способностей, это некое «интегральное» качество личности, выражаемое, прежде всего, в стратегиях деятельности». Тогда получается, что внешний успех далеко не показатель одаренности, а порой даже наоборот. Поэтому речь должна идти о внутренних позывах, о внутренней творческой неудовлетворенности, которую надо разбудить и развить.

А теперь спустимся на землю. В большинстве общеобразовательных школ и негосударственных учреждениях никакого отбора одаренных детей нет. Работаем со всеми и с каждым, и в каждом пытаемся найти такие врожденные задатки, которые при умелом развитии, сделают его одаренным. И здесь уже никуда не уйти от мотивации, ибо, именно мотивация ответственна за активную позицию ребенка в обучении и личностном развитии. Исследования доказывают приоритет влияния внутренних мотивов на эффективность обучения.

Интеллектуальный марафон в нашей школе, методикой проведения которого хотелось бы поделиться, включает различные группы мотивов, но в основном внутренние. Это и удовольствие от самой деятельности, и прямой результат деятельности, и стремление к успеху, и понимание необходимости знания для жизни, и, наконец, учение как возможность общения. Таким образом, включая мотивацию, каждый может попробовать свои силы и по-разному испытать себя.

Целевые установки, прежде всего, связаны с раскрытием интеллектуального потенциала по отдельным предметам и в совокупности, привлечением к нелегкому интеллектуальному труду, развитием самостоятельной познавательной деятельности, выносливости, развитием различных видов мышления, способности выбора, ответственности и т.д. А для учителей Интеллектуальный марафон позволяет по-другому посмотреть на возможности своего предмета.

Интеллектуальный марафон – общешкольное дело, по временным рамкам охватывающее период в полных четыре недели. Обычно это октябрь. В него органично встраивается школьный тур Всероссийской олимпиады как очередной этап.

Заранее объявляется тема марафона. Тема обязательно должна быть проблемной, философской, так как при этом появляется возможность неморалистическим способом повоспитывать. В качестве примера предлагаю следующий перечень тем: «Ум и эмоции», «Знак и символ», «Сила и насилие», «Биполярность или палка о двух концах», «Профессия и профессионализм», «Заветы мудрецов». Педколлектив знакомится с темой и планом не позднее, чем за месяц для более тщательной подготовки и возможности без запарки четко реализовать все этапы. С этого момента организатор марафона должен четко отслеживать план выполнения каждого этапа в предварительной, основной и итоговой деятельности. Так как каждый этап состоит в свою очередь из подготовительной части, части его проведения и заключительной - сдаче результатов. Нарушения в качестве и сроках не допустимы. Пример плана проведения марафона имеется в приложении.

В пятницу, перед началом марафона вывешивается на общешкольный стенд название темы и правила для учащихся, а также информация по теме. Пример таких правил имеется в приложении к этой статье. На классных часах классные руководители знакомят учащихся с этими правилами.

Кроме того вывешивается большая сводная ведомость на все туры с перечнем учащихся всей школы. Начинает работать рейтинговая система по отдельным предметам и по сумме всех баллов. Соревнуются все со всеми. Можно подводить сравнительные итоги по классу, параллелям, ступеням. Каждый в любое время может отследить свои достижения и повысить свои показатели за счет дополнительных усилий. При этом имеется очень большой выбор возможностей прибавить интеллектуальные баллы. Подсчет осуществляется путем сложения набранных баллов и делением на число, которое равняется количеству предметов, в которых в данном классе учащийся мог участвовать в марафоне. Таким образом, можно «рейтинговать» всю школу (за исключением 1 класса) или делить на начальную, основную и старшую, а можно основную и старшую соединять. Так происходит и у нас. Учащихся в целом мало. Параллелей в основном и старшем звене нет. Поэтому основная и старшая школы соревнуются вместе.

Интеллектуальный марафон проводится в четыре тура плюс дополнительный, плюс финальная игра. Подробнее о каждом из них.

Стендовый (дополнительный) тур. В первый день марафона учителя 5-11 классов вывешивают на предметные стенды задания, в которых с предметного ракурса рассматривается общая тема Интеллектуального марафона. Можно начать и с 4 класса, но тогда сложно подводить итоги по начальной школе. Как правило, не все учителя сразу справляются с составлением этих заданий, поэтому требуется постоянная консультационная деятельность со стороны организатора марафона. Задания должны быть составлены для каждого класса (параллели), но такие, чтобы по максимуму избежать процесс списывания, ибо они выполняются в свободное время и сдаются учителям в течение первых двух недель. К концу второй недели стендовый тур прекращает свою работу. Максимальное количество 5 баллов за один предмет вносятся в общую ведомость.

Первый тур - игровой проводится во всех классах в виде игры «Что? Где? Когда?» в первую пятницу марафона. Вопросы сдаются классным руководителям всеми предметниками (по два от каждого) обязательно по общей теме марафона не позднее, чем за день до игры. В составлении заданий могут участвовать и учащиеся других классов. Отбор вопросов «на подумать» проводится классным руководителем, и он же придумывает форму проведения этой игры, но такую, чтобы в игре принимали участие все учащиеся. Параллелям рекомендуется играть вместе. Результаты игры и дополнительные баллы за задания от учащихся сдаются классными руководителями организатору, который заносит результат в общую таблицу. На этом этапе прерывается марафон для первых классов.

