Наглядное представление информации

Разделы: Математика


Цель урока:

  • закрепить навыки учащихся по имеющимся статистическим данным таблиц и диаграмм заданного типа;
  • развивать умения исследовать, проектировать ситуацию, применять элементы статистики в практических ситуациях;
  • воспитывать толерантность.

Метод обучения:

  1. беседа,
  2. демонстрация на мультимедиа;
  3. выполнение на компьютере практических заданий.

Оборудование:

  • персональные компьютеры;
  • мультимедиа;
  • раздаточный материал с практическими заданиями;
  • памятка работы на компьютере;
  • книга "Двенадцать стульев" И. Ильфа и Е. Петрова.

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация. Приложение 1.

Слайд №1 (название и эпиграф урока).

2. Лекция и беседа; демонстрация.

"Статистика знает все", - утверждали И.Ильф и Е.Петров в своем знаменитом романе "Двенадцать стульев" и продолжали: "Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики: Известно, сколько в стране охотников, балерин, станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок:" (зачитать отрывок из романа 4.2. "В Москве")

Это ироническое описание дает довольно точное представление о статистике.

- Что такое статистика? (Статистика - наука изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни.)

Слайд №2 (виды статистики).

Статистика имеет многовековую историю. Уже в древнем мире вели статистический учет населения. Однако произвольные толкования статистических данных, отсутствие строгой научной базы статистических прогнозов позволили в конце XIX века английскому премьер-министру Б. Дизраэли не без основания заметить: "Есть три вида лжи: просто ложь, наглая ложь и статистика".

В ХХ веке появилась математическая статистика - наука, основанная на законах теории вероятностей.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со способами наглядного представления информации.

Чтобы не "утонуть" в мире цифр, которые мы получаем в результате различных наблюдений, опросов и экспериментов, их представляют в удобном для человека виде. Наиболее простой формой такого представления является таблица.

Слайд №3.

- О каком способе представления информации мы сейчас говорим? (Мы сейчас говорим о табличном представлении информации).

- На уроках информатики мы познакомились с электронной таблицей.

- Какая программа позволяет нам работать с таким видом таблиц? (MS Excel).

- MS Excel, которая есть на любом персональном компьютере, работающем в Windows.

Принцип работы электронной таблицы очень прост. Еще раз убедимся в этом, рассмотрев в качестве примера Задачу № 1. Приложение 2.

Слайд №4 (Задача № 1).

- Прочитайте условие.

- Обратите внимание, на панели ожидания у вас находится в свернутом виде документ Excel. Развернем его. Приложение 3.

- Вы знаете, что в программе Excel имеются закладки, которые показывают, с каким листом мы работаем. Сейчас для работы нам понадобится лист № 1.

- Что вы видите на этом листе?

- Для начала составим таблицу частот. Просуммируем.

- Что показывает нам число 25? (Число 25 нам показывает, что задание выполняли 25 человек).

Иногда для анализа результатов составляют таблицу относительных частот.

- Что такое относительная частота? (Относительная частота - это отношение частоты к общему числу данных в ряду, выраженное в %).

- Составим таблицу относительных частот.

- Для вычисления относительной частоты можно воспользоваться памяткой, которая лежит у вас в файле на каждом столе.

Какой формулой мы должны воспользоваться?

Не забудьте, что адрес ячейки, где хранится сумма, должен быть относительным, то есть неизменным. Что мы делаем для того, чтобы адрес ячейки не менялся? Ответ на вопрос можно найти в памятке.

- Просуммируйте полученные данные. Суммированием вы должны убедиться в получении 100%.

Сверим результаты. Слайд №5.

Для анализа результатов контрольной работы нам потребуется вспомнить такие известные характеристики, как среднее арифметическое, мода, медиана, размах.

- Что называют средним арифметическим числового ряда чисел? (Средним арифметическим нескольких чисел называется число, равное отношению суммы этих чисел к их количеству).

Вычислите его для нашего примера.

- Что называют модой числового ряда? (Модой числового ряда называют число, которое встречается в этом ряду наиболее часто. Для нашего примера Мо = 5, так как больше всего работ, в которых верно выполнено 5 заданий).

Слайд №6.

- Что называют медианой числового ряда? (Медианой числового ряда называют число этого ряда (или полусумму двух его чисел), слева и справа от которого на числовой прямой лежит одинаковое количество членов ряда. Для нашего примера Ме = 5).

Слайд № 6.

- Что называют размахом числового ряда? (Размах - это разность наибольшего и наименьшего значений ряда данных. Для нашего примера Хmax-Xmin=7-0=7)

Итак, мы убедились, что таблица позволяет представлять статистическую информацию в удобной для восприятия форме.

Слайд №3.

- Вспомним, что такое диаграммы, их разновидности. (Диаграмма - это чертеж, на котором численные данные представлены с помощью геометрических объектов (точек, линий, фигур различной формы и различных цветов) и вспомогательных элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т. п. В зависимости от типа используемых геометрических объектов диаграммы делятся на точечные, линейные, плоскостные и пространственные (объемные).

При построении диаграммы важно выбрать такой способ изображения статистических данных, который может представить их наиболее наглядно. Наиболее наглядными и поэтому часто используемыми являются виды диаграмм, о которых давайте о вспомним, посмотрев следующие слайды.

Слайд №7.

- Диаграмму какого вида вы видите?

- Каков ее заголовок?

- Какую закономерность вы увидели?

- Можно ли утверждать о данной закономерности, применимой ко всей параллели учащихся 8 классов?

Что нужно сделать, чтобы убедиться в этом или опровергнуть.

Поэтому одним из ваших домашних заданий будет: провести обследование учащихся параллели 8 классов по дням их рождения.

Слайд №8.

- Диаграмму какого вида вы видите сейчас?

- Что отражает данная диаграмма?

- Как можно прокомментировать данную диаграмму?

Слайд № 9.

- Диаграмму какого вида вы видите?

- Что на этой диаграмме означают "совпадающие" точки двух графиков? "Несовпадающие"?

- Какие положения точек графика способствуют здоровому взаимопониманию взрослых и детей в семье?

Давайте закончим задачу № 1 и составим диаграмму, иллюстрирующую распределение числа верно выполненных заданий по частоте их появления. Для выполнения задания вы можете использовать любой тип диаграмм, соответствующий данной задаче.

Теперь каждому из вас предстоит решить задачу № 3.

Прочитайте условие.

- Попробуем для этого задания составить точечную диаграмму; озаглавить, подписать оси координат.

3. Итог урока.

- Сегодня на уроке активно работали следующие учащиеся:

Оценку получит каждый учащийся после выполнения домашнего задания. В конце урока хочу показать брошюру: "Из опыта работы педагогического коллектива МОУ Лицея №2 с одаренными детьми", где наглядно отражены те знания, которые вы получили на уроке, посвященном данной теме.