Внеклассное мероприятие в 3-м классе (1-4). Тема: "Лесной калейдоскоп"

Разделы: Начальная школа


Цели: обобщить знания учащихся о жизни растений и животных, установить экологические цепочки в природе; развивать внимание, память, логическое мышление, познавательную активность, речь учащихся, повышать культуру общения; воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Материалы и оборудование: выставка работ учащихся на экологическую тему, картины леса в разные времена года, правила поведения в природе (экспресс-лист), кроссворд, названия туров, тема мероприятия, эмблема каждому участнику команд, индивидуальные значки «Юный друг природы», фонограмма «Песенки Красной Шапочки», аудиозапись «Звуки леса».

Технические средства: магнитофон.

Возрастные особенности: 8–9 лет.

Подготовительная работа: систематические наблюдения в природе, знакомство с природой родного края, чтение литературы о природе, экскурсии.

Предполагаемые результаты: проявление в поступках детей гуманного отношения к природе; умение самостоятельно применять свои знания на практике без контроля со стороны взрослых; обогащение учащихся теоретическими знаниями о живой и неживой природе.

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие. Догадайтесь, куда?

Ученик:

Здравствуй, лес дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!

Учитель: Да, мы отправляемся в лес. Итак, в путь!

Лесовичок: Подождите, не спешите.

Учитель: Кто ты?

Лесовичок: Я – Лесовичок, хозяин леса. Выполните мои задания – пропущу в вас в лес. Будут соревноваться 2 команды: «Ласточки» и «Совята». А наши гости выполнят роль жюри. Вопрос, на который не ответит одна из команд, переходит другой команде.

Итак, 1-й тур: «Про зеленые леса и лесные чудеса». Знаете ли вы правила поведения в природе? Назовите их. (Экспресс-листы с правилами поведения в природе появляются на доске после того, как их называют дети).

Ученики:

  1. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букет можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
  2. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
  3. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
  4. Больше растений сажать в городах и селах.
  5. Нельзя подходить близко к гнездам птиц.
  6. Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
  7. Не лови и не уноси здоровых птенцов птиц и детенышей зверей.
  8. Обязательно подкармливай птиц зимой!
  9. Не шуми в природе!
  10. Не оставляй мусор в природе!
  11. Не сбивай мухоморы!
  12. Не разоряй муравейники!
  13. Не режь кору деревьев!
  14. Собирай только знакомые грибы!

Лесовичок: Молодцы! Правила поведения в природе вы знаете хорошо. Слушайте следующее задание. Какие деревья растут в лесу? Узнай их по листьям. (Показ листьев деревьев).

1-я команда: Осина, дуб, рябина.

2-я команда: Береза, клен, сосна.

Лесовичок: Почему в лесу легко дышится? Какую пользу приносят деревья? Какую посильную помощь по охране леса мы можем оказать?

Ученики: Учиться культурно вести себя в природе, собирать макулатуру, высаживать саженцы деревьев.

Лесовичок: А теперь конкурс загадок.

1-й команде:

  • Из какого дерева делают спички? (из осины).
  • Какое дерево применяют для изготовления лыж? (березу).
  • У каких деревьев осенью листья краснеют? (у осины и рябины).

2-й команде:

  • Из какого дерева делают пианино? (из ели).
  • Какое дерево лучше всех очищает воздух? (тополь).
  • Дерево – символ нашей Родины. (береза).

Лесовичок: Давайте поиграем. Игра называется «Дерево, кустарник, растение». Она покажет, как вы умеете различать их. Когда я скажу название дерева, вы поднимите руки вверх; название кустарника – хлопаете; название растения – приседаете. (Липа, дуб, малина, душица, береза, шиповник, зверобой, мать-и-мачеха, осина, клевер, ель, сосна, ландыш, клен, ива, смородина).

Лесовичок: В лесу растут не только деревья, но и другие растения. Если вы правильно их назовете, то узнаете, то узнаете, с кем встретитесь в следующем туре. Назовите растение и правильно впишите его название в клетки кроссворда.

  1. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. (подорожник).
  2. Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождем этот цветок обязательно закроется. (фиалка).
  3. Сегодня полянка золотисто – желтая от цветов, завтра бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки. А с головок слетают легкие пушинки. (одуванчик).
  4. На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению. (чистотел).
  5. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (мята).
  6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты. (клен).
  7. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками. (боярышник).
  8. Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (ель)

Лесовичок: Какие из них являются лекарственными? (все).

Лесовичок: Молодцы! Вы много знаете о лесе, знаете, как правильно вести себя в лесу. Надеюсь, вы его не обидите. А я пойду, дел у меня в лесу очень много. До свидания, ребята!

Учитель: Прочитайте выделенное слово. С кем мы встречаемся в следующем туре на лесной полянке? Он называется «Братья наши меньшие».

Учитель: Осмотритесь, что необычное видите.

Ученики: Конверт.

Учитель: Давайте откроем. Рисунки и письмо какое-то. Давайте прочитаем: «Здравствуйте, ребята! Мы очень рады вам на нашей лесной полянке. Мы – братья ваши меньшие. Знаете ли вы нас? Что вы о нас знаете? Выполните наши задания, и мы пропустим вас в следующий тур».

Учитель: Узнайте этих животных по отдельным частям их тел. (медведь, заяц, лиса, белка, волк, лось).

Учитель: Найдите ошибки в рассказе.

