Интегрированное внеаудиторное занятие по теме "Строение вещества"

Разделы: Физика, Химия, Внеклассная работа


Цель:

  • обобщить знания о веществе;
  • показать зависимость физических и химических свойств веществ от его строения;
  • показать значение этих знаний на практике;
  • сформировать навыки работы в коллективе;
  • формировать умения анализировать, делать выводы

Конкурс проводится между двумя командами. Каждая команда получает следующее домашнее задание:

  1. Подготовить название, девиз и эмблему команды
  2. Подготовить сообщение от команды на заданную тему и газету
  3. Подготовить эксперименты и вопросы соперникам.

Для проведения конкурса приглашаются жюри: классные руководители, студенты других групп.

В проведении конкурса участвуют два студента – ассистента, ведущие и один переодетый в старика Хотабыча.

Заранее подготовлены:

  1. Плакат явлений;
  2. Два больших кроссворда и по шесть маленьких
  3. Ножницы и бумага для вырезания снежинок
  4. Реактивы для конкурса химиков
  5. Шарфы
  6. Десять синих и пять красных шаров

Ход конкурса

1. Вступительное слово:

1-й Ведущий (1В): Здравствуйте, дорогие участники турнира

2-й Ведущий (2В) Здравствуйте, уважаемое жюри, кости и болельщики.

1В: Мы начинаем наш конкурс, на котором подведем итоги и выясним, чему же мы научились за полгода, что узнали о химических и физических явлениях.

2В: В нашем конкурсе за звание эрудитов будут команды групп (представляет команды).

Команды сообщают название и девиз.

1В: А оценивать их будет жюри в составе (представляет жюри).

2В: На наш турнир также пришел всем вам известный и любимый Хасан Абдурахман Хоттаб.

Входит старик Хоттабыч и приветствует команды и жюри.

1В: Хасан Абдурахман ибн Хоттаб не могли бы вы нам помочь и зажечь священный огонь в честь начала турнира.

Хоттабыч зажигает огонь (проводит опыт Приложение 1)

2. Разминка

2В: Сначала приступим к разминке. Разберитесь в каких предложения идет речь о физических, а в каких о химических явлениях.

1В: Зелеными фишками отметьте физические явления, красными химические.

На доске весит плакат с явлениями. По одному человеку от каждой команды по очереди подходят и прикрепляют фишки, за каждый правильный ответ начисляют один балл.

1В: Кто может объяснить, в чем сходство физических явлений?

2В: А чем различие этих явлений?

За каждый правильный ответ начисляется по одному балу (вопросы Приложение 2).

3. Домашнее задание.

1В: вам было дано задание, написать доклад на определенную тему.

2В: Просим первую команду прочитать свой доклад.

Первая команда защищает свой доклад и газету. За доклад и газету можно получить максимум 5 баллов.

4. Конкурс «Умелые руки»

1В: Бесшумно падают на землю звездчатые снежинки. Откуда эти правильные симметричные узоры, заставляющие вспомнить о тонком искусстве кружевниц?

2В: Все снежинки имеют симметричную шестигранную форму, происхождение которой можно объяснить.

При изучении кристаллов льда с помощью рентгеновских лучей обнаружили, что каждая молекула воды в кристалле окружена шестью соседними. Таким образом, центры молекул образуют правильный шестиугольник, что и приводит к шести плоскостям симметрии снежинки.

1В: Интересно наблюдать за ростом ледяных узоров на окнах квартир, автобусов. При резком похолодании температура стекол становится ниже температуры воздуха в помещении. На стеклах оседают молекулы пара, образуя причудливые формы, выраженные в сочетании длинных игл.

2В: Сегодня первый день весны. Снег скоро растает, и мы предлагаем на память о зиме сделать снежинки из бумаги.

Рассказывает и показывает, как вырезать снежинки.

Командам отводится пять минут на выполнение задания. Каждую вырезанную снежинку прикрепляют на доску.

Начисляется один балл команде вырезавшей большее количество снежинок. Если будет очень красивые снежинки можно начислить 1 балл за качество снежинок.

Пока команды работают, Хоттабыч демонстрирует опыт «Дым без огня»

5. Домашнее задание второй команды.

6. Подведение промежуточных итого жюри.

7. Конкурс химиков.

1В: Сейчас мы хотели бы попросить по одному представителю от команды, чтобы поучаствовать в конкурсе химиков.

2В: Вам даны четыре пробирки, в которых находятся: едкий натр, соляная кислота, хлорид калия и нитрат свинца. Вы должны определить, в какой пробирке находятся эти вещества, пользуясь выданными реактивами.

Студенты выполняют задание. Начисляется по одному баллу за каждое определенное вещество и один балл тому, кто выполнит быстрее.

8. Конкурс болельщиков «Все о воде».

1В: Вода – самое распространенное вещество на Земле, имеющее структуру минерала. Она необходима человеку для поддерживания нормально жизнедеятельности организма, о ней слагают стихи и пишут песни.

2В: Пока ребят выполняют задание, мы предлагаем болельщикам поддержать свою команду: спеть песню о воде или прочитать отрывок из стихотворения. За каждую песню или отрывок команде начисляется один балл.

9. Ромашка.

1В: Сейчас мы проверим ваши знания. Капитаны ваших команд будут вытаскивать вопросы, на которые вы должны ответить. На подготовку вам отводиться не более 30 секунд.

Вопросы написаны на лепестках ромашки (Приложение 3).

10. Конкурс « С закрытыми глазами»

1В: Ребята, а кто из вас лучше всех умеет писать уравнения реакций и расставлять в них коэффициенты? Выходи.

Выходит по одному человеку от команды.

2В: Правда мы забыли вас предупредить, что писать придется с закрытыми глазами.

Студенты пишут реакцию горения метана. Начисляют 1 балл за правильность, 1 – за скорость, 1 – за красоту.

11. Кроссворд.

1В: Следующий конкурс – разгадывание кроссвордов. Вам дается 10 мин. После чего вы сдает свой кроссворд жюри, а 1 человек от команды заполняет большой кроссворд, угаданными вами словами. За каждое угаданное слово начисляется 1 балл.

Пока команды работают, Хоттабыч проводить со зрителями опыт «Рана без крови» (Приложение 5)

12. Коллективные упражнения с воздушными шарами.

1В: Ученые, раскрывая секреты внутреннего строения вещества, создают модели. На занятиях по химии для этого используют шарики различных цветов, соединяя их стержнями.

2В: Английский ученый Вильям Бергг предложил моделировать внутреннее строение веществ с помощью мыльных пузырей, покрывая ими поверхность жидкости. Такой метод хорошо передает ряд особенностей в строении кристаллов.

1В: Вы, используя воздушные шары 2 цветов, должны показать строение льда, воды и водяного пара, в виде причудливых облаков.

2В: Сейчас капитаны ваших команд определят, какие структуры будет показывать ваша команда.

Капитаны выбирают по 2 карточки из 4 и команды с помощью шаров демонстрируют структуры: жидкой воды, водяного пара, льда, 1 молекулы воды.

13. Заключительное слово.

1В: Вот и закончился наш турнир. Сейчас жюри объявит результаты и команду победительницу.

Жюри объявляет команду победительницу.

2В: В чем команды победительницы наш мини – фейерверк.

Хоттабыч проводит опыт «Бенгальские огни».