Второй тур - олимпиадный отборочный. Проводится для всех желающих 2-11 классов. Этот тур не обязательно, но желательно проводить по теме. Задания выбираются предметниками из дополнительной литературы, содержащей олимпиадные задания или составляются самостоятельно. Количество вопросов заранее обсуждается коллективом. Опыт показал, что для начальной школы лучше два задания, так как они в следующем централизованном туре не участвуют, а для основной и старшей достаточно по одному. Выбор времени для проведения этого тура ложится на предметника. Это может быть урок, консультация, факультатив, а для некоторых учащихся и домашнее задание. Для выполнения этого задания учащимся можно использовать различную литературу. К определенному сроку результаты проведения данного тура сдаются организатору.

Особо стоит обратить внимание на заболевших учащихся, вынужденных находиться временно дома. Желательно снабдить их заданиями стендового тура и олимпиадного отборочного. Так как отсутствие на какой-то срок автоматически «отбрасывает» таких учащихся на последние места.

Потом проходит третий тур - олимпиадный централизованный. Он же школьный тур Всероссийской олимпиады школьников. Задания поступают из научно-методического центра и частично составляются учителями-предметниками по аналогии с поступившими. Проводится этот тур по правилам НМЦ и в заданные сроки. Лучшие работы отвозятся в НМЦ с протоколом, на основании которого комплектуются олимпиадные команды для окружного тура. Единственная сложность связана с приравниванием к общей оценке, так как каждый предмет заранее имел свою шкалу и критерии. Мы остановились на максимальных двадцати баллах для внесения результатов в нашу ведомость.

Следующий четвертый тур – непосредственно интеллектуальный марафон. Он проводится для победителей во всех предыдущих турах по общему зачету и отдельно по предметам. Учащиеся собираются в одной большой аудитории и в течение нескольких часов отвечают на вопросы по всем предметам. Следовательно, предварительно предметники выбирают задания из специальных сборников, содержащих задания для интеллектуального марафона или составляют по аналогии сами. Эти задания менее объемны по сравнению с заданиями олимпиадного отборочного тура. Максимальное количество за каждый ответ 5 баллов. Полученные результаты вносятся в общую ведомость.

Победители по общему зачету доказывают звание интеллектуала на заключительном туре, который проводится в театрализованной форме. Предварительно, лучше до начала марафона на основании главной идеи скрытой в теме марафона прописывается основа сценария, которая вместе с идеей и излагается педколлективу. В дальнейшем учителя составляют вопросы, корректируя их с организатором. Вопросы должны быть многоуровневыми и в обязательном порядке содержать нравственную нагрузку. Часть вопроса подразумевает четкий правильный ответ, а по остальной части учащимся необходимо порассуждать, высказав свою точку зрения и позицию. В итоге прописывется сценарий. Разыгрывание сценок частично происходит заранее. Они снимаются на кинокамеру и затем показываются через медиа. А частично проигрываются прямо на сцене. Кроме того, на сцене находятся ведущие весь спектакль основные артисты (человека три), разворачивающие основную идею представления. Такой вариант предусматривает порядок в смене действий и живое общение. Кроме того восприятие себя на экране заставляют ребят несколько иначе вести себя в дальнейшем. Заключительное действо в начальной школе происходит в отдельное время.

Организация заключительного тура предусматривает работу жюри, которое должно оценить не только правильность ответов, вышедших в заключительный тур интеллектуалов школы, но и их активность, позиционность, умение высказывать свою точку зрения. Сложность работы жюри заключается еще в том, что тринадцать первых мест занимают учащиеся из разных классов, разных ступеней. Большая часть зала – зрители, которые слушают, смотрят, переживают и включаются высказываниями, если основные интеллектуалы не справились с заданием или во время блиц-игры. Блиц-игра проводится в то время, когда интеллектуалы делают задание, требующее большей затраты времени ил во время смены декораций. Соответственно вопросы для блиц-игры (короткие вопросы-ответы) по теме марафона также предметниками сдаются организатору заранее. Все это длится часа полтора. Ну и победители в зависимости от конечного занятого места получают разные права на освобождение и выбор билетов на экзаменах декабрьской сессии, а также другие награды.

Подводя итог описанию «Интеллектуального марафона – для всех» необходимо отметить практически 100% активность учителей и учащихся. Причем, как уже указывалось, учащиеся могут подключаться на любом этапе и в разной роли, а также четко выявляется олимпиадный потенциал учащихся для последующей целенаправленной деятельности учителя.

Остается отметить принципы организации интеллектуального марафона:

  1. Принцип проблемности содержания.
  2. Принцип целостности организации.
  3. Принцип объективности оценивания.
  4. Принцип личностного включения участников.
  5. Диалогизации и позиционного равенства.
  6. Принцип единства обучения и воспитания.

Приложение:

  • Правила Интеллектуального марафона для учащихся.
  • План интеллектуального марафона.