Урок "Деление двузначного числа". 3-й класс

Разделы: Математика

Класс: 3


Основные цели:

  • Сформировать способность письменному делению двузначного числа на однозначное.
  • Повторить приемы деления суммы на число.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

Демонстрационный материал:

  • графические модели
  • алгоритм деления суммы на число:
  • опорные схемы.
  • презентация к уроку
  • геометрические фигуры на магнитах: треугольники и кружки.

Раздаточный материал:

  • счетный геометрический материал : треугольники и кружки;
  • образцы для самопроверки примеров, задач.

Оборудование: учебник для 3 класса начальной школы (второе полугодие) (авторы М.И. Моро и др.), компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цели:

  • повторить таблицу умножения и деления. Однозначных чисел
  • способы деления суммы на число.
  • тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогию.
  • организовать выполнение учащимися самостоятельной работы №1 и самопроверку работы по готовому образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок)

Организация учебного процесса

Найди закономерность, продолжи ряд . (слайд1)

12, 20, 28, :, :, :, : .

65, 55, 45, :, :, : .

- Расскажите, как вы нашли числа. (Смотрю на первое и второе число, думаю, как из первого получили второе, проверяю на 3 числе.)

- Расскажите о числах первого ряда.

(двузначные, четные. делятся на однозначные числа 2 и 4, каждое следующее число больше первого на 8, и меньше на 8, численный ряд увеличивается. Наименьшее число 12, наибольшее число 60.

(двузначные, нечетные. делятся на однозначное число 5, каждое следующее число больше первого на 10, и меньше на 10, численный ряд уменьшается. Наименьшее число 15, наибольшее число 65. )

- Разделите первый ряд чисел на число 4.

(коллективно) (слайд 2)

12 : 4 =

20 : 4 =

36 : 4 =

44 : 4 =

52 : 4 =

60 : 4 =

- как справились с примерами?

- какие примеры вызвали затруднения?

- Какова тема нашего урока.? (деление двузначного числа на однозначное)

Построение проекта выхода из затруднений

Цели:

  • организовать построения детьми нового способа деления двузначного числа на однозначное число.
  • зафиксировать в речи новый способ деления.

- что вы умеете делить? (числа из таблицы умножения, сумму чисел)

- вспомните алгоритм деления суммы на однозначное число (слайд 3)

1. Сложу сумму слагаемых и разделю.

или

1. Разделю каждое слагаемое.

2. Сложу результаты

- чтобы разделить 44 что нужно сделать, чтобы разделить 44 (представить в виде суммы слагаемых)

Воспользуемся графической моделью. (слайд 4)

-Выведение алгоритма.

-Как разделить двузначное число на однозначное?

Алгоритм деления двузначного числа

1. Представлю в виде суммы разрядных

или

суммы удобных слагаемых

2. Разделю слагаемые

3. Сложу результаты. (слайд8)

Помните , что одно из слагаемых это число из таблицы умножения.

Физкультминутка:

Открывай скорее книжку, (развести в стороны руки)
В книжке мошка, мышка, Мишка. (переваливаться, руки в бок)
В книжке мячик круглый бок: (круговые движения руками)
Прыг-скок! Прыг-скок! (прыжки на месте)
В книжке зонт открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой. (постукивать пальчиками по тыльной стороне другой ладони)
В книжке киска близко-близко, (погладить воображаемые усики на щеках)
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой (гладить одной рукой другую)
Ведь у киски мех такой теплый. (прочесывают пальцами волосы на голове и обнимают себя)

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

  • Создать условия для фиксации изученного способа деления во внешней речи.

(Устно)

Работа по учебнику 1 строка, 1 пример.(с.15)

№ 1.(устно) (слайд 9)

№2 Решение 1,2 столбики с устным объяснением.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

  • Организовать самопроверку умения проверять изученные деления двузначного числа на однозначное.

Форма работы индивидуальная.

Решают 3,4 столбики по вариантам, проверяют самостоятельно по образцу.

-какие трудности возникли?

-у кого все получилось, поставьте себе "+" в оценочных листах.

Включение в систему знаний и повторение.

(слайд 10)

Цель:

  • организовать повторение решения задач деления суммы на число.

- Задание: Решение задач № по вариантам. (Работают по памятке)

1 вариант. С одной грядки сняли 18 кг моркови, а с другой 54 кг. Всю морковь разложили в корзины по 8 кг в каждую. Сколько потребовалось корзин?

2 вариант. Дети собрали для питомника 25 кг каштанов и 29 кг желудей. Всё это они упаковали в пакеты, по 9 кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов?

-Выполняем.

- Проверяем по схемам (слайд 11)

1 вариант

18 кг и 54 кг. ? - ? корз.

по 8 кг. - 1 корз.

2 вариант (слайд 12)

25 кг и 29 кг. ? - ? пак.

по 9 кг.- 1 пак.

-Обобщение:

-Какого вида была задача? (деление суммы на число)

Решение задачи № 3 (слайд 13)

Театр-3 зд. на ? зд. >

Библиотеки-? зд. в 6 раз >

Рефлексия деятельности.

Цели:

  • зафиксировать в речи новый способ деления двузначных чисел.
  • зафиксировать затруднения , которые остались и способы их преодоления
  • оценить собственную деятельность на уроке.

-Оцените свою работу в оценочных листах.

Домашнее задание. № 4, 5 стр.15, лабиринт.

Литература:

Н.М. Куракина "Сценарии открытых уроков" УМЦ "Школа 2000-2005"

Приложение.