  1. Медведь – хищник, но хищник особый: охотится он редко, но зато любит полакомиться ягодами, грибами. А если найдет гнездо диких пчел – убежит без оглядки, и мед не нужен. Плавать медведь не умеет, но зато хорошо лазает по деревьям, цепляясь при этом лапами и хвостом.
  2. У кумушки – лисы зубки острые, рыльце тоненькое, нос пятачком, шубка тепленькая. Выращивает лисичка своих деток лисяток в теплом, мягком гнездышке. Заботливая мама запасает на зиму много корма. Хорошо кума и наряжена: шерсть у нее пушистая, золотистая.
  3. Зайцы живут в лесу. У них много врагов – это волк, лиса, филин. Спасаются зайцы бегством. Бегают они быстро, большими прыжками, потому что задние ноги у зайцев короткие, а передние длинные. И от волка, и от лисы могут убежать зайцы.

Учитель: Оказывается, живые синонимы могут передать черты характера и чувства человека, внешний вид, его движения:

  • Хитрый, как … (лиса).
  • Трусливый, как … (заяц).
  • Запасливый, хозяйственный … (белка).
  • Косолапый, как … (медведь).
  • Голодный, как … (волк).
  • Колючий, как … (еж).
  • Мчаться, как … (олень).
  • Переваливаться, как … (медведь).
  • Выть, как … (волк).

Учитель: А теперь конкурс загадок.

1-й команде:

  1. Зачем лисе хвост? (Лиса в морозную ночь укрывает пышным хвостом свой нос).
  2. Почему волка называют «санитаром леса»? (уничтожает слабых и больных животных).
  3. Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата).
  4. Какие животные рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров? (ежата).

2-й команде:

  1. Зачем зайцу длинные уши? (он ими потеет).
  2. Чем защищает себя белка? (зубами).
  3. Зачем звери раны зализывают? (чтобы быстрее заживали).
  4. Куда зайцу удобнее бежать, с горы или в гору? (В гору).

Учитель: Какую пользу приносят животные? (Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Животные опыляют цветки и распространяют плоды и семена этих растений. Необходимы животные и людям. Они дают продукты питания. А еще, почти все животные красивы и интересны).

Учитель: Мы выполнили все задания братьев наших меньших и переходим к следующему туру.

Соберите слово из этих букв и узнаете, с кем встретитесь в третьем туре.

 (п, ы, и, т, ц)

Учитель: Назовите слово.

Ученики: Птицы.

Учитель: Следующий тур «Наши пернатые друзья». Послушайте их голоса. (Аудиозапись «Голоса птиц»).

(Входит девочка в костюме синички).

Учитель: Кто ты?

Синичка:

Я – та, о которой эта загадка:
Все хлопочет и вертится,
Все свистит и суетится,
Ей на месте не сидится,
Называется …

Ученики: Синица.

Синичка: Да, я – Синица, пришла к вам в гости и хочу узнать, что вы знаете о нас, птицах. Ответьте на мои вопросы, выполните мои задания и получите звание – «Юный друг природы». Узнайте их.

1-й команде.

  1. Я по дереву стучу,
    Червяков добыть хочу,
    Хоть и скрылся под корой,
    Все равно ты будешь мой. (дятел).
  2. Красногрудый, чернокрылый,
    Любит зернышки клевать.
    С первым снегом на рябине
    Он появится опять. (снегирь).

2-йоманде:

  1. Непоседа пестрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (сорока).
  2. Носит серенький жилет,
    А у крыльев черный цвет,
    Видишь, кружат 20 пар
    И кричат: «Кар – кар! Кар –кар!» (ворона).

Синичка: Какую пользу приносят птицы? (ответы детей) Сейчас наступает неблагоприятное время для птиц. Как вы можете им помочь? (Подкармливать птиц, кормушки развешивать в местах спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло очень интересно наблюдать за птичьей столовой).

Синичка: А вот теперь ситуация. Вы идете по лесной тропинке. Вдруг в кустах послышалось пение птицы. Вы раздвигаете кусты и видите гнездо. В нем – яйца. Как вы поступите? Объясните, почему. А теперь конкурс «Знаете ли вы?»

1-йоманде:

  1. Перед какой погодой птицы перестают петь? (перед дождливой).
  2. Какая птица подбрасывает свое яйцо в другие гнезда? (кукушка).
  3. Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет).

2-йоманде:

  1. Почему снегиря так назвали? (прилетает с первым снегом).
  2. С прилетом каких птиц считаем мы начало весны? (грачей).
  3. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест).

Синичка: Молодцы! Вы много знаете о нас, птицах. Надеюсь вы нам Поможете в это трудное время, не оставите нас в беде. Вы выполнили все мои задания, ответили на мои вопросы и теперь у каждого из вас есть звание и значок «Юный друг природы». А теперь я прощаюсь с вами. До свидания!

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Как много мы вспомнили и узнали! На земле много животных и растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Давайте назовем их.

Ученики: Белая кувшинка, кубышка, венерин башмачок, колокольчик, белый медведь, тигр, розовый фламинго, белый журавль.

Учитель: Люди обязаны их спасти. Под охраной находятся растения и животные в заповедниках. Но охранять нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь зависит от вас, от вашего поведения в природе. В руках человека, а значит, и в ваших руках красота и богатство родной земли. Помни об этом!

Ученики поют «Песенку защитников природы».

Песенка защитников природы

Если б только-только-только,
Если б только все земляне
Если б только на планете,
Все живое берегли,
То возможно-можно-можно,
То, наверно-верно-верно,
Книги Красной точно- точно
Никогда б не завели!

Припев:

А- а, здравствуйте, горы от такой вышины!
А- а, здравствуйте, реки вот такой ширины!
А- а, крокодилы, бегемоты,
А- а, обезьяны, кашалоты,
А- а, и зеленый попугай!
А- а, и зеленый попугай!

И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни- помни- помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!

Припев:

Учитель: А теперь подведем итоги соревнования. (Вручение сладких призов).

Литература.

  1. «Педсовет» № 12–2003, № 1–2004, № 6–2001.
  2. «Начальная школа» № 6–1991.